Проблема пропускной способности Босфора все больше и больше дает о себе знать. При длине в 31 километр пролив узок и извилист. В самом узком месте его ширина составляет всего 700 метров, но ежегодно через пролив в обе стороны проходят примерно 50 тыс. судов. То есть интенсивность движения в несколько раз выше, чем в Панамском и Суэцком каналах. Ситуация, которая повергла в шок нефтеносные страны, использующие "босфорский маршрут", оказывается очень выгодной для Украины.
Она теперь может предложить для транзита трубу "Одесса–Броды". Таким образом, проект обретает второе дыхание в европейском направлении… Пропускная способность Босфора и Дарданелл примерно оценивается турецкой стороной в 80-110 млн. т нефти и нефтепродуктов в год, тогда как в прошедшем году транзит нефти через эти проливы составил около 135 млн. тонн. Официальные представители Турции говорят, что проливы работают на пределе своей пропускной способности. Если принять во внимание тот факт, что добыча нефти на Каспии в течение ближайших десяти лет может удвоиться, то что же произойдет в этом случае?
Международным морским правом предусматривается полная свобода коммерческого судоходства по Босфору и Дарданеллам и в мирное, и в военное время. Но в 1994 году правительство Турции в одностороннем порядке приняло документ "О регулировании морского судоходства в проливах Турции и районе Мраморного моря". Турция объяснила такой шаг резко возросшей интенсивностью движения в проливе и непрерывно усиливающейся из-за этого угрозой для окружающей среды – особенно при быстрых темпах увеличения транспортировки нефти из стран бассейна Черного моря.
За последние 50 лет в зоне пролива было зафиксировано почти 500 чрезвычайных происшествий, причем их частота с годами имеет тенденцию к увеличению. При этом наибольшую опасность представляет, конечно, разлив нефти. Ограниченность используемых ныне путей экспорта нефти – одна из наиболее серьезных проблем современности. Задержки при прохождении турецких проливов в последнее время увеличились, особенно это проявляется в зимний период, а несвоевременная подача танкеров, в свою очередь, приводит к срыву графиков отгрузки экспортных партий российской нефти в черноморских портах.
Задержки при прохождении танкеров через турецкие проливы оказали отрицательное влияние не только на объемы отгрузок российской нефти, но и на рентабельность и надежность поставок из Черного моря. Транспортные расходы экспортеров российской и каспийской нефти значительно возросли, а график поставок сырья на НПЗ Средиземноморья был сорван.
Эти факторы уже привели к тому, что Россия сокращает свой экспорт через черноморские порты. В таких условиях как никогда становится актуальным вопрос запуска нефтепровода "Одесса–Броды" в прямом направлении, который может значительно упростить проблему Босфора для всех заинтересованных сторон. Ведь турки получат возможность разгрузить свои протоки, а нефтяные компании, в первую очередь из района Каспия, получат безопасный и стабильный маршрут поставок нефти в Европу. Выиграет от этого и Россия, которая сможет без особых проблем продолжать свой экспорт через Босфор.
Не случайно для России вопрос о реверсе нефтепровода "Одесса–Броды" уже не актуален. Об этом сказал глава "Транснефти" Семен Вайншток 19 апреля в Лондоне, комментируя отказ Украины реверсировать этот нефтепровод. "Несколько месяцев назад я бы волновался, сегодня я отношусь к этому индифферентно, а завтра буду относиться положительно", – сказал он. По словам Вайнштока, реверс "Одесса–Броды" был необходим для того, чтобы без проблем и экстраординарных мер ввести дополнительные экспортные мощности Балтийской трубопроводной системы (БТС), увеличив их до 42 млн. т в год. "Но эту проблему мы уже решили в феврале. В 2005 году мощность БТС будет увеличена до 50 млн. т. И актуальность реверса "Одесса–Броды" уже исчезла", – сказал он.
Первоочередной задачей для тех же российских нефтяных компаний становится разгрузка Босфора. В данное время Украина как никогда близка к реализации проекта "Одесса–Броды", который позволит ей диверсифицировать грузопотоки нефти и стать одним из ключевых игроков на энергетическом рынке Европы. Это поняли уже и на Западе, который ранее не проявлял интереса к нашей трубе. В конце апреля – начале мая Украина начнет пробную прокачку в Европу каспийской нефти по "Одесса–Броды". 5 апреля украинская "Укртранснафта", словацкая "Transpetrol", чешские "Мего" и "Unipetrol" подписали протокол об экспериментальной прокачке на Карлупский НПЗ в Чехии. Таким образом, проблема Босфора "сыграла на руку" украинским нефтетранспортникам. Интерес к проекту "Одесса–Броды", пусть со "второго взгляда", растет не по дням, а по часам. Все идет к тому, что запуск трубы позволит до конца года экспортировать в Европу 5 млн. т. нефти.
Кроме России, в работе трубопровода ввиду тех же "босфорских проблем" могут быть заинтересованы Азербайджан и Казахстан, которые сегодня также поставляют свою нефть через турецкие проливы. Межправительственное соглашение о поставках нефти для заполнения нефтепровода "Одесса–Броды" и дальнейшей ее транспортировки может быть подписано в ближайшие дни. Об этом журналистам сказал вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев. В Астане не отрицают, что переговоры по поводу присоединения Казахстана к трубопроводу "Одесса– Броды" ведутся уже довольно давно. Конечно, Казахстан собирается строить нефтепровод в Китай. Но, во-первых, это перспектива не сегодняшнего дня. Во-вторых, Европа платит за "черное золото" больше.
Очень большую заинтересованность в прокачке каспийской нефти по "Одесса–Броды" проявляют Чехия, Словакия и Польша, а также Германия. Маршрут поставок легкой каспийской нефти по "Одесса–Броды" для этих стран является чуть ли не единственной альтернативой для российской нефти. Более того, диверсификация поставок энергоносителей является одним из условий Европейского Союза для этих стран.
В этом ключе весьма правильным является принятое правительством решение о прямом использовании нефтепровода "Одесса–Броды". Однако для этого правительству и президенту следует более тщательно проводить действия на выполнение своего решения по реализации проекта "Одесса–Броды".
Она теперь может предложить для транзита трубу "Одесса–Броды". Таким образом, проект обретает второе дыхание в европейском направлении… Пропускная способность Босфора и Дарданелл примерно оценивается турецкой стороной в 80-110 млн. т нефти и нефтепродуктов в год, тогда как в прошедшем году транзит нефти через эти проливы составил около 135 млн. тонн. Официальные представители Турции говорят, что проливы работают на пределе своей пропускной способности. Если принять во внимание тот факт, что добыча нефти на Каспии в течение ближайших десяти лет может удвоиться, то что же произойдет в этом случае?
Международным морским правом предусматривается полная свобода коммерческого судоходства по Босфору и Дарданеллам и в мирное, и в военное время. Но в 1994 году правительство Турции в одностороннем порядке приняло документ "О регулировании морского судоходства в проливах Турции и районе Мраморного моря". Турция объяснила такой шаг резко возросшей интенсивностью движения в проливе и непрерывно усиливающейся из-за этого угрозой для окружающей среды – особенно при быстрых темпах увеличения транспортировки нефти из стран бассейна Черного моря.
За последние 50 лет в зоне пролива было зафиксировано почти 500 чрезвычайных происшествий, причем их частота с годами имеет тенденцию к увеличению. При этом наибольшую опасность представляет, конечно, разлив нефти. Ограниченность используемых ныне путей экспорта нефти – одна из наиболее серьезных проблем современности. Задержки при прохождении турецких проливов в последнее время увеличились, особенно это проявляется в зимний период, а несвоевременная подача танкеров, в свою очередь, приводит к срыву графиков отгрузки экспортных партий российской нефти в черноморских портах.
Задержки при прохождении танкеров через турецкие проливы оказали отрицательное влияние не только на объемы отгрузок российской нефти, но и на рентабельность и надежность поставок из Черного моря. Транспортные расходы экспортеров российской и каспийской нефти значительно возросли, а график поставок сырья на НПЗ Средиземноморья был сорван.
Эти факторы уже привели к тому, что Россия сокращает свой экспорт через черноморские порты. В таких условиях как никогда становится актуальным вопрос запуска нефтепровода "Одесса–Броды" в прямом направлении, который может значительно упростить проблему Босфора для всех заинтересованных сторон. Ведь турки получат возможность разгрузить свои протоки, а нефтяные компании, в первую очередь из района Каспия, получат безопасный и стабильный маршрут поставок нефти в Европу. Выиграет от этого и Россия, которая сможет без особых проблем продолжать свой экспорт через Босфор.
Не случайно для России вопрос о реверсе нефтепровода "Одесса–Броды" уже не актуален. Об этом сказал глава "Транснефти" Семен Вайншток 19 апреля в Лондоне, комментируя отказ Украины реверсировать этот нефтепровод. "Несколько месяцев назад я бы волновался, сегодня я отношусь к этому индифферентно, а завтра буду относиться положительно", – сказал он. По словам Вайнштока, реверс "Одесса–Броды" был необходим для того, чтобы без проблем и экстраординарных мер ввести дополнительные экспортные мощности Балтийской трубопроводной системы (БТС), увеличив их до 42 млн. т в год. "Но эту проблему мы уже решили в феврале. В 2005 году мощность БТС будет увеличена до 50 млн. т. И актуальность реверса "Одесса–Броды" уже исчезла", – сказал он.
Первоочередной задачей для тех же российских нефтяных компаний становится разгрузка Босфора. В данное время Украина как никогда близка к реализации проекта "Одесса–Броды", который позволит ей диверсифицировать грузопотоки нефти и стать одним из ключевых игроков на энергетическом рынке Европы. Это поняли уже и на Западе, который ранее не проявлял интереса к нашей трубе. В конце апреля – начале мая Украина начнет пробную прокачку в Европу каспийской нефти по "Одесса–Броды". 5 апреля украинская "Укртранснафта", словацкая "Transpetrol", чешские "Мего" и "Unipetrol" подписали протокол об экспериментальной прокачке на Карлупский НПЗ в Чехии. Таким образом, проблема Босфора "сыграла на руку" украинским нефтетранспортникам. Интерес к проекту "Одесса–Броды", пусть со "второго взгляда", растет не по дням, а по часам. Все идет к тому, что запуск трубы позволит до конца года экспортировать в Европу 5 млн. т. нефти.
Кроме России, в работе трубопровода ввиду тех же "босфорских проблем" могут быть заинтересованы Азербайджан и Казахстан, которые сегодня также поставляют свою нефть через турецкие проливы. Межправительственное соглашение о поставках нефти для заполнения нефтепровода "Одесса–Броды" и дальнейшей ее транспортировки может быть подписано в ближайшие дни. Об этом журналистам сказал вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев. В Астане не отрицают, что переговоры по поводу присоединения Казахстана к трубопроводу "Одесса– Броды" ведутся уже довольно давно. Конечно, Казахстан собирается строить нефтепровод в Китай. Но, во-первых, это перспектива не сегодняшнего дня. Во-вторых, Европа платит за "черное золото" больше.
Очень большую заинтересованность в прокачке каспийской нефти по "Одесса–Броды" проявляют Чехия, Словакия и Польша, а также Германия. Маршрут поставок легкой каспийской нефти по "Одесса–Броды" для этих стран является чуть ли не единственной альтернативой для российской нефти. Более того, диверсификация поставок энергоносителей является одним из условий Европейского Союза для этих стран.
В этом ключе весьма правильным является принятое правительством решение о прямом использовании нефтепровода "Одесса–Броды". Однако для этого правительству и президенту следует более тщательно проводить действия на выполнение своего решения по реализации проекта "Одесса–Броды".