реклама
Интервью "без галстуков"
Интервью "без галстуков"
Серия интервью, основанных на беседах с отраслевыми специалистами и руководителями компаний в прямом эфире соцсетей Корабел.ру

"Во второй раз в такую "прорубь" не нырнул бы...". Интервью "без галстуков" с гендиректором, восстанавливающим "10 СРЗ"

Серию "интервью без галстуков" продолжаем беседой с Евгением Зудиным - руководителем "10 ордена Трудового Красного знамени судоремонтного завода".
- Евгений Васильевич, расскажите, пожалуйста, где вы учились, где работали и как вы пришли в морскую промышленность.

- Я родился и вырос в Нижегородской области. Учился в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева. Ранее этот вуз именовался Горьковским политехническим институтом им. А.А. Жданова. Специальность у меня специфическая – ядерные реакторы и энергетические установки. После ее получения можно было идти работать на атомную станцию либо стать управленцем на ядерных реакторах на подводных лодках. Вообще, я не думал, что попаду в судоремонтную или судостроительную отрасль. Связывал себя, естественно, с работой в ОКБМ (Опытное конструкторское бюро машиностроения) в соответствии со специальностью. Так как я вырос в области, у меня была потребность в общежитии на первых порах после университета. Тогда я решил поступить в аспирантуру. Одновременно начал искать работу.

Это был конец 1990-х – начало 2000-х, везде требовался опыт работы со стажем не менее трех лет. Со мной учились люди из Мурманска и области, которые, в принципе, сюда и вернулись и работают сейчас на "Атомфлоте", либо на снежногорском заводе "Нерпа", где развит судоремонт по атомной тематике. И вот туда меня пригласили. Изначально ехал на Север, чтобы заработать стаж три года и вернуться назад. Но вот уже 20 лет как работаю в Мурманской области.

- То есть вы работали на заводе "Нерпа"?

- Да. Завод на тот момент много делал для Министерства обороны. Это был пик утилизационных работ по атомоходам. И завод охотно принимал выпускников профильного вуза из Нижнего Новгорода. Так с "Нерпы" начался мой путь в судоремонте. Меня взяли сначала на должность помощника строителя, потом строителем кораблей.

- Общежитие дали в итоге?

- Да, общежитие дали. Сказали, доедете до конечной остановки, там выйдете и будет видно общежитие. Мы приехали вдвоем с другом. Только никто не сказал, что в городе всего три остановки автобуса. И, естественно, уезжая из Нижнего Новгорода в апреле, когда уже травка зеленела, было неожиданно увидеть снега по пояс.

- Сколько лет проработали на "Нерпе"?

- На "Нерпе" я проработал 12 лет, в 2012 году уволился. Во многом уход был связан с тем, что "Нерпа" стала филиалом "Звездочки". Я уже не видел своего карьерного роста на том предприятии. В 2011 году мне в первый раз предложили возглавить 10-й судоремонтный завод, и я согласился. Подобрали все мои документы, отправили в ОСК на рассмотрение. К сожалению, я не владею ситуацией, почему в 2011 году не состоялось назначение. В связи с этим я поменял работу, с "Нерпы" ушел в коммерческую структуру, тоже связанную с судоремонтом, работал на должности первого заместителя директора – директора по производству. И когда мне во второй раз предложили перейти на 10-й СРЗ, я недолго сомневался. После четырех собеседований, в том числе с президентом ОСК, с февраля 2015 года работаю здесь.

- Расскажите, как происходило собеседование с Алексеем Львовичем.

- Сначала было собеседование с председателем совета директоров, с кадровыми службами, со службой безопасности ОСК. Потом было мне передано пожелание одного из вице-президентов, у которого я проходил собеседование, что к Алексею Львовичу нужно идти со своими предложениями. Потому что все понимали, в каком состоянии находится завод и с чем мне придется столкнуться в самом начале.

Понятно, что никто сейчас ни заказы, ни загрузку, ни тем более деньги на какое-либо развитие просто так не дает. Поэтому я, так скажем, представил небольшой бизнес-план, чем собираюсь заниматься. Возможно, Алексей Львович, по крайней мере, оценил мой нестандартный подход к реализации вопросов на судоремонтном заводе. В основном, это было связано с непрофильными работами, которыми никогда не занимался не только завод, но и вообще никто в Мурманском регионе. По сути, у меня созданы, как я их называю, уникальные участки, мы являемся единственными их исполнителями. Каждый участок – это  статусность и определенный товарный оборот. Может быть, не во всем объеме, который необходим заводу, конечно, но в целом каждый участок имеет свою "изюминку". И после этого на докладах у президента ОСК он регулярно интересовался, как поживают мои уникальные участки.  

Могу перечислить их вам. Участок демеркуризации – лампы утилизируем. Участок испытания баллонов – это для проверки оборудования с кораблей и лодок ВМФ. Есть еще установка по переработке жидких радиоактивных отходов и там же заряжаем еще огнетушители, участок испытания стропов, цепей и канатов (это не только для военных, так же, как и лампы, утилизируем всем).
 
"10 ордена Трудового Красного знамени СРЗ", АО

- Что изменилось на заводе за пять лет под вашим руководством?

- Когда я пришел, на заводе была четырехмесячная задолженность по заработной плате, госзаказ 2012 - 2014 гг. не был закрыт. Оборотных средств, естественно, на предприятии не было. Численность персонала составляла около 350 человек, из них только 60 основных производственных рабочих, остальное – надстройка. В доке уже шесть месяцев стояла подводная лодка с незаконченным ремонтом. Люди уходили с предприятия, потому что, уже было просто неоткуда брать деньги. Был непогашенный кредит перед Сбербанком... Трудно было достаточно, во второй раз в такую "прорубь" не нырнул бы, наверное. Мне тогда было 36 лет, самый молодой директор на тот момент.

Товарный оборот по результатам 2014 года составлял 160 миллионов рублей. Естественно, этих денег не хватало даже на покрытие зарплаты с налогами, не говоря уже про все остальное. И вот эти первые пять лет, я их назвал становлением, мы просто доказывали, что мы можем, восстанавливали ряд лицензий. Сейчас у нас 17 разных лицензий и разрешений по сравнению с двумя-тремя в 2014 году. Товарный оборот вырос в десять раз. В 2019 году предприятие в первый раз за последние 25 лет отработало с чистой прибылью – 66 миллионов рублей. А валовая прибыль составила -122 миллиона рублей. Численность персонала выросла в два раза, сейчас трудится 700 человек. Вот так и живем.

- Как набирали кадры?

- Смотрите, когда-то "на рассвете" завода здесь работало около 7000 человек. Сейчас численность населения города составляет чуть меньше 17000. Предприятие, в принципе, с социальными гарантиями от государства, производство, почему бы не перейти людям? К нам и с "Водоканала" приходили. У нас и подготовка персонала ведется, происходит поиск кадров. Есть специалисты, которые переехали жить и работать из Астрахани, из Воронежа. Мы обеспечиваем жильем. Так что если есть желающие, мы берем на работу. Всех работников обеспечиваем и "полярками", и "северным коэффициентом", как положено. Средняя заработная плата у нас больше, чем в среднем по области и по промышленности.

На этот год с ОСК согласовано увеличение численности работников до 800 с небольшим. Это связано с тем, что нам Министерство обороны передает еще один док, и мы планируем его поставить на акватории уже в 2020 году.

 - Когда вы только приступили к работе, как вас приняли? Наверняка, к тому моменту люди были уже уставшие от ситуации на предприятии.

- По-разному. Кто-то видел надежду, кому-то я, допустим, помешал. Так скажем, "местные князьки" тоже были, которые на уровне цеха решали вопросы определенные. Приходилось кого-то ставить на место, заставлять соблюдать должностные инструкции. Из руководящего состава из тех, кто был здесь пять лет назад, сейчас не осталось никого.
 
"10 ордена Трудового Красного знамени СРЗ", АО

- Давайте поговорим про судоремонт. Какие проблемы отрасли можете выделить в Заполярье и как вы их решаете?

- Проблемы везде одинаковые. Кадровые — про них везде говорят. Сейчас мы готовим своих специалистов, получили образовательную лицензию и каждый год ее расширяем. Начали, естественно, с "пожарного" минимума, с газорезательных и сварочных работ, крановщиков и так далее. Готовые кадры здесь, конечно, не найти.

Второе, как я уже говорил, завод был в достаточно неадекватном состоянии. Во времена с 2010 по 2014 год было нарезано и продано на металл два дока. Мы столкнулись с проблемой того, что доковые хозяйства для предприятия необходимо расширять. Вот эти пять лет мы ее решали. И, наконец, в прошлом году министр обороны согласовал передачу дока на 10-й СРЗ от Министерства обороны. На сегодняшний момент проходит согласование договора на Северном флоте на передачу. Мы готовимся к его приему в этом году.

У нас есть крытый док, в него нельзя поставить большой надводный корабль. Новый – ПД-92 — будет установлен с целью увеличения загрузки предприятия. И, соответственно, после этого наступит следующий этап развития. Произойдет увеличение товарооборота со всеми вытекающими последствиями.

Что касается сегодняшней пандемии, есть, конечно, некоторые нюансы, связанные с поставками. Предприятие работает в полном режиме. Первую неделю мы еще работали в ограниченном режиме, а с 6 апреля все как обычно. Все-таки у нас загрузка 85% по гособоронзаказу. Были кое-какие задержки по поставкам для небольших ремонтов, это как правило фирмы-поставщики малого и среднего предпринимательства. С этим мы столкнулись в этот месяц, но все равно мы все "дожали", задержка получилась примерно в две недели.
 
Испытания пневмоцистерн / "10 ордена Трудового Красного знамени СРЗ", АО

- Вы находитесь в центре российского рыбного промысла. Как вы работаете с рыбаками, какие проекты реализуете?

- Для того чтобы с ними работать, нужно что-то предложить, потому что мы с вами знаем, что рыбаки — товарищи с определенным складом характера. Во-первых, у них деньги свои, а свои деньги каждый считает, причем считает очень серьезно. Поэтому пока нет особых предложений, не о чем и говорить. Для реализации необходимой работы опять же нужен док. 

Ранее везде анонсировался морехозяйственный комплекс "Полярный". Подписание соглашения между Рахмановым и губернатором Мурманской области состоялось в ноябре. В принципе мы по нему работаем, и суда к нам в док встают. В течение апреля мы доковывали научно-исследовательское судно "Аурелия" и рыболовецкий траулер "Лиинахамари", то есть сделали два ремонта гражданских судов за месяц. А для того, чтобы более обширно взаимодействовать нужно, конечно, еще доковое пространство.

Тем не менее, то, что мы прописали от себя в морехозяйственном кластере, реализуем. Мы его реализуем через ФРП, для чего бизнес-план мы закрепили на сайте ФРП, а финальным этапом должно быть начало строительства среднетоннажных судов. У нас есть проект, разработанный с нижегородским "Sea Tech". Проект коллеги готовы передать в реализацию. И мы сейчас начали переговоры с мурманскими рыбаками, которые у себя во флотском составе имеют так называемые "мартышки" (МРТ), это суда для прибрежного лова и недальнего моря. Предлагаем им сейчас на строительство этот новый проект. Естественно, у них у всех есть определенные требования. Я думаю, что, когда мы выйдем на стадию предконтрактных переговоров, найдем возможность внести корректировки.

- Кроме установки нового дока, какие отличительные черты на производстве?

- Мы работаем сейчас по принципу бережливого производства. Целенаправленность его — это увеличение производительности труда. То есть если смотреть по результатам 2019 года, то у нас производительность труда с началом внедрения производственной системы выросла на 17,4%. Сейчас ОСК в ежегодные в требования поставила улучшение производительности труда на 5%. Честно говоря, я не знаю, как это у нас получится в 2020 году, но будем стремиться.
 
Корабел.ру


 - У нас есть стандартный завершающий вопрос для данной серии интервью. Что вы скажете, когда в следующий раз встретите Алексея Львовича Рахманова?

- В первую очередь поприветствую. Доложу про работу на уникальных участках, по работе докового хозяйства, количеству восстановленных пирсов, ну и про нашу "ОСКашную" Спартакиаду в этом году. В прошлом году проводили в Нижнем Новгороде. В этом планируют в Петербурге. Заводчане уже рвутся в бой на футбольное поле. Нашими самыми интересными соперниками была команда со Средне-Невского завода. Думаю, что футбол с "питерцами" — это всегда интересно. Поэтому и вопрос: на когда Спартакиаду переносят?

Беседовала Виктория Корабеловна, подготовила Юлия Хазиева 

 
Напоминаем, что интервью взято в рамках онлайн-проект, идущего с конца марта в нашем "Инстаграме". В прямом эфире мы беседуем с главами отраслевых предприятий и компаний. Беседу с Евгением Зудиным в видеоформате можно посмотреть здесь.

Можно пройти по общей ссылке и посмотреть все прошедшие выпуски. Если вы тоже хотите поучаствовать в этом проекте, пишите нам на почту vika@korabel.ru или звоните по телефону +7 (921) 912-0373. Будем рады побеседовать в "домашнем" формате. Внимание: тем, у кого нет своего "Инстаграма", предоставим наш тестовый аккаунт!


Материалы по теме:
"Среднесрочные цели – своя верфь в России". Интервью "без галстуков" с исполнительным директором "Морской Техники"
"Реакция на коронавирус вызовет более тяжелые последствия, чем сама инфекция". Интервью "без галстуков" с главой фрахтовой компании

"По нашим проектам построили уже 376 судов". Интервью "без галстуков" с главой крупнейшего постсоветского КБ
"У нас цель – стать мировым производителем судового оборудования". Интервью "без галстуков" с главой нового холдинга
"Если один раз побыл моряком — останешься им на всю жизнь". Интервью "без галстуков" с поставщиком морских двигателей
"Адвокаты, как врачи, работу не останавливают". Интервью "без галстуков" с морским адвокатом

"Робототехника - не хайп, а мейнстрим морской отрасли". Интервью без галстуков с главой отраслевого центра "Маринет"
"Хочу, чтобы Россия была в пятерке судостроительных стран мира!" Интервью "без галстуков" с главой сразу трех заводов
"Вирус вирусом, а работать надо". Интервью без галстуков с главой КБ "Си Тех"
"Лучшие специалисты — это "серые" троечники с периферии с детьми и кредитами". Интервью "без галстуков" с гендиректором СФ "Алмаз"
"Судостроение Украины возрождается". Интервью "без галстуков" с гендиректором одесского КБ



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости