30 мая в Зеленодольском районе на базе Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра состоялось выездное совместное заседание комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию и Экспертного совета при комитете, на котором парламентарии обсудили вопросы логистики на речном транспорте, в частности, развития перегрузочных комплексов на внутренних водных путях страны. Заседание провел председатель комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсовета РТ Андрей Егоров.
До начала заседания парламентарии ознакомились с работой грузового порта Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра, посетили новый элеваторный комплекс ООО "Свияжск-Зернопродукт", а также лаборатории, где производители зернопродуктов получают сертификаты качества.
"Свияжский мультимодальный логистический центр играет ключевую роль в развитии транспортной логистики для экспортно-импортных грузов Поволжья, — подчеркнул Андрей Егоров. — Он также обеспечивает возможность обрабатывать грузы с трех направлений: водный и авто транспорт, а также железная дорога, что уже является хорошим показателем и конкурентным преимуществом среди других проектов в Российской Федерации".
Информацию о развитии перегрузочных комплексов (мультимодальных центров) на внутренних водных путях Российской Федерации представил руководитель Федерального казенного учреждения "Речводпуть" Михаил Дробин.
"Внутренние водные пути — один из самых экономически эффективных способов перевозки крупнотоннажных грузов, — отметил он. — Их развитие открывает широкие возможности для модернизации транспортной системы, снижения нагрузки на автомобильные и железнодорожные магистрали, а также ускорения логистических процессов".
По его словам, проект "Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр" - это масштабный инфраструктурный комплекс, один из крупнейших в России логистических хабов полного цикла и ключевой узел в Поволжье. Он расположен в стратегически важной точке пересечения международных транспортных коридоров "Север - Юг" и "Европа - Западный Китай". В дальнейшем грузооборот МЛЦ планируется нарастить до 12 млн тонн в год. Руководитель Федерального казенного учреждения "Речводпуть" отметил, что подписаны соглашения с 8 субъектами РФ о создании перегрузочных комплексов.
Как отметил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Айрат Садыков, в системе евразийских логистических перевозок сейчас интенсивно развивается международный транспортный коридор "Север-Юг", где Татарстан всеми видами транспорта участвует. С точки зрения перспектив развития Айрат Садыков обратил внимание на необходимость инфраструктурного развития логистических центров, строительство зон таможенного контроля, контейнерных терминалов со складами.
"Те услуги, которые планируется развивать на этой территории, — это перевозки водным транспортом контейнерного типа, — заявил Айрат Садыков. — Сегодня в России это не сильно развито, и является той точкой роста, на которой нужно сфокусировать свое внимание".
В настоящее время на СММЛЦ реализуется четыре инвестиционных проекта, резидентами которых инвестировано 9 млн рублей и создано 1 638 рабочих мест. За прошедший год объем перевалки на СММЛЦ составил 262 тыс. тонн. К 2027 году он составит 1 млн тонн, в число которых будет входить сельхозпродукция, навалочные и строительные грузы, генеральные грузы, а также крупнотоннажные контейнеры.
Руководитель проекта ООО УК "Яльянс" (управляющая компания Свияжского мультимодального центра) Алексей Неничев отметил, что СММЛЦ делает только первые шаги в мир большой логистики, но его инфраструктурные характеристики, географическое расположение и транспортная доступность позволяет стать одним из ключевых портов страны.
В ходе обсуждения депутаты отметили, что для дальнейшего развития транспортной логистики нужно создать условия для перевозки товаров по реке, включая строительство контейнерных флотов, судов и логистических центров на базе речных портов. Учитывая перегруженность автодорог и железнодорожных путей, активное использование речных маршрутов поможет снизить расходы на дороги, уменьшить транспортные затраты и улучшить экологию европейских регионов страны, сообщает Государственный Совет Республики Татарстан.
Информацию по контрольному вопросу комитет принял к сведению, и рекомендовал министерству транспорта и дорожного хозяйства РТ продолжить работу по развитию логистики на речном транспорте в республике и активизировать работу с промышленными предприятиями в части использования потенциала Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра по перевозке грузов.
Отвечая на вопросы журналистов о дальнейших планах развития ММЛЦ, председатель профильного комитета Андрей Егоров отметил, что подобный логистический центр целесообразно было бы построить и на реке Кама.
"Это позволит оптимизировать транспортно-логистические процессы в республике и повысить эффективность функционирования инфраструктуры", — подчеркнул он.