Неровности законов о маломерном флоте: ФЗ 36

- A + Автор: Владислав Букин КомментарииПрочитано 12588 раз   |
23 апреля 2012 года Президент (на тот момент) Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна». Как поясняется в сообщении на официальной интернет-странице партии «Единая Россия», принятое решение направлено на совершенствование норм, регулирующих отношения, связанные с использованием маломерных судов, а также на согласование положений федеральных актов, использующих понятие «маломерное судно».
Данным постановлением понятие «маломерное судно» включилось в Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, которое ранее содержалось только в Кодексе РФ об административных правонарушениях. При этом, понятие «маломерное судно» соотнесено с данным определением в правилах судоходства по внутренним водным путям Европейской экономической комиссии.

Пройдёмся по определениям
В Федеральном законе (О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна (N 36-ФЗ от 3 апреля 2012 года):
3. Под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
4. Под прогулочным судном в настоящем Кодексе понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.
5. Под спортивным парусным судном в настоящем Кодексе понимается судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

 
В отношении вопроса о габаритах судна письмо Минтранса России №15-19-1592 от 25.05.2012 года приходит на помощь:
В отношении порядка определения длины судна, необходимого для отнесения судна к маломерному (прогулочному), следует применять понятие «Габаритные размерения судна», которые в соответствии с ГОСТ 1062-80 «Размерения надводных кораблей и судов главные термины, определения и буквенные обозначения» означает габаритные размерения судна с учетом постоянно выступающих частей.

«Разъяснение управления ГИМС МЧС России в связи с вступлением в силу Федерального закона №36-ФЗ» в пункте 6 говорит:
«Масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний», в котором в пункте 1.3.2.1 сказано:
«Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием».

В соответствии с указанием Министерства Транспорта РФ №05-04-1654 от 16.05.2012 регистрацию маломерных и прогулочных судов (длиной не более 20 метров), не осуществляющих коммерческую деятельность, в реестре маломерных судов осуществляет ГИМС МЧС России. При этом выдается судовой билет.

Маломерные суда, осуществляющее коммерческую деятельность и прогулочные суда, длиной более 20 метров, проходят классификацию и освидетельствование в РРР и РМРС с выдачей акта классификации и освидетельствования. Государственная регистрация осуществляется капитаном морского порта либо государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства. При этом также выдается судовой билет.

В указании устраняется разночтение в части разграничения районов плавания. Суда смешанного (река-море) плавания регистрируются капитанами морских портов.

Также в соответствии с законом: не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

С одной стороны некоторое послабление в законе — это несомненно плюс. Владельцы стареньких «Казанок» и «Крымов», а также спорт-клубы могут чувствовать себя свободнее.
Хотя, 8 киловатт — это почти 11 л.с. и такой мотор, установленный на лёгкую ПВХ-лодку 3-4 метровой длины или лодку с жестким (глиссирующим) корпусом до 60 кг (с весом рулевого до 100 кг) даст скорость более 33 км/ч. При этом для управлении маломерным судном с мощностью мотора более 5 л. с. требуется удостоверение на право управления маломерным судном (приказ МЧС России от 21.07.2009 № 423). В соответствии с законом: не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно.

К тому же послаблением закона полностью, похоже, проваливается проект-долгострой по созданию единой базы по краденым и угнанным лодкам и моторам. Если нет регистрации, нет номеров, то нет и учета. Причем в большинстве случаев крадут не большие яхты, а катера и лодки с подвесными моторами.

В том же предписании Минтранса России (№15-19-1592) в п.2 сказано:
При решении вопроса о подведомственности классификации и освидетельствования маломерных судов ГИМС МЧС России или РРР принимать во внимание цель использования маломерного судна — коммерческую или некоммерческую, о чем в письменном виде заявляет судовладелец.

А если для коммерческой деятельности будущий судовладелец закупает лодки той категории, которые регистрации и освидетельствования не требуют, например, для лодочных станций? И если регистрация требуется, то судовладелец пойдет с этими лодками в Речной Регистр?

Вопрос, касающийся спортивных парусных яхт встаёт особо, по упрощённым европейским меркам маломерным спортивным судам надлежит быть длиной до 24 метров, и как раз такие лодки интересуют россиян, которые привозят их из-за границы. Вот и получается, что судно спортивное, проще построено, а освидетельствованием его занимаются наши Регистры, требования которых намного строже и дооборудование лодок до них технически невозможно. В пояснении по этой части сказано:
Спортивное парусное судно вне зависимости от размерений (за исключением спортивных парусных судов не подлежащих государственной регистрации) — классификация и освидетельствование осуществляется РРР или РМРС с выдачей акта классификации и освидетельствования, государственная регистрация осуществляется капитаном морского порта либо ГБУВПиС, выдается судовой билет, при этом суда смешанного (река-море) плавания регистрируются капитанами морских портов.
 
В Финском заливе / пресс-служба регаты Nord Stream Race
 
Без бумажки ты — букашка
О документах, необходимых для регистрации судна, говорит Константин Фёдорович Пашинский, экс-начальник ГИМС Санкт-Петербурга:
«Вот, я частное лицо, купил себе катер длиной 21 метр. Должен его зарегистрировать или в Речном регистре или в морском. А вообще — это мой частный катер. Раньше мы готовили судоводителей в школах, сами выдавали им свидетельства. А теперь какие должны быть документы? Он и по реке ходит, и по морю. До принятия закона у нас были свои судоводительские документы, для непрофессионалов. То есть человек заканчивает курсы месячные/двухмесячные, сдает экзамены, его аттестовывают и дают документы. Теперь я в Речном или Морском регистре и должен иметь профессиональные документы. Что я должен для этого "Макаровку" заканчивать?»

В принятом законе уже более двух лет содержатся противоречия, вступающие в спор как со здравым смыслом, так и с уже существующими, проверенными не одним десятилетием правилами использования маломерных судов. Время идёт, люди работают, ситуация не меняется. Безусловно, советские законы, содержащие нормы, условия тех времён требуют изменений, однако, над ними должны работать, как теоретики, так и люди, непосредственно понимающие практическое их применение. Возможно, для менее болезненного вступления в силу этих законов стоит выносить их на общественное обсуждения до начала действия, а не после этого. 

Наши новости в Telegram

Автор: Владислав Букин
Поделиться новостью
"Российский Речной Регистр, Северная инспекция", ФГУ Россия, Архангельск+7(8182)63-31-94, +7(8182)63-31-91
"Государственная инспекция маломерных судов", МЧС России", ФГУП Россия, Великий Новгород(8162) 77-30-59, 77-28-01
"Российский Морской Регистр Судоходства, Балтийская инспекция", ФАУ Россия, Санкт-Петербург+7(812)251-65-57


Комментарии   7.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 16.07.2014, 15:37ФЗ-36 это еще не предел. Потом появился и Техрегламент ТС для маломерных судов, к которму куча вопросов и соотвествовать ему невозможно.
 
Вот ЦНИТМФ недавно разработал проект правил для маломерки - закачаешься. Там и одноотсечная непотопляемость почти для всех малых судов (включая прогулочные), и леерное ограждение по 1100мм, и люки с комингсами, штормовые крышки на остеклении рубки, по 100кг песка и цемента плюс лопата на борту... Раздел "противопожарная защита" практически запретил суда из пластика (а их среди маломерки 90%), а раздел "Электрооборудование" по объему такой же, как ВСЕ правила для маломерки DNV, GL или MCA. Такое впечатление, что люди, писавшие эти откровения живут в космосе - они даже не удосужились посмотреть на реально существующие суда, компилировали от души и по большей части с "больших" правил. Потерян впустую год, а работоспособных правил так и нет, все что ими сделано - в мусорную корзину.
 
Резонный вопрос: доколе нормативные далее...
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич, 16.07.2014, 17:56Между прочим, по-русски слово "длина" всегда пишется с одним "Н", даже в статьях специалистов...
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 16.07.2014, 18:04Не всегда. Например, мечтательно: "Ночь была длинна..." :)
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович, 19.07.2014, 13:52Всем здравствуйте! Вопрос не в тему ну все-таки. Как трактовать пункт 111 тех. регламента и таблицу 23.2.2 Части IV ПСВП в редакции извещения №5. Дело в том, что в регламенте (п.111) на все суда (самоходные) надо ставить аппаратуру ГЛОНАСС/GPS  а в таблице написано что для разряда "Р" и "Л" ставить только на нефтеналивные и самоходные. Вопрос кто знает что главнее тех. регламент или Правила РРР? Или это очередной ляп тех.регламента или Правил РРР?
-0+
#Клепиков Алексей Валерьевич, 21.07.2014, 14:22Есть ряд вопросов, может кто-нибудь ответит:
1. Суда иностранной постройки, длиной более 20 м, эксплуатирующиеся в России должны удовлетворять ПРРР и Техническому Регламенту? И если нет, то почему?
2. Что такое "коммерческое использование"? Есть определение? Вспомогательное судно длиной меньше 20 м и стоящее на балансе у организации будет считаться коммерческого использования?
-0+
#Маслов Кирилл Андреевич, 21.07.2014, 14:58Под коммерческим использованием следует понимать эксплуатацию судна с целью извлечения прибыли, как основной цели деятельности. Определение выводится из смысла ст. 50 ГК РФ о коммерческих и некоммерческих организациях. Такой же позиции придерживается РРР, РМРС.  
 
Соответственно, вспомогательное судно длиной меньше 20 м и стоящее на балансе у организации будет считаться судном для  коммерческого использования, если организация является коммерческой. Представляется, что коммерческая организация не может иметь в собственности имущество, используемое не для целей извлечения прибыли. Таким образом, даже если судно вспомогательное, то оно все равно служит реализации уставных целей компании. Пусть оно даже и будет возить сотрудников на корпоратив.
 
Кроме того, нужно отметить, что среди финансово устойчивых страховщиков сейчас последовательно проводится политика не страховать флот для коммерческого использования, зарегистрированный в ГИМ далее...
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович, 21.07.2014, 23:53Уважаемый Алексей! Документы РРР (классификационного общества) необходимы в первую очередь для постановки судна на учет (госморречнадзор). А на территории РФ есть только одно классификационное общество для внутренних водных путей-РРР. При постановке судна на учет в РРР необходимо выполнить анализ соответствия (это проектная документация). Это если судно строилось не под надзором РРР. Я только не знаю примет ли госморречнадзор документы другого классификационного общества. РРР по сути монополист. Судно которое эксплуатируется на ВВП РФ должно быть только под флагом РФ (насколько помню об этом написано в КВВТ). Соответственно если судно планируется эксплуатировать в РФ то я думаю оно либо должно строится под наблюдением РРР либо должен быть выполнен анализ соответствия судна правилам РРР (выполняет проектная организация имеющая признание РРР на данный вид работ).

Предыдущая новость