Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

Об упрощенном порядке лицензирования перевозок пассажиров на водном транспорте для маломерных судов

- A + КомментарииПрочитано 384 раза   |
Постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 г. № 778 (далее – Постановления) в постановление Правительства РФ от 06.03.2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» внесены изменения, существенно облегчающие порядок получения лицензий на осуществление пассажирских перевозок маломерными судами по морским и внутренним водным путям РФ.
Пункт 3 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров (далее – Положение о лицензировании) устанавливает, что пассажирские перевозки на законных основаниях могут совершаться с использованием маломерных судов и, как следствие, подлежат лицензированию.

Между тем, состав судовых документов для маломерных судов существенно отличается от состава документов для судов крупного тоннажа, в том числе в соответствии с положениями ст. 25, 27 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ). В связи с этим, при обращении соискателя за получением лицензии на перевозки маломерными судами, он, в результате вступивших в силу изменений, освобождается от обязанности представлять значительную часть судовых и технических документов.

По базовому правилу, установленному п. 4 Положением о лицензировании, у соискателя лицензии на пассажирские перевозки по внутренним водным путям (далее – ВВП) на праве собственности или на ином законном основании должны находиться предназначенные для перевозки пассажиров суда, соответствующие требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. Между тем, в соответствии с п. 5 указанного регламента, его требования не распространяются на маломерные, прогулочные и парусные суда. Таким образом, для лицензирования перевозок по ВВП может быть представлено любое маломерное судно.
Вышеуказанное освобождение не применяется, впрочем, для перевозок пассажиров морским транспортом. В соответствии с п. 2 Технического регламента объектов морского транспорта, положения регламента распространяются на любые морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по ВВП, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям и ВВП при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт.

По новой редакции п. 5 Положения о лицензировании, соискатели лицензии, осуществляющие перевозки пассажиров с использованием маломерных судов, не обязаны иметь в штате дополнительное, отдельное должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасной эксплуатации судов на ВВП, имеющего стаж работы не менее 3 лет в соответствующих должностях на судах внутреннего плавания или на морских судах, среднее профессиональное или высшее образование по специальности, а также аттестованное на право занятия должности в установленном порядке. Должностным лицо, ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации судов на ВВП / на морских судах, теперь является то же лицо, которое предусмотрено в системе управления безопасной эксплуатацией судов по нормам Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее – КВВТ) и Международным кодексом Управления безопасностью (МКУБ).

Положение о лицензировании дополнено п. «г» (1) ч. 4 и п. «е» (1) ч. 5, которые устанавливает специальный список судовых документов, подлежащих предъявлению в лицензирующий орган на каждое лицензируемое маломерное судно. Указанный список включает лишь судовой билет. Более того, копии судовых документов, предусмотренных Положением о лицензировании, представляются по желанию заявителя.

Для получения лицензии на перевозки пассажиров по ВВП маломерные суда освобождаются от необходимости предъявления по ним судового свидетельства об управлении безопасностью. В отношении морских судов, предъявление документа о соответствии МКУБ и копия свидетельства об управлении безопасностью для каждого заявленного судна обязательна только для судов, к которым применяются требования МКУБ.

Отсутствует, при лицензировании перевозок по ВВП, необходимость предъявления документа, подтверждающего страхование или финансовое обеспечение страховых рисков возникновения ответственности соискателя лицензии за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей. Так же маломерные суда освобождены от необходимости иметь судовой план чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения нефтью, предусмотренного ст. 39 КВВТ (п. 2 Порядка разработки в отношении судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения и порядка выполнения этого плана).

Обязанность предъявления свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом для морских пассажирских перевозок установлена лишь для судов вместимостью более чем 1000 тонн.

Дополнительно, заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью соискателя лицензии, что так же существенно облегчает процедуру подачи заявления и сокращает сроки его рассмотрения отсутствие долгосрочной пересылки.

Таким образом, Постановлением требования к соискателям лицензий на морском и внутреннем водном транспорте приведены в соответствие действующему законодательству, в том числе КТМ РФ, а так же техническим регламентам для водного транспорта.

Процедура лицензирования пассажирских перевозок существенно упрощена для владельцев маломерных судов, которые предоставляют вместе с заявлением о лицензировании минимальный пакет судовых и сопроводительных документов.

Старший партнер Виктория Жданова
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2017
Поделиться новостью

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку "Блог морского юриста" и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь