Ровно сто лет назад в Питере затонулаула первая русская боевая субмарина “Дельфин”. И хотя это событие явно не относится к разряду праздничных дат, однако его не забыли и 29 июня 2004 года в Питере отметили траурным митингом и церковной службой.
“Миноносец ‹113” стал первой боевой русской субмариной, поднявшей Андреевский флаг. Проект подводного миноносца был разработан корабельным инженером Иваном Григорьевичем Бубновым и лейтенантом Михаилом Николаевичем Беклемишевым в 1901 году.
Субмарина длиной 19,6 м имела водоизмещение 113 тонн и шла со скоростью 8,5 узла. Она была вооружена двумя торпедными аппаратами системы С.К. Джевецкого. Судно имело характерную сигарообразную форму, а пространство внутри корпуса было заполнено бензиновым двигателем, электромотором и аккумуляторными батареями. К сожалению, водонепроницаемые переборки тогда не предусматривались. Наряд на строительство получил Балтийский завод в июне 1901 года, а вот двигатели и аккумулятор пришлось заказывать за границей – в Германии и Франции.
Душа любого механизма – это люди. Недаром 26 февраля 1902 года, уже ознакомясь с составом будущего экипажа, в докладной записке начальству капитан 2-го ранга Беклемишев докладывал: “Люди здорового сложения, хорошего поведения и некурящие.”. Помощником капитана стал лейтенант А.О. Гадд, выпускник Водолазнойной школы в Кронштадте.
Судьба лодки, к сожалению, не была счастливой. Подводный миноносец, в процессе строительства поменявший номер на 150-й, в мае 1903 года был спущен на воду со стапелей Балтийского завода. В августе 1903-го сюда прибыл император
Николай II, который, осмотрев корабль и выслушав краткие пояснения Бубнова, пожелал “успехов при дальнейших постройках”.
Так называемые “ходовые испытания” закончились 14 октября 1903 года. А 31 мая 1904 года по высочайшему повелению ей, как и другим лодкам-миноносцам, были присвоены имена – так появился “Дельфин”. Из-за задержки с поставкой оборудования “Дельфин” был включен в списки флота лишь 5 июля 1904 года.
В феврале 1905 года подлодка, будучи перевезена по железной дороге во Владивосток, на театр русско-японских военных действий, приступила к несению боевого дежурства в водах Японского моря. Впрочем, совершив несколько выходов в море,, торпедоносец так и не встретился с японскими судами.
А как же тот факт, что лодка затонула? Это произошло 16 июня 1904 года у стенки Балтийского завода. “Дельфин”, оказавшийся перегруженным почти втрое, стал опускаться быстрее обычного, что помешало закрыть люки.и. Спаслись всего 12 матросов, 24 человека утонули. Лейтенант Черкасов, замещавший командира корабля Беклемишева, не пожелал бросить своих людей и погиб вместе с ними.
“Дельфин” подняли, и в дальнейшем, до перевозки во Владивосток, он стал использоваться как учебный корабль, став школьным классом, через который проходили офицеры и матросы, выразившие желание служить под водой.
В мае 1916 года многострадальный “Дельфин” перевезли в Архангельск, включив его в систему обороны Кольского полуострова.а. После аварии, случившейся 27 апреля 1917 года, морской штаб принял решение лодку не восстанавливать. Свой век “Дельфин” закончил в августе 17-го года, по старости. Корпус переделали в понтон,, и в этом качестве подлодка дожила до середины 30-х годов.
29 июня 2004 года, в Санкт-Петербурге, на Смоленском кладбище, недалеко от часовни Ксении Петербургской, состоялась заупокойная панихида, которую совершил о. Виктор Московский. По традиции председатель Клуба моряков-подводников капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин и его товарищи положили цветы в память погибших на “Дельфине” прямо на воду. Рота моряков из базы ВМС отдала воинские почести.
По ходатайству созданного недавно “Петропавловского имперского общества” нашлись спонсоры (генеральный директор “Невской строительной компании” Дмитрий Семенов и капитан 2-го ранга Андрей Лыченков, являющийся генеральным директором концерна стройпредприятий Росэнерго), которые выделили средства на реставрацию памятника в честь погибших матросов.
Как образно выразился на траурном митинге ответственный секретарь Общества Сергей Волобуев, все погибшие моряки перешли в небесный град Китеж.
“Миноносец ‹113” стал первой боевой русской субмариной, поднявшей Андреевский флаг. Проект подводного миноносца был разработан корабельным инженером Иваном Григорьевичем Бубновым и лейтенантом Михаилом Николаевичем Беклемишевым в 1901 году.
Субмарина длиной 19,6 м имела водоизмещение 113 тонн и шла со скоростью 8,5 узла. Она была вооружена двумя торпедными аппаратами системы С.К. Джевецкого. Судно имело характерную сигарообразную форму, а пространство внутри корпуса было заполнено бензиновым двигателем, электромотором и аккумуляторными батареями. К сожалению, водонепроницаемые переборки тогда не предусматривались. Наряд на строительство получил Балтийский завод в июне 1901 года, а вот двигатели и аккумулятор пришлось заказывать за границей – в Германии и Франции.
Душа любого механизма – это люди. Недаром 26 февраля 1902 года, уже ознакомясь с составом будущего экипажа, в докладной записке начальству капитан 2-го ранга Беклемишев докладывал: “Люди здорового сложения, хорошего поведения и некурящие.”. Помощником капитана стал лейтенант А.О. Гадд, выпускник Водолазнойной школы в Кронштадте.
Судьба лодки, к сожалению, не была счастливой. Подводный миноносец, в процессе строительства поменявший номер на 150-й, в мае 1903 года был спущен на воду со стапелей Балтийского завода. В августе 1903-го сюда прибыл император
Николай II, который, осмотрев корабль и выслушав краткие пояснения Бубнова, пожелал “успехов при дальнейших постройках”.
Так называемые “ходовые испытания” закончились 14 октября 1903 года. А 31 мая 1904 года по высочайшему повелению ей, как и другим лодкам-миноносцам, были присвоены имена – так появился “Дельфин”. Из-за задержки с поставкой оборудования “Дельфин” был включен в списки флота лишь 5 июля 1904 года.
В феврале 1905 года подлодка, будучи перевезена по железной дороге во Владивосток, на театр русско-японских военных действий, приступила к несению боевого дежурства в водах Японского моря. Впрочем, совершив несколько выходов в море,, торпедоносец так и не встретился с японскими судами.
А как же тот факт, что лодка затонула? Это произошло 16 июня 1904 года у стенки Балтийского завода. “Дельфин”, оказавшийся перегруженным почти втрое, стал опускаться быстрее обычного, что помешало закрыть люки.и. Спаслись всего 12 матросов, 24 человека утонули. Лейтенант Черкасов, замещавший командира корабля Беклемишева, не пожелал бросить своих людей и погиб вместе с ними.
“Дельфин” подняли, и в дальнейшем, до перевозки во Владивосток, он стал использоваться как учебный корабль, став школьным классом, через который проходили офицеры и матросы, выразившие желание служить под водой.
В мае 1916 года многострадальный “Дельфин” перевезли в Архангельск, включив его в систему обороны Кольского полуострова.а. После аварии, случившейся 27 апреля 1917 года, морской штаб принял решение лодку не восстанавливать. Свой век “Дельфин” закончил в августе 17-го года, по старости. Корпус переделали в понтон,, и в этом качестве подлодка дожила до середины 30-х годов.
29 июня 2004 года, в Санкт-Петербурге, на Смоленском кладбище, недалеко от часовни Ксении Петербургской, состоялась заупокойная панихида, которую совершил о. Виктор Московский. По традиции председатель Клуба моряков-подводников капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин и его товарищи положили цветы в память погибших на “Дельфине” прямо на воду. Рота моряков из базы ВМС отдала воинские почести.
По ходатайству созданного недавно “Петропавловского имперского общества” нашлись спонсоры (генеральный директор “Невской строительной компании” Дмитрий Семенов и капитан 2-го ранга Андрей Лыченков, являющийся генеральным директором концерна стройпредприятий Росэнерго), которые выделили средства на реставрацию памятника в честь погибших матросов.
Как образно выразился на траурном митинге ответственный секретарь Общества Сергей Волобуев, все погибшие моряки перешли в небесный град Китеж.