- Начинать строить новые современные научно-исследовательские суда необходимо уже прямо сейчас, - заявил нашему корреспонденту заместитель директора Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) Юрий Лепесевич. - В противном случае, - по его словам, - прогноз крайне неутешителен, причем в масштабах всей страны.
Находящиеся ныне в распоряжении ПИНРО три среднетоннажных научно-исследовательских судна были спущены на воду в 80-х годах прошлого века и к настоящему моменту устарели морально и технически. Наше отставание от соседней Норвегии составляет не меньше двух десятков лет.
Несмотря на то, что ученые ПИНРО давно бьют тревогу, правительство до сих пор почти не прислушивается к их голосу.
- Единственный надежный способ оценки рыбных запасов мирового океана и определения размеров общедопустимого улова (ОДУ), - продолжил Юрий Лепесевич, - так называемый инструментальный способ, то есть – разведка с борта судна. Стоимость одной полноценной многовидовой тралово-акустической съемки колеблется от 10 до 45 миллионов рублей. А для получения полной картины в год необходимо провести не менее 10 таких съемок. Денег на это практически нет. При этом, отказывая ученым в финансировании, правительство забывает о том, что в перспективе теряет несоизмеримо большие суммы денег, ведь промысел морепродуктов может дать государству около 25 миллиардов рублей в год.
Ресурс ныне «стоящих на вооружении» ПИНРО судов будет полностью исчерпан через три, максимум – четыре года, то есть строить суда новые нужно уже сейчас. Постройка одного современного судна стоит 8 – 10 миллионов долларов. Понятно, что при таких цифрах вопрос об этом даже не висит в воздухе.
На завершившейся недавно международной конференции «Рыбные ресурсы и судостроение – 2006» был представлен доклад, согласно данным которого, при сохранении существующих тенденций, к 2012 году Россия полностью потеряет позиции в числе лидеров мирового рыболовства. Коммерческие суда не могут работать в отдаленных районах Мирового океана без обеспечения информации о промысловой обстановке и соответствующих прогнозов, которые осуществляет научно-исследовательские суда.
По данным прошлого года, весь отраслевой научно исследовательского флота состоял из 22 единиц, представляющих собой разнокалиберный набор судов преимущественно «пенсионного возраста». К 2010 году количество НИС может сократиться до 19, а к 2012 – до 10. На западном бассейне к 2012 году не останется ни одного судна.