Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко на Парламенском часе в Госдуме обозначил Стратегию развития судостроительной промышленности на период до 2030 года.
Основное направление Стратегии — развитие гражданского судостроения.
На данный момент доля судостроительного сектора в общем объеме производства ОПК более 1/4, в экспорте военно-технической продукции — до 20-30%. Общее число занятых в отрасли — около 200 тыс. человек.
Виктор Хрустенко обозначил 3 группы проблем сектора. Первая группа обусловлена особенностями отечественного законодательства, а также финансовыми условиями гражданского судостроения. Существующая сегодня в стране система налогообложения и финансирования ставит отечественных судостроителей в заведомо худшие условия по сравнению с зарубежными.
Вторая группа касается состояния технологий и основных производственных фондов. Спад промышленности в 90-х годах отразился и на судостроении. В третью группу были отнесены проблемы, касающиеся принципов организации гражданского производства и логистики. Предприятия отечественного судостроения в прошлом были ориентированы в основном на создание военной продукции.
Решение указанных проблем, по мнению Христенко, позволит успешно реализовать Стратегию. При этом необходимо ориентироваться также на использование гражданских технологий в военной сфере, и их взаимный переток, что позволит снизить себестоимость выпуска военной продукции.
Основные направления программных мероприятий Стратегии развития судостроительной отрасли предусматривают законодательное и нормативно-правовое обеспечение развития судостроения и развитие научно-технического потенциала, комплексную модернизацию и техническое перевооружение отрасли.
На первом этапе реализации Стратегии предлагается принять некоторые меры.
Во-первых, Христенко указывает на необходимость принятия нулевых ставок НДС на импортируемое оборудование, аналоги которого в России пока не производятся. Во-вторых, планируется субсидирование процентных ставок по кредитам отечественных банков, а также затрат, связанных с использованием иных финансовых инструментов при постройке судов в России. В-третьих, предлагается организовать софинансирование инвестиционных проектов, связанных с модернизацией производственных мощностей.
Среди специальных мер называется развитие системы лизинга для судоходных компаний, приобретающих российские суда речного флота, а также постепенное ограничение использования иностранных судов при каботажных перевозках и на внутренних водных путях.
В области науки и проектирования предполагается создать Отраслевой научный центр ЦНИИ им. Крылова - базовый отраслевой институт, осуществляющий основные фундаментальные исследования. Также планируется организация двух Инжиниринговых центров, состоящих из конструкторских бюро, которые будут заниматься проектированием подводных лодок и всех надводных кораблей.
В области производства будут созданы Северный центр судостроения, состоящий из двух центров объединяющих предприятия города Северодвинска, Западный судостроительный центр и
Дальневосточный судостроительно-судоремонтный центр. Также прорабатывается вопрос по созданию Каспийского и Черноморского судоремонтных центров.
По словам Министра, в рамках реализации Стратегии уже развернута работа по организации государственно-частного партнерства по модернизации производственных мощностей. Условно данная программа названа «VIP проекты». Государство настроено на сотрудничество с бизнес сообществом, имеющим интерес в судостроительной промышленности, при этом оно готово разделить риски, связанные с пилотными проектами.
Прогнозируется, что к 2015 году производство гражданской продукции должно составить 34 % в общем объеме товарного выпуска (в 2005 г — 26%) при устойчивой тенденции к дальнейшему росту (в 2,2 раза к 2015 году). При этом рост объемов производства отрасли к 2015 г. составит 2,2 раза.
Объемы финансирования Стратегии из всех источников предусматривают выделение средств в период 2007-2009 гг. в размере 48 млрд. руб., (в том числе госбюджет 29,5 млрд. руб.) и в период 20010-2015 гг. - 171,2 млрд. руб.
В Петербурге лидерами отрасли на данный момент являются ОАО "Адмиралтейские верфи", ОАО «Балтийский завод» и судостроительный завод «Северная верфь» - проекты объединенной промышленной корпорации.