реклама

Компания "Инмарин" объяснит положения об ответственности за загрязнение окружающей среды бункером и балластными водами.

0 352 1 мин
Статьей 336.1 КТМ РФ предусмотрено, что «судовладелец с момента инцидента или… с момента первого происшествия несет ответственность за ущерб от загрязнения, причиненный бункерным топливом, которое находится на борту судна или источником которого является судно». 

Данная норма распространяется так же и на судовладельцев – лизингодателей, которые не осуществляют самостоятельную эксплуатацию судна. Таким образом, если в период лизинга лизингополучатель становится участником аварии, в результате которой имеет место загрязнение окружающей среды, ответственность за компенсацию ущерба, формально, лежит на судовладельце.
У лизингодателя имеются основания для освобождения от ответственности, предусмотренные статьями 336.2 и 336.3 КТМ РФ:


Судовладелец не несет ответственность за ущерб от загрязнения, если докажет, что ущерб:
1) причинен вследствие военных или враждебных действий, гражданской войны, народных волнений либо исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого стихийного явления;
2) полностью причинен действиями или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб от загрязнения;
3) полностью причинен по неосторожности или в результате иных противоправных действий публичных властей, отвечающих за содержание в рабочем состоянии огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции.
В случае, если судовладелец докажет, что ущерб от загрязнения полностью или частично причинен умышленно или по неосторожности потерпевшего лица, судовладелец может быть полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом.

Таким образом, лизингодатель может быть освобожден от ответственности, в том числе, в случаях, если ущерб нанесен лизингополучателем намеренно. Однако большинство аварий и загрязнений происходят по неосторожности, в связи с чем освобождения судовладельца от ответственности не предусмотрено, и он может лишь ограничить ее в соответствии с лимитами, предусмотренными статьей 320 КТМ РФ.
Дополнительно, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года №256, Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года. В соответствии с ее положениями, судовладельцы несут ответственность и обязуются избегать, насколько это практически возможно, приема балластных вод с потенциально вредными водными и патогенными организмами, а также осадков, которые могут содержать такие организмы. В случае нарушения таких обязательств, судно, являющееся орудием нарушения, может быть остановлено и не допущено в морской порт страны – участницы конвенции. Неблагоприятные экономические последствия такого задержания несет лицо, в чьей эксплуатации на момент нарушения находится судно. Это означает, что убытки потерпит, в первую очередь, лизингополучатель, теряющий возможность эксплуатировать судно по назначению.
В качестве дополнительного механизма защиты интересов лизингодателя на случай загрязнения окружающей среды действиями лизингополучателя, в договоре стороны могут предусмотреть прямую ответственность последнего по убыткам за такое загрязнение. В этом случае, на лизингополучателя будут распространяться либо лимиты по ограничению ответственности, предусмотренные статьями 336.2 и 336.3 КТМ РФ, либо обязанность в полном объеме компенсировать лизингодателю – судовладельцу любые расходы, которые он самостоятельно понесет, компенсируя ущерб от загрязнения третьим лицам.






"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости