реклама
/ события, аналитика

Услуги и договорные отношения ФГУП "Росморпорт": мнение юриста

0 3363 8 мин
Обзор подготовлен Юридической фирмой "Ремеди"

1. Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.09.02 N 705 административно-властные полномочия в сфере государственного управления морскими торговыми и специализированными портами возлагаются на администрации морских портов (далее АМП), являющиеся федеральными государственными учреждениями. Для осуществления указанных функций за администрациями морских портов закрепляется на праве оперативного управления федеральное имущество.

Постановлением также предусмотрено создание федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" с закреплением за ним на праве хозяйственного ведения имущества, не закрепленного за АМП.

Согласно указанному Постановлению Правительства ФГУП "Росморпорт" находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет свою деятельность за счет остающихся в его распоряжении доходов от использования закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества и портовых сборов (корабельного, маячного, канального, причального, якорного, экологического, лоцманского и других сборов, определяемых Министерством транспорта Российской Федерации), которые направляются на содержание и развитие объектов, обеспечивающих безопасность мореплавания, и осуществление другой портовой деятельности.

Анализ указанного Постановления N 705, а также иных нормативно-правовых актов позволяет говорить о том, что законодателем было проведено разграничение административно-властных и хозяйственных функций.

Административно-властные полномочия по государственному контролю за обеспечением безопасности мореплавания закрепляются за администрациями морских портов. А ФГУП "Росморпорт", являясь (в смысле ст. 114 ГК РФ) коммерческой организацией, выполняет функции хозяйствующего субъекта по управлению федеральной собственностью в морских портах России.

В соответствии со ст. 3 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Постановление N 705 устанавливает, что деятельность ФГУП "Росморпорт" должна быть направлена на эффективное управление вверенного ему имущества во исполнение администрацией морского порта возложенных на нее функций по обеспечению безопасности мореплавания.

Согласно п. 2.1. Устава ФГУП "Росморпорт", Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли, в частности:
а) создания, содержания, эксплуатации и развития закрепленного за Предприятием федерального имущества, в том числе имущественного комплекса, обеспечивающего безопасность мореплавания;
б) обеспечения мер по реализации федеральных целевых программ развития морского транспорта.

В вышеуказанном Уставе предусмотрено также, что одной из целей "Росморпорта" является "выполнение работ (оказание услуг) в морских торговых и специализированных портах (далее - морские порты).

П. 2.2. Устава "Росморпорт" перечисляет виды деятельности, которые осуществляет ФГУП для выполнения возложенных на него функций.

В частности, в абз. 12 п. 2.2. указано, что ФГУП "Росморпорт" оказывает все виды услуг судам на подходах и непосредственно в акватории морских портов по их безопасному судоходству, маневрированию и стоянке, а именно:
- предоставляет информацию системы управления движением судов;
- осуществляет лоцманскую проводку судов;
- осуществляет буксировку судов;
- обеспечивает ледокольную проводку;
- обеспечивает безопасную стоянку судов в порту;
- организует службу вочманов;
- обеспечивает пропускной режим;
- организует шипчандлерское и сюрвейерское обслуживание;
- обеспечивает энергоснабжением, телефонной и радиосвязью, доступом в Интернет;
- организует бункеровку судов топливом и водой;
- обеспечивает сбор с судов балластных вод, мусора, пищевых отходов;
- обеспечивает сбор судовых льяльных вод и нефтепродуктов;
- организует работы по фумигации, дератизации, дегазации трюмов и танков;
- предоставляет катера экипажам судов, стоящим на рейде, и автотранспорт для выезда в город;
- организует культурное и социально-бытовое обслуживание членов экипажей судов.

В соответствии с п.1 Устава ФГУП "Росморпорт" создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2002г. N 705 "О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами", приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2002г. N 154 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2002г. N 705" и распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 07 апреля 2003г. N 1069-р.

Необходимо отметить, что в Постановлении N 705 не содержится упоминания о такой цели, как выполнение работ (оказание услуг) в морских торговых и специализированных портах. Следовательно, указанная функция является дополнительной по отношению к целям деятельности ФГУП "Росморпорт", которые установлены Постановлением, и не наделяет "Росморпорт" привилегированным правом на оказание указанных услуг. Т.е. услуги, которые перечислены в абз. 12 п. 2.2. Устава, "Росморпорт" оказывает на общих основаниях (исходя из существующей на рынке конкуренции). Никто не может быть обязан вступать в правоотношения по оказанию услуг именно с ФГУП "Росморпорт". Законодательство РФ не содержит ограничений прав юридических лиц в сфере оказания/предоставления услуг по обеспечению безопасности мореплавания.

Более того, сама формулировка оказание "услуг по безопасному судоходству", некорректна, т.к. функции по обеспечению безопасности мореплавания в соответствии со ст. 74, 76 КТМ РФ возложены на капитана морского порта. В этой связи необходимо отметить, что деятельность "Росморпорта", учитывая положения Постановления N 705, имеет т.н. "обеспечительную" направленность, а именно - ФГУП управляет закрепленным за ним имуществом в целях обеспечения выполнения администрациями морских портов возложенных на них административно-властных функций. Указанное Постановление не наделяет ФГУП "Росморпорт" полномочиями по организации и обеспечению судоходства в портах.

Таким образом, обязанность капитана порта по обеспечению безопасности мореплавания и право ФГУП "Росморпорт" по осуществлению действий по управлению закрепленным за ним имуществом (даже если это имущество относится к имуществу, обеспечивающему безопасность мореплавания) не идентичны (не сопоставимы) и носят различный характер.

В свете реализации положений Постановления N 705 не разрешенным также остается вопрос об условиях/основаниях получения ФГУП "Росморпорт" портовых сборов. По сути, портовые сборы представляют собой регламентированные тарифы за оказание определенного вида/рода услуг, оказываемые при заходе/выходе судна в /из порта. Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень товаров и услуг, в отношении которых установлено государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ. Этим перечнем к государственному регулированию отнесены портовые сборы. Ставки сборов в морских портах установлены Минтрансом РФ и Минэкономики РФ от 21.07.1995. Постановление Правительства N 705 закрепило за ФГУП "Росморпорт" право на получение корабельного, маячного, канального, причального, якорного, экологического, лоцманского сборов, предполагая при этом, что ФГУП будет осуществлять содержание переданного им федерального имущества (содержание портовых сооружений и навигационного оборудования, поддержание инфраструктуры порта в рабочем состоянии), в том числе за счет указанных сборов.

Помимо возложенной Постановлением N 705 на ФГУП "Росморпорт" задачи по содержанию и развитию объектов, обеспечивающих безопасность мореплавания, последнему, как было указано выше, Уставом предоставлено право оказывать услуги в сфере обеспечения безопасности мореплавания. По сути ст. 9 КТМ, заказчиком этих услуг должны выступать портовые власти - администрации морских портов.

ФГУП "Росморпорт", являясь коммерческой организацией, вправе оказывать услуги, предусмотренные Уставом, наравне с иными юридическими лицами. Т.е., эти же услуги (лоцманская проводка, дноуглубительные работы и т.д.) могут предоставлять и иные субъекты права. Сохраняется ли при этом право ФГУП "Росморпорт" на получение, например, лоцманского сбора (если фактически услуга по лоцманской проводке была оказана иной организацией, а не ФГУП "Росморпорт")? Полагаем, что ответ на этот вопрос должен быть отрицательным - оплата услуги должна быть произведена тому лицу, которое оказало эту услугу. Тот же вопрос возникает и в случае, если портовые сооружения и навигационная обстановка принадлежит и, соответственно содержится и эксплуатируется частными лицами, т.е. не относится к федеральному имуществу, которое закреплено за ФГУП "Росморпорт" (например, ситуация в порту Приморск, в порту Усть-Луга), следовательно и услуги по заходу/выходу судна оказывают владельцы портовой инфраструктуры, и именно они имеют право на оплату указанных услуг - т.е. на получение портовых сборов.

На сегодняшний день уже созданы филиалы "Росморпорта" в Северном, Балтийском, Южном, Каспийском и Дальневосточном бассейне, однако реализация на практике положений Постановления N 705 уже сегодня существенно отличается от намеченного реформой государственного управления морскими и специализированными портами направления.

Рассмотрим, например, "Публичный договор на оказание услуг по обеспечению судоходства и пребывания судна(ов) в морских портах СПБ и Приморск", который Санкт-Петербургский филиал ФГУП "Росморпорт" направил в адреса судовладельцев и морских агентов, осуществляющих свою деятельность на акватории портов СПб и Приморск, для обязательного подписания.

П.1.1 данного Публичного договора следующим образом определяет предмет обязательства: "Предприятие (ФГУП "Росморпорт") принимает на себя обязательство по оказанию на подходах к порту и непосредственно на его акватории услуг по обеспечению судоходства и пребывания судна в порту, включая вход судна в порт и выход судна из порта, маневрирование и стоянку в порту, а Судовладелец обязуется оплатить эти услуги." Фактически условия предлагаемого Санкт-Петербургским филиалом ФГУП "Росморпорт" Публичного договора ограничивают право Судовладельца/Агента на выбор другой организации, оказывающей, например, лоцманские, агентские, швартовые услуги.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается "договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)." Таким образом, нормы закона, предполагают, что деятельность организации, оказывающей такие услуги, носит публичный характер, что и является основанием для установления законодательно закрепленной обязанности последней по заключению договора на оказание таких услуг с каждым, кто к ней обратится.

Руководствуясь положениями ГК о свободе договора, считаем, что ФГУП "Росморпорт" не может обязать Судовладельца/Агента заключить подобный Публичный договор. Заключение такого Публичного договора не может являться обязательным условием для захода судна в порт Санкт-Петербург и в порт Приморск.

Агентские компании получили также проформу так называемого "Агентского договора", который не только не соответствует требованиям закона, но и нарушает права третьих лиц, не являющихся сторонами данного Агентского договора.

В соответствии с п. 1.1. Агентского договора Агент по поручению Предприятия (ФГУП "Росморпорт") от своего имени, но за счет Предприятия, осуществляет действия, связанные с реализацией Предприятием услуг по обеспечению судоходства и пребывания судов в морских портах СПб и Приморск и т.п. Однако не понятно, с помощью каких средств Агент должен осуществлять действия, связанные с реализацией ФГУП "Росморпорт" услуг по обеспечению судоходства, и в чем заключаются эти действия. Таким образом, фактически такой Агентский договор возлагает на Агента исполнение обязанностей, которые объективно не могут быть им (Агентом) на себя приняты и исполнены, в связи с отсутствием не только достаточных полномочий, но и необходимых технических средств.

Установленная договором формула - "Агент действует от своего имени, но за счет Предприятия" - имеет следующие правовые последствия: в соответствии с п.1 ст. 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Таким образом, Агент, осуществляя от своего имени "действия, связанные с реализацией Предприятием услуг по обеспечению судоходства и пребывания судов в морских портах СПб и Приморск" становится обязанным перед Судовладельцем за оказание перечисленных выше услуг.

П. 2.1.1. устанавливает обязанность Агента представлять интересы Предприятия (ФГУП "Росморпорт") в отношениях с Судовладельцем, который в свою очередь, номинирует этого же Агента для представления своих интересов! Если принимать во внимание положения ст. 1005 ГК РФ о том, что права и обязанности по сделке, совершенной Агентом от своего имени приобретает сам агент, то ситуация, при которой Агент будет действовать от своего имени, представляя интересы и Предприятия, и Судовладельца, противоречит закону, т.к. фактически Агент будет заключать сделки и оказывать услуги в свою же пользу (сам с собой). Таким образом, Агент не может представлять интересы разных сторон.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что проформы договоров, предложенные для подписания Судовладельцам и компаниям, осуществляющим агентскую деятельность в порту СПб и Приморск, не соответствуют закону.

Анализ предложенного варианта реформирования деятельности морских портов показывает, что он далек от оптимального и, более того, не во всех аспектах соответствует действующему законодательству. Наилучшим выходом из сложившейся ситуации является совместная разработка всеми заинтересованными сторонами новых "правил игры", исключающих в дальнейшем возможность возникновения споров.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости