30 января 1945 года подлодка «С-13» под командованием капитана Александра Маринеско потопила фашистский лайнер «Вильгельм Густлов»
На борту судна, служившего до выхода в море плавбазой для школы подводного плавания, находилось свыше семи тысяч солдат, офицеров и представителей нацистской администрации. Среди них три тысячи обученных подводников — примерно семьдесят экипажей.
После нескольких часов погони за лайнером в надводном положении была проведена образцовая торпедная атака — три выпущенные веером торпеды попали в цель. И сделано это было в невероятно сложных условиях. Участник боя Николай Яковлевич Редкобородов вспоминал: «На мостике в это время творилось нечто ужасное — штормовая качка и снежный буран, видимости никакой». Но прекрасно обученный экипаж сумел троекратно попасть в цель и в таких условиях.
В том же походе лодка Маринеско торпедировала большой военный транспорт «Генерал Штойбен», на нем переправлялись из Кенигсберга 3600 солдат и офицеров вермахта. За один боевой поход Маринеско отправил на дно целую дивизию. Нарком Военно-Морского флота в годы войны Николай Герасимович Кузнецов впоследствии напишет: «Потопление «Вильгельма Густлова» явилось значительным событием даже на фоне наших крупных побед в те дни». Адмирал Иван Степанович Исаков, отвечая на вопрос, что ему особенно запомнилось из боевых действий в последний период войны и что наиболее воздействовало на фашистов, сказал: «...пришел к убеждению, что таким героическим подвигом, потрясшим фашистов, начиная с самого Гитлера, является беспримерный успех атак подводной лодки «С-13».
Но на Западе бесспорный успех советских моряков вызывает неоднозначную оценку и у ряда авторов расценивается едва ли не …как военное преступление! Маринеско обвиняют в массовой гибели мирных жителей, также находившихся на борту лайнера. Самым, пожалуй, анекдотичным из произведений такого рода стал роман Иоахима Брока «Голыми в ночь». Автор — лейтенант гитлеровского флота, командир взвода 2-го отряда 2-го учебного дивизиона. Из тех самых подводников, чьей плавучей базой был «Густлов». Вот он-то и «доказывал» совершенно серьезно невоенную сущность «Густлова», опираясь на свои лейтенантские воспоминания.
Вот как на эти обвинения ответил немецкий писатель Гюнтер Грасс: «У причала стояло не госпитальное судно Красного Креста, не транспортный корабль, переполненный исключительно беженцами, а подчиненный военно-морскому флоту вооруженный лайнер, на борт которого чего только не погрузили».
Да, мирные жители на борту действительно находились. Да, их гибель (из приблизительно 7000 военных и гражданских пассажиров, находившихся на борту затонувшего через полчаса после атаки лайнера, спаслись около 900). Но кто несет ответственность за трагедию? Корабль был вооружен, на нем находилось множество военных.
Сам Александр Иванович Маринеско так говорил по поводу обвинения в уничтожении мирных жителей: «А насчет того, что на транспортах, бывает, гибнут не причастные к войне люди... — гораздо меньше, чем при обстреле или бомбежке городов. Во время войны суда не возят пассажиров, отходя от пирса, они решают определенную военно-стратегическую задачу — доставить войска, оружие, боеприпасы, сырье для военной промышленности. В военное время море не место для прогулок, а театр военных действий. Всякий корабль, вышедший в море, выполняет военную задачу, даже если этот корабль не военный, а только военизированный. Всякий человек, ступивший на палубу такого корабля, понимает, что он может стать объектом атаки — и с воздуха, и из морских глубин. Всякий, кто ступил на палубу такой посудины, знает, на что он идет. Настоящий моряк это понимает и никогда не будет болтать про беззащитность».
Очевидно, авторы, изобличающие Маринеско, полагают, что подводная лодка должна была подплыть к вражескому кораблю и справиться, не везет ли он вместе с военными и гражданских лиц? И это после нескольких лет войны, в которой немецкие моряки и летчики спокойно топили советские госпитальные суда в прекрасную погоду, отлично видя красные кресты на них?
Звание Героя Советского Союза Александру Маринеско было присвоено лишь 5 мая 1990 года. Почему? По мнению писателя Александра Крона, автора книги о легендарном подводнике, первоначально сказались последствия одного чрезвычайного происшествия с его участием.
В новогоднюю ночь, находясь на базе в финском городе Турку, Александр Иванович покинул лодку и закрутил стремительный роман с местной дамой. Это было действительно серьезным проступком, и, по мнению писателя, именно поэтому подводник не был представлен к званию Героя сразу после своей легендарной атаки. Тогда его наградили орденом Красного знамени.
Попытки добиться справедливости позже сводились на нет послевоенной биографией Маринеско. Сначала его уволили с флота, и он некоторое время плавал на гражданских судах. Хотя одессит Маринеско и попал в ВМФ в 1933 году после работы на гражданском судне, возвращение на торговый флот он переживал очень болезненно.
А затем, когда Александр Иванович устроился в Институт переливания крови заместителем директора по хозяйственной части, дело кончилось судом и тюрьмой. Кристально честный моряк не устраивал руководителя института, поглощенного строительством собственной дачи.
И неопытному в хозяйственных тонкостях офицеру была устроена ловушка — устно было дано распоряжение выдать сотрудникам по нескольку брикетов списанного торфа. Потом от устного распоряжения отреклись, и «расхититель социалистической собственности» был осужден на три года.
После освобождения Александр Иванович устроился токарем на ленинградский завод «Мезон». Коллегам о своей войне не рассказывал.
О легендарной атаке вспомнили лишь в шестидесятые годы. Но долго писали об атаке «С-13», не упоминая имени ее командира. Не та у него была биография. Скончался он 25 ноября 1963 года. Год за годом ветераны войны, подводники добивались присвоения ему звания Героя Советского Союза. Добились лишь в 1990-м.
На борту судна, служившего до выхода в море плавбазой для школы подводного плавания, находилось свыше семи тысяч солдат, офицеров и представителей нацистской администрации. Среди них три тысячи обученных подводников — примерно семьдесят экипажей.
После нескольких часов погони за лайнером в надводном положении была проведена образцовая торпедная атака — три выпущенные веером торпеды попали в цель. И сделано это было в невероятно сложных условиях. Участник боя Николай Яковлевич Редкобородов вспоминал: «На мостике в это время творилось нечто ужасное — штормовая качка и снежный буран, видимости никакой». Но прекрасно обученный экипаж сумел троекратно попасть в цель и в таких условиях.
В том же походе лодка Маринеско торпедировала большой военный транспорт «Генерал Штойбен», на нем переправлялись из Кенигсберга 3600 солдат и офицеров вермахта. За один боевой поход Маринеско отправил на дно целую дивизию. Нарком Военно-Морского флота в годы войны Николай Герасимович Кузнецов впоследствии напишет: «Потопление «Вильгельма Густлова» явилось значительным событием даже на фоне наших крупных побед в те дни». Адмирал Иван Степанович Исаков, отвечая на вопрос, что ему особенно запомнилось из боевых действий в последний период войны и что наиболее воздействовало на фашистов, сказал: «...пришел к убеждению, что таким героическим подвигом, потрясшим фашистов, начиная с самого Гитлера, является беспримерный успех атак подводной лодки «С-13».
Но на Западе бесспорный успех советских моряков вызывает неоднозначную оценку и у ряда авторов расценивается едва ли не …как военное преступление! Маринеско обвиняют в массовой гибели мирных жителей, также находившихся на борту лайнера. Самым, пожалуй, анекдотичным из произведений такого рода стал роман Иоахима Брока «Голыми в ночь». Автор — лейтенант гитлеровского флота, командир взвода 2-го отряда 2-го учебного дивизиона. Из тех самых подводников, чьей плавучей базой был «Густлов». Вот он-то и «доказывал» совершенно серьезно невоенную сущность «Густлова», опираясь на свои лейтенантские воспоминания.
Вот как на эти обвинения ответил немецкий писатель Гюнтер Грасс: «У причала стояло не госпитальное судно Красного Креста, не транспортный корабль, переполненный исключительно беженцами, а подчиненный военно-морскому флоту вооруженный лайнер, на борт которого чего только не погрузили».
Да, мирные жители на борту действительно находились. Да, их гибель (из приблизительно 7000 военных и гражданских пассажиров, находившихся на борту затонувшего через полчаса после атаки лайнера, спаслись около 900). Но кто несет ответственность за трагедию? Корабль был вооружен, на нем находилось множество военных.
Сам Александр Иванович Маринеско так говорил по поводу обвинения в уничтожении мирных жителей: «А насчет того, что на транспортах, бывает, гибнут не причастные к войне люди... — гораздо меньше, чем при обстреле или бомбежке городов. Во время войны суда не возят пассажиров, отходя от пирса, они решают определенную военно-стратегическую задачу — доставить войска, оружие, боеприпасы, сырье для военной промышленности. В военное время море не место для прогулок, а театр военных действий. Всякий корабль, вышедший в море, выполняет военную задачу, даже если этот корабль не военный, а только военизированный. Всякий человек, ступивший на палубу такого корабля, понимает, что он может стать объектом атаки — и с воздуха, и из морских глубин. Всякий, кто ступил на палубу такой посудины, знает, на что он идет. Настоящий моряк это понимает и никогда не будет болтать про беззащитность».
Очевидно, авторы, изобличающие Маринеско, полагают, что подводная лодка должна была подплыть к вражескому кораблю и справиться, не везет ли он вместе с военными и гражданских лиц? И это после нескольких лет войны, в которой немецкие моряки и летчики спокойно топили советские госпитальные суда в прекрасную погоду, отлично видя красные кресты на них?
Звание Героя Советского Союза Александру Маринеско было присвоено лишь 5 мая 1990 года. Почему? По мнению писателя Александра Крона, автора книги о легендарном подводнике, первоначально сказались последствия одного чрезвычайного происшествия с его участием.
В новогоднюю ночь, находясь на базе в финском городе Турку, Александр Иванович покинул лодку и закрутил стремительный роман с местной дамой. Это было действительно серьезным проступком, и, по мнению писателя, именно поэтому подводник не был представлен к званию Героя сразу после своей легендарной атаки. Тогда его наградили орденом Красного знамени.
Попытки добиться справедливости позже сводились на нет послевоенной биографией Маринеско. Сначала его уволили с флота, и он некоторое время плавал на гражданских судах. Хотя одессит Маринеско и попал в ВМФ в 1933 году после работы на гражданском судне, возвращение на торговый флот он переживал очень болезненно.
А затем, когда Александр Иванович устроился в Институт переливания крови заместителем директора по хозяйственной части, дело кончилось судом и тюрьмой. Кристально честный моряк не устраивал руководителя института, поглощенного строительством собственной дачи.
И неопытному в хозяйственных тонкостях офицеру была устроена ловушка — устно было дано распоряжение выдать сотрудникам по нескольку брикетов списанного торфа. Потом от устного распоряжения отреклись, и «расхититель социалистической собственности» был осужден на три года.
После освобождения Александр Иванович устроился токарем на ленинградский завод «Мезон». Коллегам о своей войне не рассказывал.
О легендарной атаке вспомнили лишь в шестидесятые годы. Но долго писали об атаке «С-13», не упоминая имени ее командира. Не та у него была биография. Скончался он 25 ноября 1963 года. Год за годом ветераны войны, подводники добивались присвоения ему звания Героя Советского Союза. Добились лишь в 1990-м.