
Как ранее отмечал Korabel.ru, начало этим ожиданиям было положено еще в августе 2022 года, когда в ходе правительственного видеосовещания по вопросам развития судостроения Президент России Владимир Путин призвал к достижению технического суверенитета в отрасли. При этом он подчеркнул, что у нашей страны "есть всё необходимое для уверенного, долгосрочного развития судостроения, включая колоссальный опыт и наработки в этой сфере, ресурсную и промышленную базу, огромный потенциал научной и конструкторской школ". Однако, говоря о значительных возможностях по дальнейшему развитию отрасли, глава государства строго указал, что "интересы Родины напрямую связаны с финансовой дисциплиной. И наоборот: нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам Родины". Таким образом, были четко обозначены не только основные направления развития российского судостроения, но и основные препятствия на пути оперативного создания по-настоящему конкурентоспособного отраслевого производства – особенно по выпуску гражданских судов всех основных типов, жизненно необходимых России в условиях жестких санкционных ограничений.
Именно гражданский сегмент отечественной судостроительной отрасли в последующие месяцы продолжал оставаться в фокусе внимания высшего руководства нашей страны. В апреле уже 2024 года Президент России Владимир Путин дал Кабинету Министров конкретное поручение: "Представить комплексные предложения по развитию в долгосрочной перспективе отечественного гражданского судостроения, в том числе актуализированный перспективный план строительства гражданских судов на период до 2035 года". Примечательно, что этот уточненный план должен был учитывать платежеспособный спрос на суда, с разбивкой по основным их видам.
При этом правительству предлагалось обратить особое внимание на необходимость приоритетного пополнения транспортного флотов, предназначенных для экспорта российской продукции, а также сформировать предложения по обеспечению конкурентоспособности судов, построенных на отечественных верфях – включая производство наиболее значимого для них комплектующего оборудования. Таким образом, не только курирующие отрасль министерства, но и сами корабелы российские получили ясный сигнал: не смотря на все очевидные выгоды Государственного оборонного заказа, развивать гражданское судостроение тоже придется – причем ускоренными темпами и на рыночных (!) условиях.
Приступая к исполнению поручения Президента, премьер-министр РФ Михаил Мишустин заверил, что "в России будет разработан долгосрочный комплекс мер, направленных на развитие компетенций отечественных производителей в области судостроения. Отвечать за выполнение этой задачи будут Минпромторг, Минфин и Минэкономразвития". Впрочем, глава российского правительства и ранее отмечал важность "скорейшего обновления и наращивания отечественного флота", поскольку с отечественного рынка ушли все иностранные суда, задействованные в перевозках экспортных грузов.

При этом М. Мишустин высоко оценил усилия корабелов по решению этой сложной и ответственной задачи. "Важно, что несмотря на все сложности отрасль продолжает свою динамичную работу. Предприятия, в том числе пользуются всеми мерами государственной поддержки, как специализированными, так и общесистемными, включая льготные программы по линии Фонда развития промышленности" – заявил он в своем выступлении на стратегической сессии по развитию Объединенной судостроительной корпорации в марте 2024 года.
Однако если перспективный план гражданского судостроения и был представлен Президенту России в установленные его поручением срок (до 15 июня 2024 года), то его практическая реализация вряд ли была начата и до сих пор. В пользу этого свидетельствует подвижка сроков разработки долгосрочного комплекса мер по развитию компетенций отрасли на самый конец ушедшего года (25 декабря), а также затянувшийся (с середины июля до начала сентября) процесс комплексного аудита Объединенной строительной корпорации. Впрочем, результаты финансовой проверки этой крупнейшей отраслевой структуры, в состав которой (по оценкам Кабинета Министров) входит до 80% всех судостроительных мощностей России стоят того, чтобы остановиться на них несколько подробнее.
Весьма кратко, но емко текущее финансовое состояние АО "Объединенная судостроительная корпорация" охарактеризовал ее новый (с 2023 года) председатель совета директоров Андрей Костин, сохранивший за собой свой прежний пост президента-председателя правления банка ВТБ . Напомним, что согласно решению Президента России, в доверительное управление именно этому банку на пять ближайших лет были переданы все активы ОСК.

Согласно сообщению А. Костина, сделанному на полях Восточного экономического форума (ВЭФ-2024), по совместной оценке Министерства Финансов и Федерального казначейства России "дефицит средств с перспективой до 2030 года, именно те пять лет, что мы будем управлять, составляет 1,029 трлн руб. Это цифры Министерства финансов. Что мы под ними понимаем: дефицит денежных средств – это финансирование собственной деятельности ОСК, это погашение обязательств без источников финансирования, в том числе кредиты, не обеспеченные товарной продукцией, и это средства, необходимые для достройки убыточных заказов. Это не развитие, это вообще не инвестиции. Это нынешнее состояние, чтобы прожить пять лет и не завалиться". К указанной сумме стоит также добавить ожидаемые расходы на сооружение новой (в дополнение к ССК "Звезда") дальневосточной верфи под крупнотоннажное гражданское судостроение, которые оцениваются руководством ОСК в $5 млрд (более 500 млрд рублей).
Остается надеяться, что под контролем профессиональных банкиров финансовая дисциплина при использовании этих значительных средств окажется на высоте – не в пример к годам прошедшим. Не случайно сам Президент России Владимир Путин в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-24) откровенно рассказал о сложностях развития судостроения на Дальнем Востоке – "Дело не только в деньгах, которые там постоянно разворовывали".
Итак, прежде чем приступать к реализации масштабных судостроительных планов, России придется кардинально преобразовать гражданский сектор судостроения. В целом о предстоящих изменениях можно судить по некоторым деталям "большой реформы" управления, которую Андрей Костин пообещал ОСК сразу же после вступления в должность председателя совета ее директоров. Отметив, что корпорация "работала как финансовая пирамида последние 10 лет", он констатировал, что к настоящему времени АО "ОСК" "представляет, по большому счету, набор отдельных верфей, которые сами заключают контракты". "Такого больше не будет" – решительно заявил А. Костин еще на полях ВЭФ-2023, добавив также, что все проекты на предприятиях АО "Объединенная судостроительная корпорация" в дальнейшем будут осуществляться исключительно на рыночных условиях, без "подсоса у государства".
Для достижения этих заветных целей ОСК предполагается преобразовать в современную вертикально-интегрированную компанию, с передачей "функций заказчика" в головной офис, где и будет осуществляться заключение всех контрактов. Верфи же при этом останутся производственными площадками, ориентированными на качественное и своевременное выполнение заказов. Помимо собственно судостроительных мощностей, в состав корпорации будут включены и производители комплектующих, а также оборудования (СКО). "У нас есть список из примерно 30 предприятий, это будет зависеть от финансовых возможностей" – поделился ближайшими планами Андрей Костин в начале декабря 2024-го. Тогда же стало известно о намерениях банка ВТБ до конца I кв. уже 2025 года провести оценку финансового состояния ССК "Звезда" для решения вопроса о его возможном приобретении.
"Сделка в самом начале пути. Мы только на днях подписали трехстороннее соглашение: между ОСК, ВТБ и ПАО "Роснефть" относительно проведения оценки. Мы пока не заходили на предприятие" – прокомментировал этот шаг А. Костин в ходе форума "Россия зовет", добавив, что "Звезда" к настоящему времени остается единственным современным предприятием отрасли, "с хорошими технологиями, но и со своими проблемами тоже". Очевидно, что решать проблемы действующего дальневосточного судостроительного комплекса предстоит по рецепту, ранее озвученному новым председателем совета директоров ОСК для всей корпорации в целом: "Аудит – раз. Докапитализация – два. Замена системы управления – три". Кстати, последний шаг предполагает не только существенное сокращение численности управленческого аппарата (почти в три раза только для головного офиса), но и перевод штаб-квартиры АО "Объединенная судостроительная корпорация" в Москву…
Наряду с глубокой модернизацией уже действующих структур, осуществляются практические шаги и по сооружению новой мощной верфи на Дальнем Востоке – в бухте Промежуточная (Уссурийский залив). По словам генерального директора ОСК (и ранее также многолетнего сотрудника банка ВТБ) Андрея Пучкова, специализацией этого предприятия станет выпуск крупнотоннажных гражданских судов: "Вся линейка – сухогрузы, танкеры, при наличии заказов – газовозы и так далее. Достаточно большие размерения – до 300 метров совершенно спокойно можно строить".

Что же касается этапов дальнейшего развития проекта, то, согласно оценкам А. Пучкова: "сейчас определено место, которое является наиболее эффективным. Мы работаем с землепользователями для того, чтобы определиться окончательно с участком земли, после этого будем заниматься проектно-изыскательскими работами. Я думаю, что реалистично мы на это потратим не меньше года. Только после этого, получив бумажную часть работы, поймем с каким темпом дальше будем заниматься строительством".
Как видим, глубокое реформирование отечественного судостроения, с воссозданием его гражданской составляющей почти с нуля потребует от нашей страны еще немало времени, денег и усилий. Но несмотря на всю сложность этой задачи, она все же обязательно будет решена. Ведь, как сказал Президент России Владимир Путин, поздравляя работников отрасли с профессиональным праздником – днем Кораблестроителя: "Судостроение по праву считается одной из ключевых, приоритетных отраслей отечественной промышленности и экономики в целом. Мощный производственный, интеллектуальный, кадровый потенциал наших верфей и конструкторских бюро позволяет создавать современные гражданские суда и боевые корабли".
…а значит, как писал в своем знаменитом указе еще сам создатель Флота Российского Петр I: "Морским судам – быть!"