реклама
/ события, аналитика

Стратегическое присутствие России в Арктике находится под угрозой

0 436 2 мин
В реальное время в управлении Мурманского морского пароходства находятся 8 атомных ледоколов. Но часть судов уже устарела, а часть вообще не может эксплуатироваться. В этих условиях под угрозой оказывается не только экологическое состояние северных морей, но и стратегическое присутствие России в Арктике. На сегодняшний день Северный морской путь (СМП) является важнейшей частью инфраструктуры Крайнего Севера и связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны. Для некоторых районов Арктики морской транспорт – единственное средство перевозок грузов и жизнеобеспечения населения. В то же время СМП является кратчайшим водным путем между странами Европы и северной частью Азиатско-Тихоокеанского региона, северо-западным побережьем США и Канады. Устойчивые перевозки по трассе СМП обеспечивает ледокольный флот, который закреплен в федеральной собственности и с 1998 г. передан в доверительное управление ОАО «Мурманское морское пароходство» и ОАО «Дальневосточное морское пароходство». При этом ММП – единственная российская судоходная компания, способная активно работать в Арктике круглый год. В основном пароходство доставляет грузы ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Апатит», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», и др., обеспечивает выполнение программы Северного завоза. В прошлом году объем всех грузоперевозок ММП возрос почти на 33% в сравнении с 2002 г. и составил 9,1 млн. тонн. Однако в последнее время все чаще стал подниматься вопрос о том, что часть находящихся в управлении ММП судов не отвечает техническим требованиям. По информации ММП, в доверительном управлении пароходства сейчас находятся 8 атомных ледоколов, 2 дизель-электрических ледокола, 6 судов атомно-технологического обеспечения (АТО) и атомный лихтеровоз «Севморпуть». Из атомных ледоколов в эксплуатации находятся 6 (один из них в ремонте), атомные ледоколы «Ленин», «Сибирь» выведены из эксплуатации. Причем из пяти действующих ледоколов три были построены в 70-х гг., а два – в конце 80-х гг. В течение 2002–2003 гг. ММП были приобретены 7 судов, в том числе 1 ледокол, 5 танкеров и 1 балкер. Однако большинство приобретаемых ММП в последнее время судов далеко не новые. Известно, что в прошлом году пароходство приобрело арктический ледокол, построенный в 1983 г., и 3 нефтеналивных танкера ледового класса: «Варзуга» (1976 г.), «Индига» (1977 г.) и «Хатанга» (1987 г.). Становится очевидно, почему ряд специалистов начинают бить тревогу, опасаясь последствий аварии нефтяного танкера в арктических водах. В настоящее время новые суда приобретаются исключительно на средства компании, а, следовательно, приходится действовать в условиях некоторой экономии и идти на покупку уже бывших в использовании судов. «Для строительства нового ледокольного флота необходимо участие государства, грузовладельцев, заинтересованных в инвестировании программы строительства ледоколов, – отметил генеральный директор ММП Александр Медведев. – Пока же в этом процессе принимает участие только Мурманское морское пароходство». Сейчас в целях продления срока службы ледоколов реализуется программа продления ресурса действующих судов (утверждена Госатомнадзором РФ, Минатомом РФ и Российским морским регистром судоходства), которая гарантирует до 2015 г. полное ледокольное обеспечение транспортной деятельности на трассах СМП. Проектирование и строительство новых атомоходов займет не менее 7–8 лет, что позволит ввести новострой (двухосадочный ледокол) в состав действующего флота не ранее 2012 г., а последний из такой серии – в 2020 г.- это при условии, если работа начнется в настоящее время. Но, несмотря на некоторые продвижения, проблема износа ледокольного флота, находящегося в управлении ММП, вызывает все большую обеспокоенность. Особенно в свете появившейся на рынке информации, из непроверенных источников, о возможной продаже ММП иностранным инвесторам.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости