Статьей 336.1 КТМ РФ предусмотрено, что «судовладелец с момента инцидента или… с момента первого происшествия несет ответственность за ущерб от загрязнения, причиненный бункерным топливом, которое находится на борту судна или источником которого является судно».
Данная норма распространяется так же и на судовладельцев – лизингодателей, которые не осуществляют самостоятельную эксплуатацию судна. Таким образом, если в период лизинга лизингополучатель становится участником аварии, в результате которой имеет место загрязнение окружающей среды, ответственность за компенсацию ущерба, формально, лежит на судовладельце.
У лизингодателя имеются основания для освобождения от ответственности, предусмотренные статьями 336.2 и 336.3 КТМ РФ:
Судовладелец не несет ответственность за ущерб от загрязнения, если докажет, что ущерб:
1) причинен вследствие военных или враждебных действий, гражданской войны, народных волнений либо исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого стихийного явления;
2) полностью причинен действиями или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб от загрязнения;
3) полностью причинен по неосторожности или в результате иных противоправных действий публичных властей, отвечающих за содержание в рабочем состоянии огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции.
В случае, если судовладелец докажет, что ущерб от загрязнения полностью или частично причинен умышленно или по неосторожности потерпевшего лица, судовладелец может быть полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом. |
Таким образом, лизингодатель может быть освобожден от ответственности, в том числе, в случаях, если ущерб нанесен лизингополучателем намеренно. Однако большинство аварий и загрязнений происходят по неосторожности, в связи с чем освобождения судовладельца от ответственности не предусмотрено, и он может лишь ограничить ее в соответствии с лимитами, предусмотренными статьей 320 КТМ РФ.
Дополнительно, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года №256, Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года. В соответствии с ее положениями, судовладельцы несут ответственность и обязуются избегать, насколько это практически возможно, приема балластных вод с потенциально вредными водными и патогенными организмами, а также осадков, которые могут содержать такие организмы. В случае нарушения таких обязательств, судно, являющееся орудием нарушения, может быть остановлено и не допущено в морской порт страны – участницы конвенции. Неблагоприятные экономические последствия такого задержания несет лицо, в чьей эксплуатации на момент нарушения находится судно. Это означает, что убытки потерпит, в первую очередь, лизингополучатель, теряющий возможность эксплуатировать судно по назначению.
В качестве дополнительного механизма защиты интересов лизингодателя на случай загрязнения окружающей среды действиями лизингополучателя, в договоре стороны могут предусмотреть прямую ответственность последнего по убыткам за такое загрязнение. В этом случае, на лизингополучателя будут распространяться либо лимиты по ограничению ответственности, предусмотренные статьями 336.2 и 336.3 КТМ РФ, либо обязанность в полном объеме компенсировать лизингодателю – судовладельцу любые расходы, которые он самостоятельно понесет, компенсируя ущерб от загрязнения третьим лицам.