реклама

Траулеры косяком пошли

Выборгский судостроительный завод расширяет свое сотрудничество с "Архангельским траловым флотом". 16 января предприятие подписало новое опционное соглашение с рыболовной компаний на увеличение серии до 8-10 судов проекта ST 118. Окончательное решение о расширении серии будет принято в случае выделения правительством достаточного объема инвестиционных квот в расчете на судно. Предполагается, что постановление о квотах выйдет в свет весной этого года.
Напомним, в конце прошлого года ВСЗ заключил с "АТФ" контракт на строительство четырех рыболовных траулеров проекта ST 116 XL. По новому опционному соглашению стороны решили не только продолжить сотрудничество, но и изменить первоначальный проект с ST 116 XL на ST 118. Суда увеличатся с 80,4 до 86 м в длину, с 15,4 до 17 м в ширину и получат усиление корпуса до класса Arc4. Ориентировочная стоимость одного судна 42 млн евро, без учета цены фабрики по переработке рыбы.

С учетом строящихся на ВСЗ ледоколов, получение нового заказа загрузит Выборгский завод до конца 2021 года, при этом новые суда ВСЗ готов закладывать уже в середине 2020 года. В сегодняшних условиях это более чем существенный портфель заказов. Тем более, это заказы сугубо гражданские.

О том, как справляется с такой загрузкой предприятие, в чем видит свое развитие, а также о проблемах нового закона о рыболовстве мы поговорили с генеральным директором Выборгского судостроительного завода Александром Соловьевым.

 – Как идет выполнение заказов на заводе? Будут ли смещаться сроки их сдачи?
 – Выполнение заказов идет в рабочем порядке. Конечно, внутри графика по разным этапам бывают некоторые сдвижки, это нормальная ситуация, особенно с головными проектами. Но мы работаем на то, чтобы все заказы были сданы согласно контрактным обязательствам.
Спуск ледокола "Александр Санников"

 – Как вы оцениваете свои производственные результаты за 2016 год?
 – В 2016 году мы заложили инновационный ледокол проекта Aker Arc124 для "Атомфлота", спустили на воду головной ледокол проекта Aker Arc130A "Александр Санников" для "Газпромнефти", сдали последний ледокол проекта 21900М "Новороссийск". Кроме того, благодаря активной работе над привлечением новых заказов 9 ноября 2016 года подписали четыре контракта на траулеры-процессоры нового поколения с "Архангельским траловым флотом", 16 декабря 2016 года – контракт на строительство двух траулеров для "Норд Пилигрима".
В январе 2017 года ВСЗ и "АТФ" подписали опционное соглашение о продлении серии запланированных к постройке судов проекта ST 118 и его модификаций под различные регионы использования до 8-10 единиц.
Как в 2015, так и в 2016 году верфь ритмично работала в полную мощность, в первую очередь благодаря сформированному пакету заказов и упорному труду коллектива Выборгского судостроительного завода.

 – Какие планы у Выборгского завода на 2017-2018 год? Какие задачи заложены?
 – В 2017-2018 годах ВСЗ планирует завершить ледокольную программу сдачей двух ледоколов мощностью 22МВт и портового ледокола мощностью 12 МВт. Нужно поработать над пакетом новых заказов и продолжать модернизацию верфи. В том числе увеличивать штат.

 – Расскажите поподробнее о судах проекта ST 118, которые Выборгский завод строит для "Архангельского тралового флота"?
 – Это будут одни из самых крупных судов для донного промысла на северном бассейне. Каждое судно имеет на борту фабрику для выпуска филе, рыбомучную установку, оборудование для производства рыбьего жира, консервную фабрику, оснащено мощными грузовыми кранами и траловым комплексом последнего поколения.
Траулеры проекта ST 118 – первые на северном бассейне суда, на которых стоит система автоматической паллетировки продукции в трюме, что позволит минимизировать время на выгрузку уловов. Планируемая производительность по вылову каждого траулера составит до 180 тонн рыбы в сутки. Ледовые усиления судна категории Ice4 позволят существенно расширить географию промысла.

 – Технический проект ST 118 разработки норвежской компании Skipsteknisk. Какое КБ выпускало рабочую документацию на судно?
 – РКД пока не разрабатывалось, но контракт на разработку уже подписан. По графику мы должны получить определенный пакет документации от норвежского проектанта и доработать его.
 
Подписание котракта ВСЗ с Архангельским траловым флотом / Корабел.ру

 – Как складываются отношения с проектантом и заказчиком?
 – Для успешной реализации проекта подобного рода (а напомню, что рыбопромысловые суда в РФ "под ключ" в новейшей истории не строились) нужна слаженная работа и проектанта, и заказчика, и верфи.
Строительство головного судна планируется начать весной 2017 года, однако уже сейчас ведется совместная работа норвежского и российского проектантов, решаются все шероховатости проекта, идет адаптация его под отечественные стандарты. Параллельно ведутся переговоры с ключевыми поставщиками оборудования и Регистром судоходства.

 – Какое рыбопромысловое оборудование будет смонтировано на данных судах?
 – Суда будут оснащены современным траловым комплексом с электрическими приводами и новейшей фабрикой по переработке рыбы полного цикла, рыбомучной установкой, фабрикой по производству консервов и морозильной установкой для продукции. Окончательный перечень производителей оборудования находится в стадии согласования.

 – Рассматривается ли специальное оборудование российского производства?
 – Суда, безусловно, будут оснащены, в том числе российским оборудованием, для чего к участию в тендерных процедурах планируется привлечь широкий пул проверенных отечественных поставщиков. Проект пока находится в стадии разработки и закупочная компания планируется на зиму 2016-2017 года, поэтому окончательный перечень производителей на данный момент не сформирован.

 – Пришлось ли адаптировать производство завода под строительство судов ST 118?
 – На самом деле размерения этих судов крайне комфортны и для ВСЗ, и для самого заказчика. Они полностью соответствуют тем проектным размерам судов, для строительства которых и строился Выборгский завод. Все суда серии ST 118 будут построены внутри крытого обогреваемого эллинга с дальнейшим спуском на воду через наливную док-камеру.

 – Есть ли для завода трудности в строительстве рыболовных судов?
 – Рыболовные суда традиционно считаются технически сложными судами с крайне большим уровнем насыщения, автоматизации и наполнения системами и механизмами. У Выборгского завода накопился большой опыт по работе над современными ледоколами, в том числе и с зарубежными проектантами. Поэтому не видим каких-либо критических трудностей для реализации проекта для АТФ.
Траулеры постройки Выборгского завода / ВСЗ

 – Сейчас существует множество совершенно противоположных мнений по новому законопроекту о рыболовстве, в народе – "квотах под киль". Вы, как судостроитель, как относитесь к этой инициативе правительства? Насколько он может помочь судостроителям?
 – Как одна из крупнейших верфей гражданского назначения в России Выборгский судостроительный завод однозначно положительно оценивает новый законопроект. Принятие его вместе с подзаконными актами уже привлекло на верфь новые заказы и в дальнейшем позволит продолжить модернизацию производства, а, самое главное, привлечь больше инвестиций и налоговых отчислений в денежный оборот внутри Российской Федерации. В конечном счете, это положительно влияет на развитие всей страны.

 – Но не все рыбаки положительно воспринимают этот закон. На их взгляд, принудительно заставлять строить у нас – это не рыночная экономика. Ведь за границей и дешевле, и качественнее.
 – С моей точки зрения, квоты на вылов рыбы ничем не отличаются от любых других ресурсов, принадлежащих государству. И оно вольно устанавливать те правила пользования, которые приносят максимальную пользу не отдельным компаниям, а стране в целом. Понятие "нерыночно" достаточно размыто, ведь как такового абсолютно прозрачного рынка гражданского судостроения в мире не существует. Во всех странах имеются скрытые или явные меры государственной поддержки верфей. Поэтому, возможно, в ряде других стран построить можно и дешевле, однако эта низкая цена обусловлена в основном абсолютно иными климатическими условиями, ставками финансирования и уровнем государственной поддержки верфей. В одном из недавних интервью Алексей Рахманов, глава Объединенной судостроительной корпорации, обозначил, что, размещая заказ на отечественных верфях, рыболовецкие компании уже сейчас могут получить цену, которая будет на 7% ниже, чем на аналогичную норвежскую продукцию. Так как бонусом к такой цене идут "инвестиционные квоты", то нам кажется, что заказчику итоговый результат строительства будет выгоден.

Что касается качества, Выборгский завод не раз доказывал уровень своей продукции и будет держать высокую планку и в будущем.
 
Траулеры постройки Выборгского завода / ВСЗ

 – Чего, на ваш взгляд, не хватает российским судостроительным предприятиям, чтобы начать массовое строительство рыболовных судов?
 – Глобально мешает только то, что многие рыболовные компании еще не определились со своими планами на обновление флота. Они ждут выхода постановлений к принятому законопроекту о "квотах под киль", регламентирующих детали распределения таких квот. Как только у верфей будет точное представление о номенклатуре и количестве планируемых к постройке судов, они смогут соответствующим образом адаптировать свои производственные графики.

Беседовал Владислав Букин

П.С. Редакция и автор лично выражают благодарность за помощь в подготовке материала Анне Панфиловой, менеджеру по связям с общественностью Выборгского судостроительного завода.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости