реклама

"Лучше переплатить, чем вырезать километры труб и стыков". Интервью с гендиректором "Кемппи Россия"

Не так давно в России отметили День сварщика. По этому случаю мы решили познакомить вас с руководителем компании "Кемппи Россия" - представительством известного финского бренда Kemppi. О том, чего не хватает отечественной сварке, как взращиваются профессионалы для отрасли и что значит "умное производство" в сварочном цеху - в сегодняшнем интервью с Евгенией Дмитриевой.
- Евгения, для начала расскажите, какой процент судостроительная промышленность занимает в портфеле заказов в вашей компании?

- Если мы говорим о России, то оборудование Kemppi впервые стало применяться в 80-х годах прошлого века, как раз в судостроительной отрасли. Тогда решалась задача по сварке толстостенного алюминия, тестировали разных производителей, и поскольку отечественные аппараты не могли решить эту проблему, тестировали и иностранные. И выиграло в этом тесте безоговорочно и с большим отрывом оборудование Kemppi. Поэтому судостроение для нас — это такая традиционная отрасль. И я думаю, что среди других отраслей промышленности, таких как нефтегазовая отрасль, автомобилестроение, машиностроение, атомная отрасль и другие, судостроение занимает лидирующие позиции с максимальной долей в портфеле заказов - порядка 25%.
 
Евгения Дмитриева / Кемппи Россия

- Расскажите немного о том, как вы пришли к той должности, которую сегодня занимаете?

- Здесь, наверное, сочетание нескольких факторов. Прежде всего, я всегда работала в производственной сфере. Я получила соответствующее профильное образование – инженерное. У меня не сварочное образование, я инженер-технолог, но тем не менее всегда работала в промышленности, и мне было интересно развиваться именно в этой области.

Следующий важный момент, когда я четко определила для себя, что очень хочу, а главное - готова к тому, чтобы возглавить представительство иностранной компании. И я стала искать такие возможности.

И третье, конечно, некий элемент везения, удачи, когда меня пригласили на собеседование в "Кемппи" и практически сразу же сделали предложение занять должность директора по продажам. И более того даже ждали несколько месяцев, пока я заканчивала все дела на предыдущем месте работы и еще восстанавливала свое здоровье после операции. 

Но, как говорится, везет тому, кто везет. И случайности не случайны. Поэтому я думаю, что это было сочетанием нескольких факторов, состоящих из везения, четкой постановки цели и моих усилий в определенном направлении. 

- Сложно работать женщине в традиционно мужской профессии?

- На самом деле работается с удовольствием. Я не вижу препятствий женщине работать в любой отрасли или не работать вообще - это зависит от ее выбора. Мне кажется, не зря же говорят: чего хочет женщина, того хочет Бог. Если женщина захочет развиваться в профессиональном плане, если у нее будут для этого необходимые знания, умения и навыки, то она будет развиваться, она будет двигаться. Если  у нее будет такая цель - она обязательно этой цели достигнет.

Другой вопрос, что далеко не все ставят себе такую цель. Кто-то ставит себе цель стать хорошей женой - это прекрасно. Кто-то ставит себе цель стать хорошей мамой и обеспечивать быт, тыл и так далее - это тоже очень большая работа. А кто-то хочет развиваться профессионально. А кто-то хочет совмещать все три аспекта. Да, это сложно, это требует очень большой мобилизации в планировании времени, такого пресловутого баланса, которого, наверное, невозможно достичь.

Я работаю с удовольствием, потому что я занимаюсь любимым делом, потому что я умею договариваться с людьми, потому что я профессионал, а в нашей консервативной сварочной отрасли профессионализм ценится. Если иногда какие-то переговоры или встречи раньше начинались с неким скепсисом относительно того, что симпатичная дама пришла к руководству завода серьезные вещи обсуждать, то в какой-то момент, когда я даю экспертную оценку и предлагаю профессиональные решения, быстро завоевываю уважение. Ну, и в принципе я могу сказать, что, наверное, я с этим сталкивалась только на начальном этапе карьеры. Сейчас уже создан определенный имидж, поэтому гораздо быстрее и проще возникает взаимопонимание.

- Уже имея опыт работы в отрасли, как думаете, чем российский судостроительный рынок сварочного оборудования отличается от иностранного?

- Главное отличие в том, что за границей используются более сложные сплавы и как следствие более сложное сварочное оборудование, оно более продвинутое. В России, в основном, самыми ходовыми аппаратами являются все-таки базовые продукты без дополнительных функций, облегчающих работу сварщика, повышающих качество и производительность. За рубежом на судостроительных предприятиях предпочитают использовать более продвинутое оборудование, упакованное различными программами. Например, специальными программами для сварки корня шва или для сварки в труднодоступных местах, когда программным способом можно регулировать длину вылета проволоки и сварщику не приходится залезать в труднодоступные места самому. На наших же производствах такие проблемы решаются путем ручной настройки, подбора соответствующих режимов, и это занимает больше времени. 
 
Сварочные аппараты Kemppi. Кронштадтский морской завод / Корабел.ру


- А как в целом оцениваете уровень компетенции российских сварщиков?

- У опытных сварщиков, конечно, уровень высокий. Но это приходит не сразу. Долгое время на предприятиях работало много сварщиков в возрасте, а также приходили молодые, которые, честно говоря, мало что умели после окончания колледжа. А среднего возраста сварщиков мало, их не хватает, в особенности на нашем рынке. То есть, у нас есть возрастные специалисты — опытные и профессиональные. А юные выпускники до недавнего времени не получали большого практического опыта во время обучения, и поэтому приходили не совсем подготовленными на производство. Они еще несколько лет под руководством более взрослых наставников постигали искусство сварщика. И только лет через пять им начинали доверять и подпускали к реальным производству.

Но, к счастью, сейчас ситуация меняется, поскольку с приходом движения Worldskills в Россию у нас происходит трансформация среднего профессионального образования. Внедряются самые лучшие мировые практики. А в современном мире подготовка сварщика на 80% состоит из практики, и только 20% - это теория. У нас до недавнего времени было по-другому. Сейчас роль практических занятий возрастает, их становится все больше, мастерские оснащаются современным оборудованием, на котором каждый сварщик может практиковаться. Поэтому ситуация постепенно меняется, и, я думаю, что через год-два на предприятия будут приходить полноценные высококвалифицированные сварщики.

- Kemppi ведь активно участвует в программе повышения квалификации российских сварщиков. Расскажите подробности.

- Являясь партнером движения Worldskills с 2014 года, мы разработали специальную программу для учебных центров, которая включает в себя не только поставку сварочного оборудования по специальным ценам, но еще и различные программы обучения. Потому что в первую очередь нужно обучать мастеров на производстве, которые тоже привыкли иметь дело с более устаревшими моделями оборудования и которые не знают всех возможностей современного оборудования. И, конечно, чтобы в полной мере использовать функционал такого оборудования, надо его знать. Поэтому в первую очередь мы проводим обучение для мастеров производственного обучения, повышаем их квалификацию, чтобы они перестали бояться этого сварочного оборудования и правильно использовали все возможности.

Кроме того, мы проводим научно-практические семинары для сварщиков. И даже сейчас, когда у нас многие компании, в том числе образовательные организации, перешли на "удаленку", мы проводим обучающие вебинары. И хочу обратить внимание, что все это бесплатно. Таким образом, мы показываем все самые передовые технологии, внедряем их в образовательный процесс. И тогда сварщики будут приходить на производство подготовленными и, столкнувшись с современным высокотехнологичным оборудованием, смогут его использовать в полной мере. А если они не увидят там высокотехнологичное оборудование, то смогут прийти к руководству и сказать, что вот эту задачу можно решить быстрее и качественнее, применяя вот такие-то технологии, давайте будем внедрять.

Кроме того, компания "Кемпи Россия" поддерживает национальную сборную, помогает тренироваться, и мы тоже делимся своим опытом. В результате таких совместных долгих тренировок нам удалось внести свой вклад в победу российского участника Владимира Бабошкина, и на чемпионате мира в Казани в 2019 году он получил золото в компетенции "Сварочные технологии".
 
Владимир Бабошкин / Кемппи Россия

- А какие новинки в программном обеспечении появились в сварочном оборудовании за последнее время?

- Это даже не новинка в сварочном оборудовании, это такая новая концепция — цифровая сварка, цифровое управление сварочным производством. Когда появилась возможность объединить все сварочные аппараты в одну базу данных и, используя специальное ПО, обеспечить управление сварочным производством и прослеживаемость, что применяется для сварки того или иного изделия. Это как техкарта — были ли нарушения; были выходы за сварочные параметры; какие были предприняты действия, в случае если такие нарушения были; был ли допущен сварщик к работе; имеет ли он соответствующую квалификацию; были ли использованы верные материалы и так далее. То есть с помощью применения таких систем появилась возможность автоматически создавать паспорт сварного шва и даже получать полный комплекс документации по всему проекту, например, проект изготовления большого судна.

В судостроительной отрасли сварочные операции - это одни из самых основных процессов, там очень много металла, очень много сварных швов. Все это зафиксировать, все это включить в документацию вручную - очень трудоемкий процесс, который занимает несколько месяцев. Когда заканчивается изготовление судна, потом еще до нескольких месяцев может тратиться на то, чтобы собрать всю необходимую исполнительную документацию. Однако с применением таких продуктов, как Weldeye - системы управления сварочным производством, когда параллельно всем сварочным операциям информация заносится автоматически в систему, - комплект исполнительной документации можно получить, просто нажав кнопочку и распечатать все. Это особенно важно для надзорных органов, для заказчиков, особенно если это иностранная компания. Сейчас это общемировой тренд. Россия чуть-чуть отстает, хотя об этом, наверное, сейчас говорят из каждого утюга, это часть "Индустрии 4.0" и цифровизации сварочного производства. Но практические шаги пока сделали только самые передовые компании - наверное, 1-2% от общего числа. Так что за этим будущее.

- Как эксперт в области, какие сварочные материалы порекомендуете использовать российским сварщикам?

- Оборудование Kemppi по-хорошему "всеядно" и может применяться с любыми сварочными материалами любых производителей. Конечно, я буду рекомендовать использовать высококачественные материалы и опираться на конкретные задачи. Безусловно, требуется отработка технологий и тестирование разных материалов, и тот, материал, который лучше всего справится с нужной задачей, смело можно использовать с оборудованием Kemppi.

Я за высокое качество. Я за то, чтобы немного переплатить, но потом спать спокойно и не вырезать километры труб или стыков из-за того, что выяснится, что пришла бракованная партия и все электроды негодные. Это, кстати, тоже позволяет сделать систему управления сварочным производством, вырезать такие бракованные участки адресно, когда мы точно знаем, где применялись электроды или проволока из бракованной партии. Но скупой платит дважды. Поэтому не экономьте на сварочных материалах! Берите хорошие материалы, и в сочетании с оборудованием Kemppi они вам дадут хороший результат.

- За счет чего обеспечивается надежность и долголетие аппаратов при сварке?

- В первую очередь, это качество сборки. Мы всегда приглашаем наших клиентов приехать на завод Kemppi в Финляндию. В первую очередь, чтобы развеять миф о том, что это оборудование производится непонятно где, на непонятно каких заводах стран с дешевой рабочей силой и как следствие с погрешностями в сборке. Сварочное оборудование Kemppi производится на заводе Kemppi в Финляндии, в городе Лахти. Сотрудники этого завода - финны. И секрет в очень тщательном контроле входящих компонентов, контроле на каждом этапе. Кроме того, используются очень качественные материалы для изоляции и защиты плат с применением специального лака, дающего защиту аппаратам, работающим в неблагоприятных условиях. Например, при повышенной влажности или при низких температурах, когда возможен конденсат и влажность может попасть на эти платы, и на аппаратах другого производителя это может вызвать сбой.
 
Экскурс по заводу KEMPPI, ноябрь 2019 года / Корабел.ру

Тщательная защита, хороший контроль, финское качество, свой собственный дизайн... Аппараты Kemppi проектируются и изготавливаются разработчиками Kemppi, и в этом уникальность нашего оборудования. Оно очень легкое и компактное при этом. Еще и устройство самого аппарата настолько продумано, чтобы максимально защитить его во время эксплуатации. Например, система охлаждения устроена таким образом, что пыль не залетает и не попадает на важные органы оборудования, там все очень грамотно спроектировано. И в этом плане разработчики Kemppi впереди планеты всей. У нас очень много наград за промышленный дизайн. И это в том числе включает не просто красивый внешний вид, а именно эргономику, удобство в эксплуатации, уникальные характеристики оборудования.

Вообще, финны - очень инновационная нация. Именно за счет такого инновационного подхода, когда все оптимизировано, все хорошо продумано, достигается этот результат. Да, иногда кто-то может сказать, что какие-то решения принимаются медленно. Возможно. Но именно за счет того, что все тщательно продумано, какие-то сырые полуготовые продукты не выходят на рынок, и достигается и сохраняется имидж Kemppi на рынке как одного из самых надежных и качественных продуктов.

- В какую сторону сейчас движется научная мысль в сегменте сварки?

- Научная мысль движется в сторону цифровизации, однозначно. Сейчас, если мы возьмем сварочный аппарат, то панели управления все больше и больше, по крайней мере, в портфеле Kemppi, становятся похожи на мобильные телефоны, где все интуитивно понятно, где все очень просто, где существуют встроенные помощники, которые помогают очень быстро - за пять шагов - настроить любой аппарат. Даже мне, человеку достаточно далекому от практической сварки, очень легко с помощью вот таких вот интуитивно понятных подсказок удается настроить сварочный аппарат и подобрать режимы для решения той или иной задачи. Это первый тренд.

Второй тренд, я уже называла, это цифровизация сварочного производства - "умное производство", когда мы можем оптимизировать все процессы, устранять узкие места, за счет анализа того, когда у нас случаются какие-то отклонения. Поскольку самое важное - это не только зафиксировать отклонения, а еще и проанализировать, почему это отклонение произошло, почему у сварщика случился простой в работе, зависит ли это от того, что сварщик ленивый, или от того, что сломался некачественный сварочный аппарат. А может быть, это связано с тем, что организационно не решены вопросы с тем, чтобы вовремя на участок поставили заготовки, привезли сварочные материалы, и случился разрыв и вынужденный простой, когда мы оплачиваем рабочий день ничего не делающим специалистам и рабочим. А они ничего не делают не по своей вине, а по вине неразумной организации труда.

- Напоследок, немного неформальный вопрос. Чем вам лично нравится судостроение?

- Я очень люблю любые водные прогулки. И когда где-то в поездке у меня появляется свободное время, я всегда стараюсь себе организовать такое удовольствие. Будь то Чикаго, где я брала прогулку на скоростной лодке, такой экстремальной со специальными финтами по озеру Мичиган, или это круиз по Средиземному морю, или это прогулка на целый день в Египте, куда мы отправлялись посмотреть кораллы и поплавать в открытом море, или это прогулка по рекам и каналам Санкт-Петербурга, особенно возможность посмотреть то, как разводят мосты, - все это непосредственно связано с судостроением. Поэтому я очень часто еще и профессионально смотрю на суда, которые мне это удовольствие доставляют. Кстати говоря, когда я выбирала круиз по Средиземному морю, то ориентировалась на круизный лайнер, который был изготовлен в Финляндии, на верфи, где используется оборудование Kemppi.  

 - Евгения, а что бы вы сказали при встрече президенту ОСК Алексею Рахманову, при встрече с ним? 

 - Я бы сказала: "Давайте дружить! У нас есть решения, которые могут повысить производительность и качество сварочных работ в судостроительной отрасли, и мы рады способствовать повышению конкурентоспособности предприятий ОСК".

Материалы по теме: 

"Кемппи". Яркий и инновационный бренд - "Корабел.ру" побывал на производстве Kemppi в Финляндии
70 лет Kemppi - путь от домашней мастерской до мирового лидера по сварке - как зарождалась компания с мировым именем
Каким сварочным оборудованием пользуются отечественные верфи. Часть 4. Завод "Нижегородский теплоход" - цикл статей о сварке на судостроительных и судоремонтных производствах России (ссылки на первые статьи из серии в конце материала)
"Кемппи Россия", ООО Москва
+7 (495) 240-84-03



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Железнодорожные перевозки рыбопродукции с Дальнего Востока продолжают расти
11:05 / рыболовство