Константин Руденко, генеральный директор ООО "РОСА" Санкт-Петербург". Интервью.
1. Константин Герольдович, до недавнего времени вы являлись председателем Совета директоров ЗАО "Морской торговый порт Выборг" и ЗАО "Порт Высоцк". Сегодня вы - генеральный директор ООО "РОСА" Санкт-Петербург". Расскажите, что об этой компании, каковы сферы ее деятельности?
"РОСА" Санкт-Петербург" это региональная структура новой управляющей компании "РОСА" ХОЛДИНГ". Помимо нашей компании в холдинг входит также ООО "РОСА" Кузбасс", являющаяся правопреемницей Ерунаковской угольной компании, которая с середины 2003 управляла морскими портами Высоцк и Выборг.
Создание "РОСА" Холдинга" - это, так называемое, вертикальное объединение бизнеса, которое дает возможность контролировать всю цепочку, начиная от добычи угля в Кузбассе, заканчивая его транспортировкой и экспортом через морские порты.
2. Ваша команда управляет портами Выборг и Высоцк уже почти полтора года. Каковы результаты?
Мы работаем, как я уже сказал, с середины 2003 года. Почти год ушел на прием дел у предыдущих акционеров. Настоящий стивидорный бизнес начался весной 2004 года. За это время порт Высоцк увеличил объем перевалки грузов с 2,4 млн т до 3,6 млн т. в год, т.е. практически на 50%. В Выборгском порту грузоперевалка увеличилась с 1,09 до 1,37 млн. т. В текущем году планируется дальнейшее увеличение грузооборота: в Высоцке - до 4 млн. т, в Выборге - до 1,5 млн т.
3. Есть ли у компании "РОСА" Санкт-Петербург" программа дальнейшего развития этих портов?
Безусловно. И в соответствии с ней, в частности, будет проведена серьезная реконструкция порта Высоцк. После первого этапа реконструкции объем грузоперевалки увеличится до 7,5 млн т, а по завершению второго этапа - до 15 млн т. в год. В Выборгском порту максимальный объем перевалки планируем довести до 3 млн т. в год.
Уже в этом году в реконструкцию Высоцкого порта для модернизации оборудования, замены крановой техники, увеличения складских площадей будет инвестировано порядка 30 млн долларов США. В дальнейшем планируется строительство 3-х новых причалов для обработки как навалочных, так и генеральных грузов. В планах также дноуглубительные работы до отметки 12 м, что позволит порту Высоцк принимать суда дедвейтом до 30-35 тыс. тонн.
4. Константин Герольдович, а как Вы могли бы оценить общее состояние российского портового бизнеса, в частности, в балтийском регионе?
Хочу сказать, что в течение нескольких последних лет ситуация в портовой отрасли постепенно стабилизируется. Мы все-таки начинаем понимать, что поддержка и развитие собственного портового хозяйства весьма значимы для нашей страны и ее экономики. Ведь Россия - морская держава, а значительный объем наших грузов переваливается в зарубежных портах, в тех же странах Балтии, например. Они на 40% формируют свои бюджеты за счет наших грузов! Разве для нас эти деньги лишние?
Другое дело, что не от хорошей жизни наши грузы "уходят" в зарубежные порты. Пропускная способность российских портов сегодня явно недостаточна, а их инфраструктура в значительной степени изношена. Железнодорожные подходы также требуют реконструкции и расширения.
Еще одно больное место - малые глубины. Сегодня, чтобы быть конкурентоспособными на рынке стивидорных услуг наши порты должны соответствовать "европейским стандартам", т.е. принимать суда дедвейтом 20-35 тысяч тонн. А для этого в акваториях большинства российских портов необходимо проведение дноуглубительных работ.
Совершенно очевидно, что ни одна стивидорная компания сегодня не может "накрыть" весь спектр вопросов - развить акваторию, железнодорожные подходы и при этом еще и модернизировать портовую инфраструктуру. Без помощи государства в этих вопросах не обойтись.
5. Кстати, раз уж мы начали говорить о государстве, как складываются сегодня взаимоотношения частного бизнеса с государством в портовой сфере?
Главное - есть взаимопонимание и единое видение решения многих проблем. Вот совсем недавно, например, состоялось большое совещание под председательством Представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе И.И. Клебанова, посвященное вопросам развития железнодорожных подходов к портам Балтийского бассейна. В Минтрансе сегодня разрабатывается целый ряд программ, направленных на развитие отечественных морских портов. И это не случайно. Скоро вступим в ВТО, следовательно.
1. Константин Герольдович, до недавнего времени вы являлись председателем Совета директоров ЗАО "Морской торговый порт Выборг" и ЗАО "Порт Высоцк". Сегодня вы - генеральный директор ООО "РОСА" Санкт-Петербург". Расскажите, что об этой компании, каковы сферы ее деятельности?
"РОСА" Санкт-Петербург" это региональная структура новой управляющей компании "РОСА" ХОЛДИНГ". Помимо нашей компании в холдинг входит также ООО "РОСА" Кузбасс", являющаяся правопреемницей Ерунаковской угольной компании, которая с середины 2003 управляла морскими портами Высоцк и Выборг.
Создание "РОСА" Холдинга" - это, так называемое, вертикальное объединение бизнеса, которое дает возможность контролировать всю цепочку, начиная от добычи угля в Кузбассе, заканчивая его транспортировкой и экспортом через морские порты.
2. Ваша команда управляет портами Выборг и Высоцк уже почти полтора года. Каковы результаты?
Мы работаем, как я уже сказал, с середины 2003 года. Почти год ушел на прием дел у предыдущих акционеров. Настоящий стивидорный бизнес начался весной 2004 года. За это время порт Высоцк увеличил объем перевалки грузов с 2,4 млн т до 3,6 млн т. в год, т.е. практически на 50%. В Выборгском порту грузоперевалка увеличилась с 1,09 до 1,37 млн. т. В текущем году планируется дальнейшее увеличение грузооборота: в Высоцке - до 4 млн. т, в Выборге - до 1,5 млн т.
3. Есть ли у компании "РОСА" Санкт-Петербург" программа дальнейшего развития этих портов?
Безусловно. И в соответствии с ней, в частности, будет проведена серьезная реконструкция порта Высоцк. После первого этапа реконструкции объем грузоперевалки увеличится до 7,5 млн т, а по завершению второго этапа - до 15 млн т. в год. В Выборгском порту максимальный объем перевалки планируем довести до 3 млн т. в год.
Уже в этом году в реконструкцию Высоцкого порта для модернизации оборудования, замены крановой техники, увеличения складских площадей будет инвестировано порядка 30 млн долларов США. В дальнейшем планируется строительство 3-х новых причалов для обработки как навалочных, так и генеральных грузов. В планах также дноуглубительные работы до отметки 12 м, что позволит порту Высоцк принимать суда дедвейтом до 30-35 тыс. тонн.
4. Константин Герольдович, а как Вы могли бы оценить общее состояние российского портового бизнеса, в частности, в балтийском регионе?
Хочу сказать, что в течение нескольких последних лет ситуация в портовой отрасли постепенно стабилизируется. Мы все-таки начинаем понимать, что поддержка и развитие собственного портового хозяйства весьма значимы для нашей страны и ее экономики. Ведь Россия - морская держава, а значительный объем наших грузов переваливается в зарубежных портах, в тех же странах Балтии, например. Они на 40% формируют свои бюджеты за счет наших грузов! Разве для нас эти деньги лишние?
Другое дело, что не от хорошей жизни наши грузы "уходят" в зарубежные порты. Пропускная способность российских портов сегодня явно недостаточна, а их инфраструктура в значительной степени изношена. Железнодорожные подходы также требуют реконструкции и расширения.
Еще одно больное место - малые глубины. Сегодня, чтобы быть конкурентоспособными на рынке стивидорных услуг наши порты должны соответствовать "европейским стандартам", т.е. принимать суда дедвейтом 20-35 тысяч тонн. А для этого в акваториях большинства российских портов необходимо проведение дноуглубительных работ.
Совершенно очевидно, что ни одна стивидорная компания сегодня не может "накрыть" весь спектр вопросов - развить акваторию, железнодорожные подходы и при этом еще и модернизировать портовую инфраструктуру. Без помощи государства в этих вопросах не обойтись.
5. Кстати, раз уж мы начали говорить о государстве, как складываются сегодня взаимоотношения частного бизнеса с государством в портовой сфере?
Главное - есть взаимопонимание и единое видение решения многих проблем. Вот совсем недавно, например, состоялось большое совещание под председательством Представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе И.И. Клебанова, посвященное вопросам развития железнодорожных подходов к портам Балтийского бассейна. В Минтрансе сегодня разрабатывается целый ряд программ, направленных на развитие отечественных морских портов. И это не случайно. Скоро вступим в ВТО, следовательно.