Не было бы счастья, да Украина "помогла"

Проекты: 11356, 22350
- A + КомментарииПрочитано 3504 раза   |
В конце апреля сдвинулась с мертвой точки история с морскими газотурбинными двигателями, поставок которых лишился отечественный ВПК после разрыва с Украиной. Продукцию николаевского завода "Зоря"-"Машпроект" заменят ГТД, произведенные рыбинским предприятием "Сатурн". Старт испытаниям этих двигателей дал 25 апреля лично президент Владимир Путин.

"Прилетит вдруг волшебник"

О том, что Рыбинск в последнюю неделю апреля ожидает важное событие, знали многие. Все-таки не каждый день в России запускается производство, критически важное для оборонной отрасли страны. На местном НПО "Сатурн" заблаговременно анонсировали ввод в эксплуатацию первого отечественного сборочно-испытательного комплекса газотурбинных двигателей и агрегатов для морских программ. За несколько месяцев до этого чиновники разного уровня отчитывались в СМИ о том, что проблема со строительством фрегатов, возникшая из-за эмбарго, введенного Украиной в отношении России, вот-вот будет решена.

Для тех, кто не в курсе, поясним: речь идет о запрете на поставки николаевским предприятием "Зоря"-"Машпроект" ГТД, предназначенных для новейших российских боевых кораблей. С 2014 года программа обновления флота, объявленная Минобороны, начала буксовать. Руководство страны потребовало в сжатые сроки "импортозаместить" николаевские двигатели, возложив исполнение этой задачи на рыбинский "Сатурн".
 
Президент России Владимир Путин дал старт испытаниям газотурбинного агрегата М35Р-1 с двигателем М70ФРУ-2 на НПО "Сатурн" / Корабел.ру

И вот теперь завод объявил, что поручение выполнено — сборочно-испытательный комплекс создан, опытные образцы тоже имеются, можно запускать работу. Торжественное мероприятие по этому поводу наметили на 25-е число, пригласили гостей из столицы. Рыбинцы заволновались — приедет вице-премьер Дмитрий Рогозин и министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Но оказалось, что список "випов" этим не ограничивается. Уже утром 25-го числа Кремль сообщил — запускать комплекс на "Сатурн" прибудет президент России Владимир Путин.

К обеду чуть ли не на каждом городском перекрестке обосновались полицейские, а дороги стали темнеть спешно наносимыми заплатами. Однако передвигаться по все равно страшно далеким от идеального состояния рыбинским улицам на автомобиле президент не стал. До Ярославля он летел на самолете, а оттуда прибыл в конечный пункт назначения вертолетом. Местные жители сразу начали шутить — как волшебник! Вертолетов, кстати, было несколько — тем же манером до Рыбинска добирался весь десант федерального чиновничества.

На заводе Владимиру Путину первым делом показали образцы двигателей, разработанных предприятием. Среди них не только корабельные ГТД, но и, например, газотурбинныей двигатели для привода электрогенераторов в составе электростанций и для газоперекачивающих агрегатов и теплоэлектростанций малой и средней мощности. А также двухконтурный турбореактивный двигатель АЛ-55Э для нового поколения учебно-тренировочных самолетов.
 
Корабел.ру

После этого настало время для исторического события — по команде президента были запущены испытания газотурбинного агрегата М35Р-1 с двигателем М70ФРУ-2 на вновь созданном сборочно-испытательном комплексе.


"Мы были вынуждены..."

Сам комплекс представляет из себя два стенда. Первый стенд имеет мощность до 15 МВт, второй – до 40 МВт. Технологические решения, заложенные при проектировании объекта, позволяют испытывать корабельные агрегаты более чем 20 различных конфигураций, поясняют представители Объединенной двигателестроительной корпорации, в которую входит НПО "Сатурн". Все рабочие процессы, в частности, система сбора измерительной информации, максимально автоматиированы.

На этом комплексе можно проводить испытания как всей энергетической установки, так и ее составных частей. Агрегат М35Р-1, старт испытаниям которого дал президент, включает в себя двигатель М70ФРУ-2, редуктор, соединяющие их трансмиссии, систему управления. Особенность М70ФРУ-2 – увеличенные показатели эффективности (к.п.д.) и межремонтного ресурса по сравнению с применяемыми ранее аналогами.

Здесь стоит оговориться: агрегат М35Р-1 к фрегатам, которых так ждет флот, отношения не имеет. Он предназначен для применения в составе крупнейшего в мире корабля на воздушной подушке в качестве привода ходового воздушного винта. Однако значение произошедшего это не умаляет. Принципиально важным является само создание испытательной базы, позволяющей проводить все виды тестирования корабельных агрегатов с имитацией реальных условий эксплуатации.
 
Президент России Владимир Путин дал старт испытаниям газотурбинного агрегата М35Р-1 с двигателем М70ФРУ-2 на НПО "Сатурн" / Корабел.ру

– Открытие комплекса позволит наладить серийное производство и обслуживание силовых установок для Военно-морского флота Российской Федерации к 2018 году, – объяснил журналистам генеральный директор Госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов.

Тему особой важности запуска производства корабельных двигателей на заводе "Сатурн" Владимир Путин отдельно поднял на заседании Военно-промышленной комиссии, прошедшей в тот же день в Рыбинске. Реализацию программ импортозамещения в оборонном комплексе он назвал вопросом принципиально важным для надежного обеспечения нашей обороноспособности и технологической независимости.

— Вы знаете, что до этого времени, до 2014 года, мы такие двигатели закупали на Украине, — напомнил президент. — К сожалению, не по нашей вине и кооперация распалась, и возможность сотрудничества с нашими украинскими партнерами исчезла. Мы были вынуждены заняться импортозамещением. И, откровенно говоря, это пошло нам на пользу с технологической точки зрения, потому что за это время, с декабря 2014 года по сегодняшний день, нами создана фактически новая научная отрасль, новая отрасль производства. Такой компетенции раньше в России не было.

Как пояснил Владимир Путин, двигатели, производство которых освоили в России, превосходят украинские аналоги. Их КПД выше на 10–15 процентов, ресурс больше.


Разошлись, как в море корабли

Огромное количество проблем в современном отечественном судо- и двигателестроении уходит корнями в начало 90-х годов, когда вместе с рухнувшим Советским Союзом начала рваться годами налаженная кооперация между широкой сетью верфей, заводов, НПО и КБ. Кое-что тут же наскоро сшивалось на "живую нитку", поскольку от этого слишком сильно зависела обороноспособность и экономика постсоветских государств. Но крепкими и надежными такие швы так и не стали — при любом политическом потрясении все снова обрывается.

Газотурбинные двигатели, которые почти четверть века Украина поставляла в Россию, пример из той же серии. СССР в свое время совершенно логично разместил их производство в Николаеве, городе потомственных корабелов, поближе к крупным верфям и к Черноморскому флоту. В итоге после 1991 года мы получили ситуацию, когда для поддержания в строю кораблей советской постройки российский ВМФ нуждается в поставках с украинского завода "Зоря"-"Машпроект". Ракетным крейсерам проекта 1164 требуются ГТУ М21 в составе ГТД М70 и М8КФ, большим противолодочным кораблям проекта 1155 — ГТУ М9 в составе ГТД М62 и М8КФ, малым противолодочным кораблям проекта 1124М — ГТД М8М, ракетным кораблям проекта 1239 — ГТД М10.
 
Президент России Владимир Путин дал старт испытаниям газотурбинного агрегата М35Р-1 с двигателем М70ФРУ-2 на НПО "Сатурн" / Корабел.ру

И это еще полбеды. Хуже, что в России строительство целого ряда кораблей, ключевых для любого серьезного флота, оказалось практически невозможно без сотрудничества с украинской стороной.

В первую очередь, речь идет о двух сериях фрегатов — проекта 22350 и проекта 11356. Обе серии представляют собой корабли дальней морской зоны и крайне востребованы в условиях активизации противостояния с блоком НАТО на просторах Мирового океана.

О проекте 11356 и трудностях с его реализациях, возникших после украинского эмбарго на двигатели, "Корабел.ру" писал пару лет назад, когда эта тема была особенно "горячей". Чтобы не повторяться, предлагаем читателям ознакомиться с материалом "Адмиральская серия": продолжение следует..." (ссылку ищите в конце статьи). А о проекте 22350 расскажем подробнее.


Раз фрегат, два фрегат

Закладка первого фрегата проекта 22350, получившего имя "Адмирал флота Советского Союза Горшков" состоялась 1 февраля 2006 года на "Северной верфи". К этому времени о том, что российский ВМФ имеет устаревший облик и, как в воздухе, нуждается в массовых поставках новых крупных надводных кораблей, не говорил только ленивый.

Фрегаты, за строительство которых взялись петербуржцы, можно смело называть самыми современными кораблями отечественного флота. В их надстройке предусмотрено использование композитных конструкционных материалов. Вкупе с оригинальной архитектурой это позволяет снизить его радиолокационную и оптическую заметность.

На борту фрегат может нести до 16 противокорабельных крылатых ракет ("Ониксов" или "Калибров") в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой, до 16 противолодочных ракет. Есть артиллерийская установка калибра 130 мм, разработанная специально для проекта 22350 заводом "Арсенал", с дальностью стрельбы по морским целям до 23 км, по воздушным — до 18 км. Плюс к этому зенитное и минно-торпедное вооружение. Проект разрабатывало Северное ПКБ.

Планы были достаточно амбициозные — изначально предполагалось, что головной корабль вступит в строй уже в 2012 году, а к началу 2030-х годов все четыре флота получат в общей сложности 20 фрегатов. Позже сроки стали сдвигаться, а количество ожидаемых кораблей падать. Сейчас речь идет о 10-12 кораблях данной серии, шесть из которых пойдет на Черноморский флот. Сдача головного корабля заказчику при этом запоздала на пять лет и должна состояться лишь нынешним летом. Причины затягивания графика назывались самые разные. Несколько раз, например, ВМФ заявлял, что виной тому сорванные сроки разработки и испытания нового вооружения для корабля.
 
Президент России Владимир Путин дал старт испытаниям газотурбинного агрегата М35Р-1 с двигателем М70ФРУ-2 на НПО "Сатурн" / Корабел.ру

На "Северной верфи" на сегодняшний день заложены еще три фрегата проекта 22350 — "Адмирал Касатонов", "Адмирал Головко" и "Адмирал Исаков". "Касатонов" вот-вот должен выйти на испытания и к началу 2018 года будет передан флоту. Следующие два корабля российский ВМФ получит не раньше 2020 года. Именно они будут оснащены уже отечественными ГТД М90ФР разработки "Сатурна". Поставка первого такого двигателя на фрегат "Адмирал Головко" запланирована на 2019 год. Серийное производство же начнется уже в следующем году.

— В рамках создания российской базы морского газотурбостроения выполняются опытно-конструкторские работы, которые позволят уже в следующем году перейти на серийное производство двигателей М70ФРУ, М70ФРУ-2, М70ФРУ-Р ("реверс"), М90ФР, агрегатов М35Р и М70, а также агрегатов на основе перспективных изделий с модернизированными редукторными комплексами и системами управления, — заявила пресс-служба Объединенной двигателестроительной корпорации.
 
 
Материалы по теме:
"Адмиральская серия": продолжение следует... (о строительстве кораблей проекта 11356)
"Нет никаких прототипов, двигатель абсолютно новый" (о разработке двигателя "Пульсар" на заводе "Звезда")
 
Поделиться новостью
"Северное ПКБ", АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)784-94-85
"Северная верфь", Судостроительный завод ПАО Россия, Санкт-Петербург+7(812)324-29-01, +7(812)324-29-14
"Научно-производственный комплекс газотурбостроения Зоря-Машпроект", ГП Украина, Николаев+38(0512) 49-71-31
"Сатурн", НПО ОАО Россия, Рыбинск+7(4855)29-61-00

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку "Авторские статьи" и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Леонов Владимир Васильевич, 03.05.2017, 20:51Свершилось ЧУДО! Наконец-то в России начали серийное производство корабельных газотурбинных двигателей! Вот только решить эту задачу можно и нужно было 20 лет назад. Так называемые "украинские" ГТД на 40% состояли из российских материалов и комплектующих изделий для авиации. Такие значимые вещи, как жаропрочные сплавы для камер сгорания, монокристаллы для лопаток  силовых турбин, топливные форсунки, вся контрольно-измерительная аппаратура и т.д. поставлялись из России. Украина без России была способна производить агрегаты уровня 1960 года (что стояло на кораблях проектов 61, 159 и 204). Все технические новинки приходили из российского авиапрома, причём николаевские турбины всегда имели большой уровень унификации с двигателями НК. Так что освоение производства российских корабельных ГТД не было слишком сложной и дорогостоящей задачей. Те же самарцы были готовы в минимальные сроки и за умеренную цену делать корабельные ГТД на базе своих двигателей НК-38. Причём технический уров далее...
-0+
#Jones Devi, 07.05.2017, 12:54Тот самый случай, когда Порошенко с Обамой сделали за год для России болше, чем путин и его бестолочи за 17 лет. И напрашивается вывод, чей он президент, если до разрыва с США делал все для их экономики за счет благосостояния
россиян