реклама
Юридический практикум
Юридический практикум
Юридические заметки в области правового регулирования в Российской Федерации. Судебная практика и рекомендации. Блог ведет Диана Подолян, практикующий юрист в сфере судоходства и торгового мореплавания. e-mail: podolyanda@mail.ru, тел. 8 928 2260225

Некоторые аспекты признания COVID-19 форс-мажором в рамках договорных обязательств

0 302 3 мин
Международная торговля и торговое мореплавание, как ее неотъемлемая часть, обычно предусмотрительно содержат в договорных обязательствах положения о форс-мажоре.

В английском праве отсутствует однозначная концепция форс-мажора, позволяющая стороне ссылаться на форс-мажор в тех случаях, когда она не может выполнить свои обязательства по договору из-за события, находящегося вне ее контроля, например COVID-19. Российские литигаторы также сталкиваются с рядом проблем при применении института "непреодолимой силы".
 

Очевидно, сторона договора, чьи интересы затронуты этим событием, будет ссылаться на форс-мажор. В этом случае важны форс-мажорные положения (оговорки).

Типовые формы договоров, наиболее часто используемые в судоходной отрасли, содержат форс-мажорные положения (оговорки), позволяющие сторонам требовать допустимой отсрочки, откладывая дату исполнения по договору, если происходит событие, находящееся вне их разумного контроля.

В контексте COVID-19 положения договора о форс-мажорных обстоятельствах должны включать следующие названия обстоятельств непреодолимой силы, которые могут позволить стороне договора ссылаться на форс-мажорные обстоятельства вследствие последствий пандемии: "пандемия", "эпидемия", "карантин" и "акты/распоряжения государственных органов".

Безусловно, последующие последствия обстоятельств, при которых сторона договора может ссылаться на форс-мажор, будут зависеть от индивидуальных условий договора. В связи с этим актуальны обще рекомендуемые положения о форс-мажоре.

  • Для того чтобы ссылаться на форс-мажор, сторона договора должна доказать, что произошло событие, которое подпадает под перечень названых событий в положениях договора о форс-мажоре и находится вне разумного контроля стороны.
  • Сторона договора должна доказать, что форс-мажорное событие вызвало задержку в исполнении обязательств по договору. В большинстве случаев судебная практика указывает на то, что форс-мажорное событие должно быть прямой причиной просрочки исполнения обязательств.
  • Сторона договора должна соблюдать договорный режим уведомления о наступлении форс-мажорного события, его вероятном воздействии и прекращении, чтобы требовать допустимой отсрочки.
  • Если срок исполнения переносится по причине допустимой отсрочки на указанный срок, другая сторона может иметь право расторгнуть договор.

В уполномоченных органах, торгово-промышленных палатах многих государств готовы выдавать подтверждения, касающиеся COVID-19, с тем чтобы помочь бизнесу доказать причинно-следственную связь COVID-19 и ненадлежащее исполнение обязательств, заявить о форс-мажорных обстоятельствах в соответствии с их договорами. В ряде субъектов Российской Федерации ситуация, связанная с COVID-19, признана обстоятельством непреодолимой силы. Так,  в соответствии с Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который является обстоятельством непреодолимой силы.

В Российской Федерации заключения/сертификаты о форс-мажоре, как известно, выдает Торгово-промышленная палата Российской Федерации и территориальные палаты.

Выдача документов о форс-мажоре в связи с COVID-19 торгово-промышленными палатами субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам выдачи торгово-промышленными палатами заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности. При этом, свидетельствуется не сама пандемия COVID-19, а ограничительные или другие меры, предпринимаемые властями на территории России для противодействия распространению пандемии, из-за которых исполнение контракта российской компанией становится невозможным.

Если стороны договора могут доказать существование названого форс-мажорного события в результате COVID-19, вполне оправдано ожидать, что они смогут правомерно настаивать на отсрочке исполнения обязательств по договору.

Важно подчеркнуть, что бремя доказывания лежит на стороне договора, которая "нарушает обязательства" по причине, связанной с форс-мажором. Решающее слово по признанию события форс-мажорным по конкретному договору принадлежит исключительно суду, даже при наличии подтверждений наступления обстоятельств непреодолимой силы от уполномоченных органов.

Договор может как содержать обязательство стороны договора принять разумные меры для минимизации последствий форс-мажорных обстоятельств, которые могут уменьшить любую задержку исполнения обязательств, так и не содержать такового. Рекомендуется в любом случае собрать доказательства принятых мер для выполнения своих обязательств и для уменьшения последствий наступления обстоятельств непреодолимой силы.
В сложившейся ситуации судовладельцам и иным участникам судоходной отрасли можно посоветовать следующее:

  • тщательно проверять условия своих договоров;
  • тщательно рассматривать уведомления о форс-мажорных обстоятельствах по этим договорам;
  • стремиться, насколько это возможно, ссылаться на любые положения о форс-мажорных обстоятельствах в любых последующих договорах, которые затрагиваются;
  • при наличии риска нарушения обязательств по причине, связанной с COVID-19, предложить контрагенту приемлемое урегулирование исполнение договора в условиях пандемии (например, согласовать перенос сроков исполнения обязательств по договору), а также обеспечить доказательственную базу причинно-следственной связи между нарушением обязательств и COVID-19/последствий пандемии/правительственных актов, а также принимаемых стороной договора всех возможных мер для выполнения своих обязательств и для уменьшения последствий;
  • соблюдать порядок уведомления, предусмотренный договором, чтобы иметь возможность требовать любой отсрочки исполнения обязательств.

Диана Подолян

 




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В РРПК рассказали об организации производства на супертраулерах
18:49 , 26 Апреля 2024 / рыболовство