Владимир Середохо: "К 2017 году будет практически новый завод с увеличением мощности в два раза"

Средне-Невский судостроительный завод с завидной регулярностью фигурирует в новостных лентах СМИ. На предприятии спускают и передают корабли, вводится в строй новое оборудование, реализуются социальные и молодежные программы.

Не обходится и без проблем. У специалистов на слуху история с задержкой сдачи заказчику буксиров-толкачей проекта 81 почти на год. Первый буксир завод передал только в конце прошлого года, тогда как по контракту все шесть должны были уже отработать целую навигацию.
"Корабел.ру" подготовил интервью с генеральным директором СНСЗ Владимиром Александровичем Середохо, который и рассказал об успехах и о проблемах предприятия.

Какие проекты сейчас выполняет завод?

Сейчас Средне-Невский судостроительный завод – это единственное предприятие в России, которое может предложить заказчику полный цикл работ по строительству судов из четырех видов материалов: маломагнитных и обычных сталей, алюминия и композитных материалов. И в основном мы работаем именно с композитами. В год мы обрабатываем порядка 600-700 тонн подобных конструкций, но к следующему году планируем увеличить эту цифру до 1000 тонн.
Корабль ПМО "Александр Обухов" / "СНСЗ"

Что касается непосредственно проектов, то по Гособоронзаказу на заводе строится серия базовых тральщиков проекта 12700 "Александрит", головной корабль БТ-730 "Александр Обухов" сейчас проходит заводские испытания, сдача первого серийного – "Георгий Курбатов" запланирована на 2016 год, второй и третий – соответственно в 2017 и 2018 годах.

Плюс сейчас у нас в работе находятся два экспортных контракта. По первому завершаем строительство шести патрульных кораблей проекта ТП400 для ВМС Вьетнама, которые были построены на базе их верфи. СНСЗ там выполнял поставки специального оборудования, монтаж, насыщение корпуса системами и др. В этом году запланирована сдача последнего корабля, и будем вести переговоры о продолжении сотрудничества.

Кроме того, мы строим рейдовый тральщик для Казахстана проекта 10750Э, сдача его также запланирована на этот год. Там возникли сложности из-за последней политической обстановки и санкций – некоторое оборудование будет поставлено не на завод, а непосредственно казахской стороне. Поэтому корабль еще ждет дооснащение и проведение части заводских испытаний уже в Казахстане. Здесь также все предпосылки для продолжения сотрудничества, будем договариваться о строительстве еще одного корабля.
Пассажирский катамаран пр.23290 / "СНСЗ"

Но у нас развивается и гражданское судостроение. Сейчас в инициативном порядке мы строим композитный пассажирский катамаран на 150 мест. Изначально этот проект готовился для работы в Пассажирском порту Санкт-Петербург "Морской Фасад".

Каков штат предприятия?

Численность завода по мере загрузки изменяется. Но могу сказать, что в последние годы она растет и сейчас составляет около 1500 человек. Из них прямые производственные рабочие – 43%, порядка 25% – вспомогательные. Оставшиеся – ИТР, служащие, руководители.

Сказались ли санкции на работе завода?

Последствия санкционных ограничений нас тоже затронули, особенно на выполнении экспортного корабля проекта 10750Э.

В проекте от ЦМКБ "Алмаз" было заложены комплектующие и специальное оборудование производства европейских фирм из Нидерландов, Германии, Финляндии. Контракты на поставки были уже подписаны, но во второй половине 2014 года все они были разорваны. Нам пришлось заново начинать процедуру поиска поставщиков, проводить закупочную кампанию. В результате мы нашли аналогичное оборудование производства Сингапура, Кореи, Китая, но вся процедура заняла у нас полгода.
Тральщик 10750Э / "СНСЗ"
На выполнении гособоронзаказа санкции не сказались. Корабли для ВМФ практически на 100% оснащаются отечественным оборудованием.

Мы подобный поворот событий прогнозировали заранее, поэтому с 2013 года активно занимаемся импортозамещением – постепенно переходим на отечественные материалы. Композитные ткани, например, у нас используются только отечественного производства. С переходом на инфузионный метод мы были вынуждены обратиться к импорту – российских аналогов тогда не было.

Сейчас налаживаем сотрудничество с отечественными производителями стеклотканей, углетканей, смол, наполнителей. К 2016 году рассчитываем получить отечественные заменители под инфузию. За полтора года надо поднять уровень качества, адаптировать технологию производства.

Расскажите поподробнее, с чем была связана задержка в сдаче заказчику буксиров проекта 81?

Контракт с компанией ООО "П.ТрансКо" на строительство шести буксиров-толкачей проекта 81 мы заключили в феврале 2013 года. Все суда должны были выйти на линию в навигацию 2014 года [Ссылка на предыдущий материал].

Заказчик пришел к нам уже с готовым техпроектом от ЗАО "Спецсудопроект", со всеми одобрениями Регистра судоходства. Мы стали выпускать рабочую документацию, параллельно запустили заготовительное производство на все шесть корпусов, начали сборку узлов и секции. Но через полгода обнаружилось, что проектирование выполнено с ошибками. Все конструкции необходимо пересчитывать и переделывать.
Буксир-толкач "Череповецкий металлург " / "СНСЗ"

Регистр с проекта все свои подписи снял. Полгода мы потратили на то, чтобы сделать новые чертежи, расчеты, пересогласовать в Регистре. И в конечном счете попали в зиму. Навигация уже заканчивалась, мы просто не успевали провести все необходимые испытания. Поэтому работы перенесли на весну 2015 года.

Понимание со стороны заказчика нашли?

Нет, не нашли. Дело в том, что условия контракта были жесткими. В 2013 году завод был не загружен. По контракту все корректировки проекта должны были проводиться за наш счет. Но таких объемов переделок мы не предполагали.
На имя заказчика высылали десятки писем с просьбой пересмотреть условия, но понимание не нашли.
Понятно, что чем дольше строится корабль, тем выше затраты. Но мы в итоге приняли решение — этот проект закончить. Уже четыре буксира работают на линии.

Какова трудоемкость производства буксиров и как она уменьшалась от головного судна к шестому серийному?

Раскладка по трудоемкости выглядит примерно следующим образом: если брать головной буксир за 100%, то шестой у нас был 82%. То есть мы двигались примерно так: 100%, 95%, 93%, 89%, 85%, 82%. Но превышение трудоемкости по сравнению с проектным было в два раза.

Заинтересованность буксирами со стороны других заказчиков у завода есть?

Да, мы сейчас ведем переговоры еще с одним потенциальным заказчиком на два буксира и три баржи. Идем с этим проектом в Крым, где подобные барже-буксирные составы были бы очень актуальны. По экономике их использование выгоднее, нежели работа традиционными судами. Для крымчан у нас есть морская версия проекта и буксира, и баржи.

Владимир Александрович, вы пришли на пост генерального директора на Средне-Невский завод в 2007 году. Что изменилось на заводе с тех пор?

Мне сложно оценивать свою деятельность, подобный взгляд субъективен. Назову факты.

Во-первых, завод помолодел. Когда я пришел в 2007 году средний возраст на предприятии составлял 60-т лет, сейчас 42-43 года. В штате было всего 600 человек, сейчас – 1500, то есть создано 900 рабочих мест.

Во-вторых, повысилась и средняя заработная плата с 12 до 55 тыс. рублей, на 458%. По зарплате Средне-Невский судостроительный завод вышел на уровень Санкт-Петербурга. Значение предприятия для Саперного, Металлостроя, Колпино очень велико, мало того – около 30% сотрудников приезжают к нам работу из города.
Закладка корабля ПМО для ВМФ РФ - "Георгий Курбатов" / "СНСЗ"

На заводе планомерно осуществляется реализация федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса", к 2017 году мы планируем завершить полную модернизацию завода – это уже будет новый завод. Будет практически новый завод с увеличением мощности в два раза. Задача стоит – сдавать не менее 3-4 кораблей в год.

Как привлекаете молодежь? С муниципалитетом сотрудничаете?

Помимо достойной заработной платы, что конечно имеет первостепенное значение, для молодежи у нас существует целый ряд программ. Мы компенсируем 50% стоимости образования, проценты по ипотеке. Не так давно мы сформировали жилищный кооператив, курирует его работу тоже молодежь.

Потом у нас функционирует молодежный совет, который проводит различные спортивные, музыкальные, туристические мероприятия.

Плотно работаем с муниципалитетом, недавно отремонтировали подъездную дорогу, сейчас строим площадку для парковки, которой могут пользоваться жители близлежащих домов. Помогаем подшефной школе, привели в порядок стадион "Парус", где играет наша заводская команда. Статус градообразующего предприятия стараемся держать достойно.

Беседовал Владислав Букин
"Средне-Невский судостроительный завод", АО
Санкт-Петербург
+7 (812) 648-30-50, +7 (812) 648-30-51
"Северсталь", ПАО Череповец
+7(8202)53-09-00
"П.ТрансКо", ООО Москва
+7 (495) 653-81-10



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025