"Я пришел сюда в 1971 году, так и остался"
История Владимира Ивановича началась в ноябре 1971 года. Пришел слесарем – молодой, без опыта. Учился на вечернем, параллельно работал. Затем стал мастером, перешел в инженерный состав, возглавлял инженерно-ремонтный цех. После реорганизаций и 90-х оказался на станочном участке. Здесь и остался. К сегодняшнему дню, он работает начальником участка уже 31 год.
"Я начинал слесарем. Шлифовальный станок осваивал. Простые работы могу точить и сейчас", – говорит Владимир Иванович.
В его голосе нет ни самохвальства, ни усталости – лишь ровный, спокойный тон человека, который знает свое дело.
С тех пор, как Владимир Жданов пришел на завод, страна несколько раз поменяла курс, рухнули державы, исчезли производства, но он остался. Не потому, что некуда идти, а оттого, что прикипел.
"Мое образование – СК-ПЗ. Я и ДМУ окончил, и ДВИМУ, но основному я научился здесь, на заводе", – говорит он.

Из 40 человек остались четверо
Когда-то в его подчинении было 40 человек. Сегодня – всего четыре.
"Три токаря и один фрезеровщик. Самому младшему – 45, остальным – за 70. Молодых нет, не идут. Один у меня фрезеровщик, 78 лет. Такой шустрый, как молодой, лазит на станок, меняет инструмент, работает. Однако ведь не вечные они. Станочников в стране не готовят нигде. Это же не модно за станком стоять. Молодые пробуют и уходят. Так один сбежал на третий день", – подчеркивает Владимир Иванович.
"Я видел, как резали уникальные станки"
С болью вспоминает, как в девяностые под нож пошли целые цеха:
"Слесарь говорит: "Владимир Иванович, станки ломают". А мне в это время из Подмосковья звонили хотели их выкупить. Не продали. Сдали в металлолом. Так проще. Больно вспоминать.
Все, что можно было сохранить, ушло на металлолом: уникальные зуборезные, прессовые станки, оборудование по резине… Вместо того, чтобы продать или сохранить – сдали. Все в лом. А это станки, которые могли бы работать еще десятилетиями".
По словам Владимира Жданова, он даже во Вьетнаме видел станок судоремонтного комплекса "Приморский завод".
DIP – догоним и перегоним Америку
"ДИП-1000, ДИП-500, ДИП-300... Знаете, что значит "ДИП"? – Догоним и перегоним Америку. Такой был лозунг, и такие были станки. До сих пор на них работаем. На больших делаем гребные валы до 14 метров. Диаметр полметра. Вес десятки тонн. Настроить, вымерить, зашлифовать – это ювелирная работа".
"Работа вдохновляет. Ее отсутствие – убивает"
"Когда есть работа – это вдохновляет. Когда все гудит, все заняты, день летит – вот это приятно. А когда тишина, ожидание, нет объема – вот тогда действительно тяжело".
Владимир Жданов не романтизирует свою профессию, но искренне любит ее. И уважает тех, кто рядом.
"У меня ребята сильные. Все надежные. Мы понимаем друг друга без слов. И пока мы вместе – мы справляемся. Меня приглашали на другие предприятия. Не захотел. Слишком много значит коллектив, привычка, понимание того, как все устроено. Прикипел", – говорит он.
Производство – это не купи-продай
"Сейчас молодежь сразу и много хочет, а здесь надо вкалывать, стоять у станка. А они не понимают, что токарь – это уже дефицит, золотая специальность".
"Я не жалею ни о чем"
"Судоремонт – дело неблагодарное. Вечеровки, выходные, но я не жалею. Я сюда попал и остался. Здесь моя жизнь и моя работа".

Когда-нибудь история обязательно напишет о таких людях, как Жданов. И, может быть, на каком-нибудь еще живом станке DIP, с пометкой "догоним и перегоним", кто-то выточит табличку: "Жданов Владимир Иванович. 54 года у станка. Человек, который не ушел, когда все рушилось".
За десятилетия судоремонтный комплекс пережил непростые времена, но всякий раз поднимался благодаря таким людям, как Владимир Иванович Жданов – верным, трудолюбивым, преданным своему делу. И мы знаем: каким бы ни был путь, у нас все будет хорошо. Все только начинается!