«Судовые лебедки»: пока штормит, но ветер уже тише

0 17 9 мин
Потребности отечественных судостроителей серьезно изменились после введения санкций. Некоторые из них удается перекрывать быстрее, а какие-то сегменты, скажем так, буксуют. Тема производства российских судовых лебедок сложная и неоднозначная. Тем не менее в этом направлении наблюдаются перемены. Редакция «Корабел.ру» провела опрос и узнала из первых рук мнение о состоянии и перспективах этого рынка, а также о требованиях, предъявляемых заказчиками.

Редакция Корабел.ру задавала следующие вопросы:

  1. - Лебедки: каковы тенденции?
  2. - Лебедки каких типов выпускает ваша компания (диапазон тяговых усилий, тип привода (гидравлический, электрический, пневмо и тп.), применения)?
  3. - Какими опциональными функциями обладают ваши лебедки?
  4. - Какое место лебедки занимают в вашем портфеле заказов? Каковы сроки их изготовления и минимальная партия?
  5. - Какие типы лебедок сегодня в России не производятся?
  6. - Какими вам видятся перспективы электрических судовых лебедок и электрического палубного оборудования?

Наши эксперты:

Александр Данилов, генеральный директор ООО «Выборгский машиностроительный завод»;

Владимир Авдейчик, генеральный директор ООО «ПМР Инжиниринг»;

Вячеслав Шумский, заместитель директора по коммерции ООО «Сибирская машиностроительная компания»;

Дмитрий Смирнов, генеральный директор НПО «Техобеспечение».

Подробности — в нашем материале.

Лебедки: каковы тенденции?


Александр Данилов, генеральный директор ООО «Выборгский машиностроительный завод»:


Александр Данилов / Фото: ООО
Александр Данилов / Фото: ООО «Выборгский машиностроительный завод»

- Существуют два основных требования. Первое — цена должна быть обусловлена стоимостью проекта и финансовыми возможностями заказчика. Второе — это интеграция отечественного продукта в имеющиеся проекты, исполнение 719-го постановления (подтверждение уровня локализации, — прим. ред) и отдельных решений Министерства обороны России по использованию оборудования с постановкой на литеру. Такие изделия стоят дороже по причине отсутствия серийности.


Владимир Авдейчик, генеральный директор ООО «ПМР Инжиниринг»:

- В России отсутствует рынок судовых лебедок, как класс. В сегменте якорно-швартовых, буксирных лебедок и лебедок специального назначения, производимых по ТЗ головного заказчика, выпускаются единичные изделия. Если же говорить про крановые лебедки или лебедки спускоподъемных устройств, то в этой нише предложение в принципе отсутсвует. Именно поэтому до введения санкций основными поставщиками являлись зарубежные производители или их представительства на территории России.


Вячеслав Шумский, заместитель директора по коммерции ООО «Сибирская машиностроительная компания»:

- Основное требование — снижение массогабаритных характеристик с сохранением и расширением необходимых функциональных возможностей и выходных эксплуатационных

Вячеслав Шумский / Фото: ООО
Вячеслав Шумский / Фото: ООО «Сибирская машиностроительная компания»

параметров. Также растет уровень требований к надежности и повышению энергоэффективности.

Если сравнивать судовые лебедки российского и импортного производства, то зачастую, при близких скоростных и тяговых характеристиках, массогабаритные параметры могут отличаться в разы (к сожалению, не в пользу отечественного оборудования).

С учетом планов России по значительному увеличению объемов строительства морских и речных судов, вопрос расширения производства отечественных судовых лебедок стоит весьма остро.

Конкуренция не просто велика, зачастую на рынке возможно найти только импортные варианты лебедок под заданные технические требования. Другое дело, что в период тотальных санкций практически все зарубежные производители, кроме китайских, перестали поставлять свою продукцию в страну, и возник существенный вакуум.

Наше предприятие оказалось на рынке производства судовых лебедок по причине отсутствия зарубежных аналогов. За 25 лет работы накоплен опыт в области конструирования, внедрения технологий и адаптации грузоподъемного и тягового оборудования под различные условия эксплуатации.

Компания имеет передовую инженерную школу и является одним из ведущих отечественных разработчиков и производителей лебедок и механизмов поворота для таких отраслей как оборонная, нефтегазовая, горношахтная, строительная и другие. В настоящее время производим более 60-ти типов различных лебедок собственной разработки, но судовые лебедки до 2020 года мы не делали.

Однако с усилением санкционного давления на нашу страну в адрес компании все чаще стали обращаться проектные организации с просьбой разработать и поставить речные и морские лебедки. Технические требования с точки зрения массогабаритных показателей и функционала оказались весьма высокими, вот здесь и пригодились наши компетенции в области эффективных, многофункциональных и компактных лебедок.


Дмитрий Смирнов, генеральный директор НПО «Техобеспечение»:

- Рынок находится в турбулентном режиме: кто-то уходит, кто-то приходит, какие-то идеи по 

Дмитрий Смирнов / Фото: НПО Техобеспечение
Дмитрий Смирнов / Фото: НПО «Техобеспечение»

импортозамещению сработали, какие-то нет. Главное, что отечественным производителям крайне тяжело конкурировать с Китаем. Для снижения себестоимости нужен постоянный объем, который есть у Поднебесной, и которого нет у нас. Поэтому себестоимость выше. Тенденция такова: российские производители ищут варианты оптимизации издержек, уменьшения сроков изготовления и повышения качества. Велика ли конкуренция со стороны зарубежных производителей? Конечно велика, Китай — наш друг и наш главный конкурент.


- Лебедки каких типов выпускает ваша компания (диапазон тяговых усилий, тип привода (гидравлический, электрический, пневмо и тп.), применения)?


Владимир Авдейчик, ООО «ПМР Инжиниринг»:

- Для обеспечения нужд судостроительной отрасли на территории России запущено серийное производство крановых (гидравлических) лебедок грузоподъемностью от 1 до 6,5 т и электрических специальных лебедок с тяговым усилием до 10 т.

Владимир Авдейчик / Фото: ПМР Инжиниринг
Владимир Авдейчик / Фото: ПМР Инжиниринг

По договорам контрактногопроизводства на азиатских производственных площадках изготавливаем лебедки различного типа и назначения с тяговыми усилиями до 100 т, включая лебедки для систем активной компенсации качки.


Вячеслав Шумский, ООО «Сибирская машиностроительная компания»:

- В настоящее время наше предприятие выпускает лебедки с гидравлическим и электрическим приводом тяговым усилием от 0,5 до 25 т. При этом тяговые усилия спроектированных судовых лебедок пока находятся в диапазоне от 0,5 до 5 т.


Дмитрий Смирнов, НПО «Техобеспечение»:

- Наша компания только наращивает компетенции в данном сегменте судового оборудования, на данный момент мы выпускаем лебедки с электрическим приводом (грузовые и СПУ) с усилием 4 т, 7 т, 13,5 т, в этом году планируем запустить в работу гидравлические лебедки (якорно-швартовые, швартовые, буксирные, траловые).


Александр Данилов, «Выборгский машиностроительный завод»:

- Наше предприятие выпускает лебедки разных типов — гидравлические, электрические, комбинированные, ручные. Но основное направление — электрические швартовные лебедки и шпили. По состоянию на 10 июня 2025 года, освоены лебедки с тяговым усилием от 500 кг до 45 т. Сфера применения: подъем груза, буксирование, швартование судна, швартование с берега, траление, транспортировка палубного вертолета, вспомогательные лебедки и прочее.

Фото: ООО «Выборгский машиностроительный завод»

- Какими опциональными функциями обладают ваши лебедки?


Вячеслав Шумский, ООО «Сибирская машиностроительная компания»:

- Достаточно широкими. Выпускаем лебедки с соосным и параллельным расположением двигателя, с принудительным канатоукладчиком, с функцией ограничения натяжения каната, с конечным выключателем выдачи каната, разблокировкой барабана для свободной размотки каната, лебедки с двумя тормозами для работы с опасными грузами и выполнения грузолюдских операций, лебедки с функцией свободного сброса и другие.


Дмитрий Смирнов, НПО «Техобеспечение»:

- Наши лебедки снабжены специально разработанным планетарным редуктором, обеспечивающим необходимую скорость и грузоподъемность при потреблении электроэнергии. Например, грузоподъемности 4 тн. соответствует привод 15 кВт, 7тн. — 25 кВт., 13,5 тн.- 50 кВт.


Александр Данилов, «Выборгский машиностроительный завод»:

- Дистанционное управление позволяет манипулировать устройством с пульта или через беспроводное соединение. Автоматические тормозные системы фиксируют трос под нагрузкой, предотвращая разматывание. Защита от перегрузки и перегрева автоматически отключает устройство при превышении нагрузки или температуры, что снижает износ мотора. От коррозии металлические детали защищают специальные материалы, минимизируя разрушение поверхностей. Некоторые модели могут работать от сети, но также функционировать в ручном режиме, что актуально при временном отсутствии электропитания.


Владимир Авдейчик, ООО «ПМР Инжиниринг»:

- Опции лебедок зависят от требований заказчика. Базовыми опциями является наличие электрического или гидравлического концевого выключателя «три страховочных витка на барабане» и датчик слабины троса. В зависимости от требований заказчика могут быть установлены датчик контроля длины вытравленного троса, система постоянного натяжения в тросе, система активной компенсации качки.


Какое место лебедки занимают в вашем портфеле заказов? Каковы сроки их изготовления и минимальная партия?


Дмитрий Смирнов, НПО «Техобеспечение»::

- Пока мы только осваиваем этот вид продукции, лебедки в общем портфеле заказов занимают менее 20%, но потенциал рынка большой, поэтому мы настроены наращивать этот объем. Сейчас срок изготовления лебедки — 6−7 месяцев, минимальная партия 2 штуки.


Александр Данилов, «Выборгский машиностроительный завод»:

- В портфеле заказов нашего предприятия лебедки занимают примерно 50%. Изготовление таких лебедок как ЛР500-ЛР800 (ручные) занимает от 4 месяцев до года. Количество времени, затраченного на буксирную лебедку с тяговым усилием 45т, зависит от сложности ИТТ. Минимальная партия — один судокомплект.


Владимир Авдейчик, ООО «ПМР Инжиниринг»:

- Сроки изготовления сильно зависят от типоразмера лебедки (габариты, тяговое усилие и т.д.) и применяемых комплектующих изделий (российские или импортные). Гидравлические (крановые) лебедки всегда есть на складе, минимальная партия — 1 шт. Срок изготовления специальных лебедок составляет от 4 до 8 месяцев, минимальная партия каждый раз оговаривается индивидуально.


Вячеслав Шумский, ООО «Сибирская машиностроительная компания»:

- Производство лебедок занимает примерно половину мощностей предприятия. Срок зависит от того, есть ли в линейке необходимый конструктив изделия или требуется разработка конструкторской документации для соответствия техническим требованиям. В среднем это займет от 1 до 7−8 месяцев. Компания выполняет заказы от 1 штуки до крупных партий продукции.

Фото: ООО «Сибирская машиностроительная компания»

Какие типы лебедок сегодня в России не производятся?


Александр Данилов, «Выборгский машиностроительный завод»:

- Не уверен, но пока не встретил тех, кто изготавливает лебедки с применением постоянных магнитов.


Владимир Авдейчик, ООО «ПМР Инжиниринг»:

- Повторил бы свой ответ на первый вопрос с акцентом на лебедки спускоподъемных устройств.


Вячеслав Шумский, ООО «Сибирская машиностроительная компания»:

- Судя по отзывам некоторых наших заказчиков, в России не производятся, например, буксировочные лебедки с функцией травления при превышении нагрузки.


Дмитрий Смирнов, НПО «Техобеспечение»:

- Практически все у нас уже производится, исключения составляют, разве что, специальные лебедки, например буровые или подводные. Но, при необходимости, у отечественных предприятий достаточно компетенций, чтобы и такие типы освоить.

Фото: НПО «Техобеспечение»

- Какими вам видятся перспективы электрических судовых лебедок и электрического палубного оборудования?


Владимир Авдейчик, ООО «ПМР Инжиниринг»:

- Мы фиксируем тенденцию развития судового электрического комплектующего оборудования во всем мире: лебедки, грузоподъемное, спасательное оборудование. Однако, данное направление имеет существенное ограничение в связи с лимитом судовых энергоустановок. На территории России дополнительным ограничением является крайне скудное предложение типоразмеров электродвигателей, пусковой и защитной аппаратуры. Российские производители придерживаются существующих конструктивно-присоединительных параметров и отказываются идти навстречу производителям оборудования в части их изменения.

Фото: ООО «ПМР Инжиниринг»

Вячеслав Шумский, ООО «Сибирская машиностроительная компания»:

- Конечно, гидравлическое палубное оборудование, в частности лебедки, возможно создавать более компактными за счет кратно меньших габаритов гидромотора по сравнению с электродвигателем при равной мощности. Особенно если на судне уже имеется гидростанция с приводом от основного двигателя. Например, гидромотор мощностью 60 кВт имеет массу 17 кг, а электродвигатель с аналогичной мощностью будет весить уже более 300 кг. Однако, во-первых, эволюция электродвигателей с улучшенными характеристиками не стоит на месте, во-вторых при производстве объектов, работающих в условиях крайнего Севера, или в иных регионах с температурами эксплуатации минус 40 С и ниже, механизмы с электроприводом — гораздо стабильнее. Также электроприводные механизмы более экологичны по причине отсутствия гидравлических жидкостей.

Важным преимуществом электроприводных механизмов является значительно более простая интеграция в интеллектуальные системы управления. Стоит обратить внимание, что в каких-то случаях понадобится корректировать требования нормативных документов. В частности, нашим предприятием было направлено обращение в РКО по корректировке пункта требований о стоянке под током электродвигателей якорных лебедок, который с нашей точки зрения устарел и мешает созданию изделий с компактными электродвигателями и современной системой управления. Ожидаем положительного решения от ГУ РКО. Преимуществ электрического палубного оборудования более чем достаточно, чтобы говорить об уверенном росте его востребованности в судовых проектах.


Дмитрий Смирнов, НПО «Техобеспечение»:

- Мне они кажутся оптимистическими, рынок интересный, заказы есть, а это благоприятная почва для развития.


Александр Данилов, «Выборгский машиностроительный завод»:

- Электрические судовые лебедки, как и палубное электрическое оборудование, будут перспективными только в случае развития судостроительной отрасли. Будут заказы на пароходы, будет и спрос на лебедки. В данном случае мы выполняем функцию субпоставщиков.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости