реклама

Порты уйдут в свободное плавание

0 487 4 мин
В план приватизации государственной собственности в 2005 году, который обсуждался правительством на прошлой неделе, включены крупные пакеты акций всех главных портов страны. Продавая их, Минимущество и Минэкономразвития декларируют две цели: пополнение бюджета и привлечение частного капитала в морскую инфраструктуру. Однако аукционы по продаже государственных акций могут оказаться сорванными из-за конфликтов частных акционеров.

Ключ от морских ворот останется в кабинете премьера

Расстаться с акциями морских портов государство пытается не первый год. Начиная с 2003 года пакеты Новороссийского и Мурманского портов включались в правительственный план приватизации. Однако приватизационные аукционы так и не состоялись, хотя федеральный бюджет недосчитывался серьезных сумм.

По оценке главы Минэкономразвития Германа Грефа, только от продажи госпакета Новороссийского морского торгового порта бюджет рассчитывает получить не менее 3 млрд. руб. Официально комментировать причины отмены аукционов в Минимуществе и Минтрансе отказываются. Между тем все чиновники единодушно высказывались за необходимость повременить с приватизацией портов. Именно с этой целью в собственности правительства закреплялись крупные пакеты акций портов.

Справка

В план приватизации госимущества в 2005 году внесены пакеты акций: ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) - 20%, "Мурманский морской торговый порт" (ММТП) - 25.5%, "Морской порт Санкт-Петербург" (МПСП) - 20%, "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП) - 20%. В настоящее время этими пакетами распоряжается государство.

Формальная возможность влиять на грузопотоки экспортных и импортных грузов, проходящих через морские порты, при такой форме контроля у правительства сохранялась. Однако ни в одном из них у Минимущества не было контрольного пакета. Прибыль, начислявшаяся акционеру в лице государства, составляла сотни тысяч рублей. И Минтрансу нередко указывали на то, что управление портовыми активами недостаточно эффективно.

Но в 2003 году ситуация изменилась кардинально. Правительство утвердило создание нового унитарного предприятия "Росморпорт", в его ведение перешло управление всеми активами в портах, которые запрещено приватизировать, - это причалы, лоцманские службы. Именно "Росморпорт" устанавливает теперь тарифы на пользование этим имуществом. В результате "страховочные" пакеты акций, не приносящие существенных дивидендов, Минимуществу и всему правительству стали не нужны. При необходимости "Росморпорт" в порту Санкт-Петербурга или Владивостока сможет обеспечить перевалку стратегических для страны грузов. Независимо от того, кто будет акционером порта. Владельцы акций названных выше портов были не слишком довольны созданием новой монополии на портовое имущество, однако приняли правила игры, предложенные правительством.

Отдадим порт в хорошие руки

Как рассказал "Известиям" глава комитета по промышленной политике Совета федерации Валентин Завадников, за продажей госпакетов акций портов Санкт-Петербурга, Мурманска и Владивостока кроется не только острое желание найти дополнительные источники дохода бюджета. Новый виток приватизации развяжет руки акционерам портов, и они смогут вкладывать больше средств в развитие новых стивидорных компаний (занимающихся перевалкой грузов в порту), привлечение дополнительных транзитных грузов. Закрепление акций в государственной собственности не является стимулом к привлечению инвестиций в порт.

По оценке Минтранса, общая потребность инвестиций в российские порты оценивается от $2 до 5 млрд. "Росморпорт" отвечает только за малую часть инфраструктуры портов, и львиную долю финансовых вложений (85%) в развитие стивидорных компаний планируется привлечь от частных инвесторов. Между тем отсрочка продажи госпакетов акций в портах происходила отнюдь не только по вине чиновников. Действующие акционеры портов сами были не готовы к новой приватизации. Достаточно посмотреть на состав акционеров в портах Владивостока, Мурманска и Новороссийска, и становится очевидным, что баланс их интересов после выхода из состава акционеров государства окажется нарушенным. При этом каждый порт является лакомым куском для любой компании при наличии контрольного пакета и часто занимает монопольное положение на рынке.

Новороссийский порт в настоящее время - это главные морские ворота на юге страны для экспорта нефти и нефтепродуктов, зерна и для импорта сахара-сырца. НМТП - лидер среди российских портов по грузообороту. Его главными акционерами являются финансовая корпорация "Уралсиб" (в недалеком прошлом - "НИКойл"), Русский генеральный банк. Обе компании контролируют примерно по 34% акций. Естественно, приобретение любым из этих акционеров 20%-ного госпакета превратит его в обладателя контрольного пакета. Отметим, что генеральный директор НМТП Владимир Ковбасюк не раз высказывался о сохранении пакета акций Минимущества в собственности государства. Динамично развивающийся порт не заинтересован в конфликте акционеров. От официальных комментариев в НМТП вчера отказались. Однако источник в порту заявил "Известиям", что сведения о возможной приватизации госпакета в компании восприняли настороженно, но спокойно. Акции порта включались в план приватизации уже не один раз, однако аукционы так и не состоялись. Владельцы акций также хранят молчание. В пресс-службе "Уралсиба" сказали, что до объявления даты аукциона комментировать планы правительства не могут.

Примерно такая же ситуация у акционеров порта Владивостока. У компании ЗАО "Порт-актив" и структур Магнитогорского металлургического комбината под контролем примерно равные пакеты: 27% и 25%. Продажа 20% акций государства означает борьбу за контрольный пакет компании. Отметим, что в компаниях - владельцах акций портов не берутся предсказать исход новой приватизации. В порту Мурманска, например, только от корреспондента "Известий" узнали, что акции компании правительство собирается выставить на аукцион. Любопытно, что именно ММТП не так давно (в 2002 году) пережил продажу небольшого госпакета акций. Собственником 20%-ного пакета стала компания "ЛУКОЙЛ", что повлекло за собой конфликтные перестановки в составе менеджмента. Сейчас номинальными держателями акций ММТП являются Минимущество (34%), ИНГ "Банк Евразия" (29%), МДМ-банк (17.5%) и ООО "Торговый дом "РусИнкор" (16.6%).

Несколько проще ситуация в порту Санкт-Петербурга. Контрольный пакет компании уже сосредоточен в руках датской Jusk Staalindustri. И по информации "Известий", его намерен выкупить Новолипецкий металлургический комбинат. По словам руководителя пресс-службы порта Ирины Крикун, менеджмент порта не выходит в государственные органы власти с предложениями продать оставшиеся в госсобственности акции, но сам факт такой продажи поможет привлечь частные инвестиции. Только в порту Санкт-Петербурга известие о новой приватизации восприняли как явление давно ожидаемое и обыденное.

Любопытно, что заместитель главы ФГУП "Росморпорт" Николай Хвощинский заявил "Известиям", что его структура никак не может и не будет участвовать в процессе приватизации акций портов. Контролировать процесс приватизации должны другие органы власти. По существу предотвратить конфликты акционеров после новых аукционов государство может только одним способом - снова их отменить. Или перенести на 2006 год. Источник "Известий" в порту Владивосток заявил, что именно этого от правительства частные акционеры и ждут больше всего.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости