реклама

Частных инвесторов планируют привлечь к развитию Северного морского пути

0 43 3 мин
В 2024 году по Северному морскому пути (СМП) было перевезено 37,9 млн тонн грузов, а в 2025 году ожидается превышение отметки в 40 млн тонн, как ранее заявили в Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Как передаёт газета "Деловой Петербург", руководитель службы логистики компании ARIVIST Станислав Тобин констатирует, что основным драйвером развития Севморпути остаются экспортные углеводороды. Крупные компании, такие как "Роснефть", "Норникель", "Новатэк", "Северная звезда" и горнодобывающая компания "Баимская", продолжают инвестировать в свои арктические проекты, последняя вложила в строительство горно-обогатительного комбината 300 млн рублей.

Параллельно с развитием экспорта углеводородов руководство страны ставит задачу наращивать транзитные перевозки грузов, включая контейнерные. Бизнес уже откликнулся: в прошлом году выполнено 14 контейнерных рейсов, перевозивших мороженую рыбу, стройматериалы и товары народного потребления. Трем рейсам были предоставлены субсидии, компенсирующие часть затрат. План развития СМП гарантирует субсидии грузовладельцам до 2035 года на общую сумму более 7,8 млрд рублей. Однако статус субсидирования рейсов в текущем году остается неясным. Компания "Полярная звезда", начавшая перевозки по СМП в 2024 году, отказалась от планов на 2025 год из-за того, что тендер "Росатома" не состоялся и субсидии отсутствуют. В то же время специальный представитель "Росатома" по Арктике Владимир Панов в июне заявил, что субсидии  будут", а решение по конкурентоспособным тарифам на ледокольную проводку, согласно поручению президента, ожидается к 1 августа 2025 года.

Эксплуатация Севморпути сопряжена со значительными сложностями. Грузы перевозятся преимущественно в период "открытой воды" – с июля по начало ноября, подчеркивает генеральный директор C-Shopping Алексей Гагаринов. По его мнению, представления о круглогодичной навигации пока преждевременны, для нее требуются суда с усиленным ледовым классом, стоимость постройки которых достигает $200 млн. Контейнеровозы нуждаются в дорогостоящей ледокольной проводке. Флот атомных ледоколов после спуска "Якутии" в апреле 2024 года достиг восьми единиц, еще два – "Чукотка" и "Ленинград" – строятся на Балтийском заводе.

Ледокол проекта 22220 "Урал" / Фото: Корабел.ру
Ледокол проекта 22220 "Урал" / Фото: Корабел.ру

Директор Арктического и антарктического НИИ Александр Макаров подтверждает, что ледовое покрытие сохранится на СМП в ближайшее десятилетие. Контейнеровозы часто присоединяются к караванам судов, вывозящих из Арктики СПГ, уголь и нефть. Для выхода на маршрут компания должна иметь как минимум два судна по требованиям безопасности. Алексей Гагаринов также отмечает отсутствие российских контейнеровозов и критический недостаток инфраструктуры: суда не могут пришвартоваться из-за отсутствия подходящих арктических портов. Необходима масштабная модернизация и строительство не только портов и терминалов, но и железнодорожной инфраструктуры, дорог (многие грузы везут по зимнику) и систем связи, работающей не на всех участках.

Для решения этих масштабных задач привлечение частных инвестиций становится ключевым. Заместитель министра транспорта России Андрей Никитин (с 8 июля – министр) на ПМЭФ-25 подчеркнул необходимость переработки стратегии развития СМП с учетом текущих реалий и задач всех участников рынка, включая Fesco, "Росатом" и РЖД. 

Начальник Управления президента России по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков предложил привлекать к развитию Трансарктического транспортного коридора (новое название СМП) не только российских, но и иностранных инвесторов из дружественных стран. Он выдвинул идею создания акционерного общества, которое впоследствии могло бы перерасти в корпорацию, быть капитализировано и выведено на IPO, по аналогии с опытом Суэцкого канала и Евротоннеля. Директор секретариата Арктического экономического совета Мадс Квист Фредериксен поддержал инициативу, отметив сохраняющийся глобальный интерес к арктическому судоходству со стороны частного и государственного бизнеса Индии, Японии, ОАЭ, а также готовность инвестировать бизнесменов из ЕС и США. Исполнительный директор Фонда мира Сасакавы Шигеки Такайя назвал СМП хорошей альтернативой Суэцкому каналу для перевозок в Японию и подчеркнул необходимость продолжения исследований для безопасного развития Арктики. Китай, по словам посла Чжан Ханьхуэя, уже активно использует маршрут для импорта углеводородов, рыбы, морепродуктов, говядины. Компания NewNew Shipping Line инвестирует в строительство судов ледового класса, хотя и сталкивается с проблемами адаптации технологий к российским арктическим условиям.

Погрузочная операция в порту "Санкт-Петербург" / Фото: Корабел.ру
Погрузочная операция в порту "Санкт-Петербург" / Фото: Корабел.ру

Генеральный директор ООО "Ди Пи Уорлд" Сергей Чемарда сообщил, что компания находится на финальной стадии разработки финансовых моделей и производственного плана, обсуждая создание универсального флота. Он убежден, что скептицизм в отношении Севморпути неоправдан, а его устойчивое развитие станет ключевыми "воротами" для российского экспорта и импорта.

В настоящее время развитие СМП ведется по нескольким национальным проектам, которые, по мнению участников рынка, не скоординированы между собой. Владимир Панов выступил с инициативой разработать единую комплексную арктическую программу, координирующую действия министерств, ведомств и частных инвесторов, с горизонтом реализации, выходящим далеко за 2030 год – вплоть до 2050 года и далее.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости