реклама
От главного редактора
От главного редактора
блог Николая Ивакина

Российские верфи и российские заказчики - время дружить? Мнение главного редактора "Корабел.ру"

Все-таки хорошая штука Интернет! Полистал сейчас страницы сайта "Корабел", посмотрел, о чем мы писали в начале века, в десятых годах и о чем пишем сегодня. Не надо рыться в пыльных архивах, перебирать подшивки старых тиражей, достаточно поработать мышкой — и вырисовывается картина, которую совсем не ожидаешь, и, честно говоря, оптимизма прибавляется.

Помните, как в начале 2000-х ситуация выглядела совсем плохой. Военный флот практически не строился, гражданский – представлял жалкое зрелище, а главное – было впечатление, что былая мощь отечественного судостроения утрачена, может быть, навсегда. Тоска!
 

Н. Ивакин. Круглый стол / Корабел.ру


Однако идет время, и как-то незаметно, потихоньку год от года ситуация изменялась. Про военное кораблестроение говорить много нет нужды – всякому понятно, что корабли всех традиционных для нас классов строить российские корабелы не разучились. Да и в гражданском судостроении произошли принципиальные изменения.

В первом десятилетии нынешнего века, когда стало ясно, что флот, в особенности внутренних водных путей, просто необходимо в срочном порядке обновлять, в противном случае не будет ни перевозок, ни собственно внутренних водных путей, судовладельцы бросились строить новые суда.

Правда, походив по нашим верфям, выслушав предложения и пожелания судостроителей, заказы на строительство судов они в массовом порядке размещали на верфях, не имеющих никакого отношения к России. В Турции, Китае, Украине и даже во Вьетнаме. Мотив прост – там быстрее и дешевле. При этом наши верфи откровенно деградировали.

Прошло всего 10 лет, и сегодня никому из судовладельцев в голову не придет уходить "на сторону". Верфи и заказчики притерлись друг к другу. Одни с удовольствием размещают заказы, а другие с легкостью их исполняют.
 

"Северная верфь" / Корабел.ру


То же произошло и с техническим флотом. Конечно, это не само так сложилось. Здесь и взаимное стремление идти навстречу друг другу, и меры государственного регулирования, и развитие финансовых инструментов, и еще многое, что повлияло на ситуацию. Уверен, что здесь отдельную благодарность надо выразить теперь уже бывшему заместителю министра транспорта Виктору Олерскому, который целенаправленно проводил политику по возвращению отечественных заказчиков на родные верфи. И результат налицо – российский флот для ВВП сегодня строится в России. И строится столько, сколько требует заказчик. Надо будет больше – будет больше, верфи готовы.

В июле 2009 года на "Корабеле" была опубликована статья ведущего специалиста по ледокольному флоту Бориса Ионова "Авансы и долги российского ледоколостроения". В ней он подробно рассмотрел ситуацию с этим традиционным для отечественных корабелов, сегментом судостроения, и его обоснованные выводы были скорее пессимистичными, особенно в области верфей.

Прошло 9 лет. И что, у кого-то есть сомнения, что наши заводы умеют и могут строить ледоколы? По-моему, адмиралтейцы, балтийцы и выборжане (не по значимости, а просто по алфавиту) с успехом продемонстрировали, что они в состоянии реализовывать отечественные проекты крупных ледоколов. Дизель-электрические суда уже работают, будут и атомные, нет сомнений. Не без сбоев, конечно, но движение в правильном направлении уже набрало темп, и его не остановить. Будет и "Лидер", если он нужен.


К чему я это пишу? Сегодня на верфях начали появляться первые за долгие годы заказы от рыбаков. Не скажу, что это "брак по любви", скорее – "по расчету", стимулированный мерами госрегулирования. Одним непонятно, как судостроители справятся с поставленными задачами, да еще и в срок, и за оговоренные деньги, другим не привычны новые требования.

Но деваться-то некуда. Рыбакам нужны квоты, верфям – работа, ведь государственный оборонный заказ не вечен. Поэтому дружить придется. И от того, чем быстрее корабелы и рыбопромышленники найдут общий язык, постараются помочь коллегам и понять их, тем быстрее вынужденная дружба перерастет во взаимную привязанность, а там и до любви не далеко. А о том, что это возможно, я написал в начале своей реплики.


С уважением, Николай Ивакин, гл. редактор


 

"Адмиралтейские верфи", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 313-81-83
"Балтийский завод", АО Санкт-Петербург
+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"Выборгский судостроительный завод", ПАО Выборг
+7(81378) 2-64-32



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Восточный порт почтил память Виктора Васяновича
18:24 , 23 Апреля 2024 / события