Северный завоз требует расширения господдержки и обновления флота — Айсен Николаев

0 15 2 мин
Глава Якутии предложил новые механизмы поддержки участников северного завоза в ходе проведения стратегической сессии «Логистика северного завоза: от планирования до потребителя» в рамках форума «Транспортная неделя».

В своем выступлении он обозначил ключевые проблемы обеспечения удаленных северных территорий и предложил меры для совершенствования этой жизненно важной системы. Айсен Николаев подчеркнул, что вопрос северного завоза находится на особом контроле на высшем государственном уровне. 

Стратегическая сессия "Логистика северного завоза: от планирования до потребителя" была организована комитетом Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики и посвящено ключевым проблемам и перспективам обеспечения грузами удаленных северных территорий / Фото: пресс-служба главы и правительства Якутии
Стратегическая сессия «Логистика северного завоза: от планирования до потребителя» была организована комитетом Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики и посвящено ключевым проблемам и перспективам обеспечения грузами удаленных северных территорий / Фото: пресс-служба главы и правительства Якутии

«Для решения задачи жизнеобеспечения огромных территорий Арктики и Крайнего Севера поддержка государственного северного завоза абсолютно необходима», — заявил глава республики.

Для Республики Саха (Якутия), более половины территории которой составляет Арктическая зона, это стратегически важный вопрос. Объем северного завоза в республике превышает 2 млн тонн, из которых 1,4 млн — жизнеобеспечивающие грузы, а общая стоимость в 2025 году — более 70 млрд рублей, сообщает пресс-служба главы и правительства Республики Саха (Якутия).

Глава республики назвал принятие федерального закона «О северном завозе» историческим событием и отметил, что закон уже начал работать. 

«В этом году появились новые финансовые механизмы — казначейские кредиты. Для Якутии это было одно из тех решений, которое позволило нам обеспечить завоз», — отметил Айсен Николаев.

Руководитель региона указал на необходимость дальнейшего развития поддержки, в частности, увеличения объемов и продления срока погашения казначейских кредитов до трех лет. 

«Мы завозим топливо, которое во многих населенных пунктах будет использовано в 2027-м, а то и в 2028-м году. „Омертвление“ средств на три года не позволяет быстро обеспечить обороты», — пояснил он.

По его словам, ключевыми проблемами являются состояние флота, особенно речного, и инфраструктуры. Глава Якутии призвал поддержать системообразующие транспортные компании, такие как «Ленское объединенное речное пароходство», и указал на риски, связанные с устареванием судов и ужесточением экологических норм без взвешенного подхода.

В качестве предложенных властями Якутии федеральных мер поддержки — субсидирование транспортных затрат, создание программы льготного кредитования для пополнения оборотных средств предприятий и распространение механизма субсидирования Единого морского оператора также на речные перевозки. Глава республики сообщил, что ведется активная работа с Госкорпорацией «Росатом» по запуску с 2026 года деятельности Единого морского оператора северного завоза.

«Общими усилиями мы дело с мертвой точки сдвинули. Корабль поплыл. Сейчас наша задача, чтобы он встал под хорошие паруса и пошел четким курсом. И главное, чтобы мы могли обеспечивать завоз в интересах наших граждан», — резюмировал Айсен Николаев.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости