Юрий Задворный, генеральный директор ЗАО «Мурмансельдь-2»:
По окончании Мурманского высшего инженерного морского училища Юрий Задворный был направлен по распределению в управление «Мурмансельдь» (позднее «Мурманрыбпром»), поэтому первая запись в его трудовой книжке связана с этим авторитетным в свое время предприятием. Затем много лет ходил в море.. В1985 году получил второе высшее образование, окончил Ленинградский финансово-экономический институт. Первая запись в трудовой книжке оказалась судьбоносной. В 1998 году Задворный вместе с компаньонами решил зарегистрировать свое предприятие и дать ему имя «Мурмансельдь». Но какой-то кооператив опередил их, назвавшись так же. Пришлось добавить к раскрученному брэнду цифру «2», хоть это и не очень было по душе. Сегодня «Мурмансельдь-2» успешно развивается, на радость одним и на зависть другим. Некоторые рыбопромышленники откровенно сетуют: в то время как у них в наличии всего лишь несколько небольших траулеровов вроде «Электрона», Задворный пополняет свой флот новыми современными судами.
- Юрий Васильевич, есть какой-то секрет, почему у вас получается, а у других нет?
- К сожалению, в последнее время рыбой не занимается только ленивый. Я этому делу посвятил жизнь и всегда повторял, что ничего другого не умею. Другая составляющая успеха (и это касается любого бизнеса) - в основе пословицы: не давши слова крепись, а дал -держись. Надо оставаться честными и корректным, тогда люди будут доверять тебе и с удовольствием с тобой работать. В масштабах мира круг бизнесменов-рыбопромышленников достаточно узок, все знают друг друга если не в лицо, то понаслышке. Порядочность в делах исключает проблемы, на которые сетуют люди. Могу сказать, не хвалясь, что мне достаточно набрать телефонный номер, и любая компания, с которой мы работаем, сделает предоплату будущей поставки рыбы - на 200 или даже 500 тысяч долларов, потому что люди знают, что я всегда выполню свои обязательства. Еще один из принципов - никогда не давать обещаний, если не уверен в своих силах.
- Каково, на ваш взгляд, положение рыбной отрасли региона?
- Сегодня нашей рыбодобывающей отрасли необходима модернизация и обновление флота. Один такой пароход типа СРТМК «Андромеда» есть и у нас. (Это был основной тип судов, работавших до недавнего времени на промысле донных видов рыб в Баренцевом море). Пароходу 13 лет, но он устарел гораздо раньше, чем его построили в Киеве. Данный проект был разработан сразу после Второй мировой войны, и суда по нему клепали огромными сериями.ми. От них надо избавляться немедленно.
После наделения предприятий долями, на мой взгляд, отрасль начала стабилизироваться. Ее благополучие, как и благополучие любой другой сырьевой отрасли, определяется наличием сырьевых ресурсов. Только при этом условии рыбные предприятия могут устойчиво работать. В конце 2003 года за каждым предприятием были закреплены доли от национальных общедопустимых уловов (ОДУ). За основу взяли исторический отрезок - последние три года - то есть с момента введения системы аукционов. Наделение предприятий долями сыграло прогрессивную роль в развитии отрасли, поскольку позволило планировать производственную деятельность, модернизацию и строительство судов хотя бы на ближайшие пять лет. Я считаю, пятилетний срок стоило бы заменить на 10-летний, за такое время предприятия смогли бы построить новые корабли и окупить затраты. На сегодня собственных оборотных средств в достаточном количестве нет, то есть надо брать кредиты.
- Сколько времени нужно на то, чтобы построить судно и окупить его?
- Как невозможно, собрав девять женщин, за один месяц родить ребенка, так нельзя и построить корабль, предположим, за полгода. Среднее время постройки судна - около двух лет. Речь идет о современных океанских кораблях, имеющих неограниченные районы плавания. Что касается срока окупаемости, то он зависит от объема затраченных средств, под какой процент взят кредит и каким количеством сырьевых ресурсов располагает предприятие. Необходимо иметь квоту на три-пять тысяч тонн донных пород рыб (трески и пикши), потому что стоимость современного корабля в зависимости от класса и размера колеблется от 15 до 50 миллионов евро. Мне очень приятно, что последний из построенных для России кораблей - наш «Альферас», который работает с конца 2002 года, и я надеюсь, что в 2007 году мы полностью его выкупим. Сейчас он находится в финансовом лизинге.е. Хотя изначально он строился для нас. А в январе этого года мы купили еще один корабль, который является, если можно так выразиться, старшим братом «Альфераса». Он старше всего на один год и был построен 2001 году по заказу норвежской компании на той же самой верфи. Норвежцы, не обладая квотой, необходимой для выкупа корабля, вынуждены были его продать нам. Правда, деньги мы взяли в кредит в Российском банке. Считаю, что кредиты вполне посильны, если не ставить задачу иметь все и сразу, а ездить, к примеру, лет 10 на одной машине.
- Что-то не верится, чтобы вы ездили на одной машине 10 лет...
- Именно так. Не скрываю, это, наверное, самая большая машина в городе Мурманске, я ее купил в 1997 году - «Шевроле Сабурбан». Автомобиль восьмиместный, поэтому иногда, добираясь на судно в Киркенес, можно захватить с собой часть экипажа или снабжение - с такой целью я и покупал большую машину. Наверное, можно менять автомобиль и чаще, но целесообразно ли это? Если на его двигатель гарантия - 740 тысяч миль, а это почти миллион 200 тысяч километров. Я пока проехал только 70 тысяч миль, что составляет чуть больше 110 тысяч км. К слову, норвежцы такие машины эксплуатируют по 25 - 30 лет. В общем, я человек не жадный, но экономный и в хорошем смысле расчетливый.
- Говорят, прошлым летом вы подняли на смех организаторов митинга, требовавших ввести дотации на рыбодобычу из федерального бюджета в связи с ростом цен на топливо.
- Да, это было на заседании
правления. Я считаю, что рыбопромышленники, то есть владельцы рыболовных компаний, и моряки-рыбаки - далеко не одно и то же. И когда меня спросили, буду ли я участвовать в митинге, организацией которого занимался Союз рыбопромышленников Севера, я ответил да. Но при условии, что все рыбопромышленники приедут на своих личных джипах, стоимостью от 50 до 100 тысяч долларов. Мы заберемся на крыши своих машин и будем кричать, как нам плохо, бедолагам, живется. Да, стоимость топлива в тот период по сравнению с ценами на него в начале года выросла на 20 процентов. С другой стороны, цена на треску и пикшу за те же полгода выросла на все 40 процентов. Поэтому говорить, что мы такие бедные и несчастные, на мой взгляд, не совсем честно.
- Что еще отличает предприятие «Мурмансельдь-2»?
- Во-первых, на сегодняшний день оно имеет самый молодой флот в России, средний возраст судов - пять с половиной лет. Судно «Альферас» без всякого преувеличения одно из самых высокопродуктивных на Северном бассейне. Оно вылавливает и выпускает в четыре - пять раз больше продукции, чем может выпустить судно типа СРТМК, хотя численность экипажа у него гораздо меньше.
Кроме того, эти суда имеют нормальные бытовые условия. Рядовой состав живет только в 2-местных каютах.х. На каждые две каюты свой душ и санузел.
Потенциал предприятий определяется не количеством кораблей, а имеющимися сырьевыми ресурсами и наличием высокоэффективных судов.
«Мурмансельдь-2» повысила его с приобретением «Альмака» в январе этого года. Кроме того, мы строим еще одно суперсовременное судно «Мирах». Словом, количество судов будет сокращаться, их заменят новые, гораздо более эффективные корабли. Объемы будем осваивать те же, но меньшим количеством судов. Это позволит увеличить зарплату морякам, платить полнокровные налоги в региональный бюджет и подбирать высококвалифицированных специалистов.
ЗАО «Мурмансельдь-2» выдает своим работникам беспроцентные кредиты - несколько сот тысяч рублей для приобретения жилья или автомобиля. Не многие могут похвастаться и тем, что кроме обязательного медицинского страхования, весь плавсостав застрахован по добровольному медицинскому страхованию и имеет возможность получения высококвалифицированного медицинского обслуживания в любом портуу мира.
Наше предприятие помогает материально всем детским садам и школам Первомайского округа, поскольку я депутат от этого округа и в нем живу. Вряд ли найдется еще один руководитель, который, как я, в течение длительного времени выплачивает именные премии лучшим выпускникам школ - по пять тысяч рублей каждая. Победителей - около 25 человек ежегодно - определяет педагогический совет школы, премии вручаю я лично из своей зарплаты. Выпускники должны знать, что хорошие знания приносят не только моральное удовлетворение, но и реально ощутимый доход.
- Почему в нашей стране перестали строить корабли?
- Этот вопрос в числе других обсуждался на встрече на высшем уровне в Москве. 28 февраля Экономический совет при администрации президента устраивал мероприятие, в ходе которого Торговая промышленная палата, Государственная Дума, Совет федераций, представители Минэкономразвития, Министерства промышленности и энергетики, ряда других ведомств встречались с бизнесом. Съехалось 450 делегатов из 25 регионов страны. Выступая там, я отметил, что общее судостроение отличается от промыслового также, как автомобилестроение от танкостроения. В областити строительства промысловых кораблей, как и в области легкового автомобилестроения, мы безнадежно отстали от развитых стран. Сегодня рассматривается вероятность установки на судне «Мирах» фабрики, которая будет выпускать до 300 тонн мороженой рыбы и обслуживаться в каждую вахту только двумя механиками наладчиками. Рыбная промышленность испытывает острую нехватку в высококвалифицированных кадрах - штурманах,ах, старших механиках, электромеханиках и т.д. Считаю, что люди, которые ходят в море, должны быть специалистами высокого уровня и получать в соответствии с профессионализмом достойную заработную плату.
Беседовала Светлана КОВАЛЕВСКАЯ.