реклама

Итоги выставки "НЕВА 2023": с кем дружить, как строить, где взять оборудование?

Что ждет российское судостроение? Какие шаги требуются отрасли, чтобы сохранить темпы развития? Где искать партнеров и на что тратить ресурсы? На эти и другие вопросы отвечаем в обзорном материале по итогам 17-й Международной выставки по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа "НЕВА 2023".
Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

Итак, на ключевом мероприятии в судостроительной отрасли собрались более 700 экспонентов и свыше 30 тыс. специалистов из России, стран СНГ, Индии, Китая, Турции, Индонезии, Вьетнама, Республики Корея, ЮАР и других государств. На этот раз выставка заняла четыре павильона, а ее площадь превысила 30 тыс. кв. м. Традиционно на "НЕВЕ 2023" выступили представители крупных компаний и ведомств. Как логическое развитие отношений с Россией, от Китая было более 50 компаний.

 

День первый

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

Одна из основных сессий первого дня как раз звучала, как "Международный бизнес-диалог "Россия-Китай". Если вкратце, то ключевую мысль дискуссии можно сформулировать так: отмашка для усиления сотрудничества как со стороны России, так и со стороны Китая дана, судостроение признано приоритетным направлением в области промышленного производства. Также нашим корабелам очень нужны судовые двигатели, и, вероятно, китайские партнеры смогут в этом помочь. Одновременно с этим председатель Китайской ассоциации национальной судостроительной промышленности (CANSI) Го Дачэн, выступивший по телемосту, недвусмысленно дал понять, что, если сотрудничество начато, то  дело должно быть доведено до конца. 

 

Немного цифр. В 2022 г. товарооборот России с Китаем по сравнению с 2021 г. вырос на 29% и составил $190 млрд, за первое полугодие 2023 г. он поднялся уже на 40,6% и составил по сравнению с аналогичным периодом в 2022 г. $114,54 млрд. А по предварительным оценкам до конца года может достигнуть цифр в $240 млрд, что превышает плановые показатели в $200. Вывод напрашивается сам собой: Китай может стать надолго одним из основных партнеров России в области судостроения, и с этим положением придется считаться.

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

Еще одна сессия, с которой открывалась "НЕВА 2023" была посвящена морской робототехнике. И не зря. Ведь на сегодняшний день вопросы безэкипажного судовождения, различных дронов и беспилотных аппаратов плотно вошли в обыденную жизнь моряка. Ключевой тезис – от "гаражного" моделирования до госзаказа. Основная проблема – нехватка собственных разработок, а, соответственно, научного и технического фундамента, на который можно было бы опираться для создания своего оборудования; как результат, – технологическое отставание. Для примера, за последние 20 лет Китай вышел чуть ли не на мировой уровень. Решение – российским производителям нужен спрос со стороны гражданского потребителя, тогда будут деньги и движение вперед.

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

Факты, которые нельзя упустить. Помимо системы управления движением судов (СУДС) и отечественной электронно-картографической навигационно-информационной системы, а также ряда других продуктов, Sitronics Group впервые не "НЕВЕ" представила собственные модели судов на электротяге. Речь идет об уже довольно-таки известных речных судах, уже курсирующих в Москве, а также об Ecocruiser и Ecovolt.

 

ОСК впервые презентовала макет сухогруза проекта 15760 "Донбасс", а также макеты проекта 00840 "Карелия" (КБ "Вымпел"), арктический круизный лайнер и морской пассажирский катамаран на 150 человек (ЦМКБ "Алмаз"), кормовой морозильный траулер проекта КМТ 02.01 "Норд Пилигрим" (Выборгский судостроительный завод), танкер-химовоз проекта 90101 "Иберия" (Северное ПКБ).

Фото: Корабел.ру
Арктический круизный лайнер / Фото: Корабел.ру

"Нева Тревел" в полный размер собрала на стенде будущую новинку пассажирского флота – прогулочный катамаран проекта FT12 "Тютерс", основное назначение которого будут экскурсионные перевозки до 30 пассажиров по рекам Санкт-Петербурга.

Фото: Корабел.ру
Проект FT12 "Тютерс" / Фото: Корабел.ру

На проектом судна работает "Форсс Технологии".

 

Также отметим судостроительную корпорацию "АК Барс", представившую модель прогулочно-экскурсионного судна с энергетической установкой на водородных топливных элементах. Кронштадтский морской завод, где в рамках программы импортозамещения намерены производить межкаютные двери. Подробности читайте по ссылке. 

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

И компанию "Нордик Инжиниринг", генеральный директор которой был награжден серебряной медалью Академика А.Н. Крылова. Награду Сергею Владимировичу Мазохину вручил председатель Морского собрания Сергей Николаевич Ирютин.

 

День второй

 

Основная тема второго дня – конференция "Обновление и развитие промыслового флота: конструктивный диалог ради общего дела". И диалог действительно состоялся, во многом конструктивный, однако некоторые вопросы, поднимаемые то судостроительными заводами, то непосредственно промысловыми компаниями остались открытыми.

На выставке
На выставке "НЕВА-2023" / Фото: Корабел.ру

Хотя и в 2023 г. уже сдано 8 промысловых судов, ожидается еще семь до конца года, все знают, с какими сложностями пришлось столкнуться судостроительным заводам. В связи с этим Заместитель директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ Ирина Ориничева предлагает ряд мер, которые можно было бы применить на этапе реализации второго этапа "Квот под киль". Серийное строительство, приоритет отечественного оборудования, обязательная оценка стоимости проекта перед подписанием контракта. С последним пунктом согласились сразу две промысловые компании: РРПК и "Океанрыбфлот". Если бы выступающих было больше, однозначно, и они бы захотели высказаться по данному вопросу.

 

"Сократить сроки работы над проектом, возможно, если будет вовремя проведена закупочная компания, так как без исходных данных по оборудованию мы не можем выпустить конечную разработку", – генеральный директор ООО "Форсс Технологии" Вадим Стародубов.

Фото: Корабел.ру
Генеральный директор ООО "Форсс Технологии" Вадим Стародубов / Фото: Корабел.ру

Очень интересные мысли на этой конференции озвучил представитель ГК "Доброфлот" Андрей Белецкий. На его взгляд за обсуждением процесса строительства теряется вопрос трудовых ресурсов. Население сокращается, молодые ребята нередко предпочитают выбирать менее сложный труд, а тем временем нехватка кадров становится все острее и острее. К тому же из программы "Квоты под киль" оказался исключен малый и средний бизнес.

 

"Нельзя сосредоточить все судостроение в Санкт-Петербурге или на ССК "Звезда", – Андрей Белецкий, ГК "Доброфлот". 

Фото: Корабел.ру
Андрей Белецкий, ГК "Доброфлот" / Фото: Корабел.ру

В связи с этим вопросом президент НО "ВАРПЭ" Герман Зверев сравнил работу финансовых институтов со штыковой лопатой. Просто взглянем на цифры: 2/3 квот принадлежит 12 крупным консорциумам, но 60% занятых работают на предприятиях, которые оперируют малотоннажным и среднетоннажным флотом, а также вылавливают водные ресурсы в небольших объемах. 

 

"С моей точки зрения пока радары нашей финансовой системы этого клиента не видят", – президент НО "ВАРПЭ" Герман Зверев.

Фото: Корабел.ру
Президент НО "ВАРПЭ" Герман Зверев / Фото: Корабел.ру

Также в этот день был подписан договор о строительстве плавучего дока между ССЗ "Вымпел" и ПСЗ "Янтарь". Замдиректора "Атомэнергомаша" Владимир Аптекварев во время выставки заявил, что структуры госкорпорации "Росатом" ведут разработку полупогружного судна для транспортировки тяжеловесных грузов по СМП и не только. КМЗ представил брашпиль для речных судов.

Лихтервоз "Севморпуть" / Фото: Корабел.ру
Лихтервоз "Севморпуть" / Фото: Корабел.ру

"МТ-Групп" и "ТАЛАТУ" подписали дистрибьютерский договор на выставке "НЕВА-2023". О динамике круизной отрасли в рамках выставки "НЕВА 2023" рассказал замруководителя Росморречфлота Константин Анисимов. ПАО "ММК" готово нарастить долю поставок металла для судостроения. В настоящее время прорабатывается вопрос постановки дополнительных судов на линию каботажных перевозок в Калининград.

"Порядка 80% работодателей судостроительной отрасли говорят о том, что они чувствуют острый дефицит персонала, что сроки подбора увеличились, и что за персонал приходится бороться не только внутри своей отрасли, но и с широким кругом промышленности", – отметила директор по Северо-Западному региону HeadHunter Юлия Сахарова.

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

День третий

 

Ключевым событием в этот день стала конференция "Северный морской путь как основа экономического суверенитета и фактор новой мировой логистики: реализация потенциала магистрали". К 2030 г. СМП должен выйти на цифру в 150 млн тонн груза, в связи с чем обсуждались вопросы судостроения и производства необходимого оборудования. Для вдумчивого погружения в тему рекомендуем к прочтению наш аналитический материал под названием "Северный морской путь: грузы есть – нужен флот", а если в вкратце, то России предстоит непростой и, возможно, достаточно долгий путь по импортозамещению. Кроме того, по пути, как мы уже отмечали, придется решать кадровый вопрос и вопрос исполнения поставленных задач в срок.

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

На пленарном заседании "Морская отрасль России: новые приоритеты на фоне глобальных вызовов" первый заместитель гендиректора АО "ОСК" Андрей Бузинов рассказал о трудностях, с которыми столкнулись предприятия корпорации весной 2022 года. ПСЗ "Янтарь" заключил сразу пять договоров на поставку оборудования для БМРТ "Виктор Гаврилов". С докладом на стратегической сессии "Развитие круизного судоходства" выступил заместитель Генерального директора по флоту ФГУП "Росморпорт" Василий Стругов: ледоколы "Капитан Хлебников" и "Капитан Драницын" проекта 1101 планируют модернизировать для круизного судоходства. Кстати, ЦМКБ "Алмаз" представил на "НЕВЕ 2023" модель круизного лайнера.

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

Замглавы Минпромторга оценил разработки концерна "Электроприбор". Была представлена оптическая система посадки вертолетов на палубу судна "Поток". Компании "Морская Техника" и ООО "Эволюция морских цифровых технологий" на полях форума подписали договор. В скором времени они порадуют корабелов новым MTG-RADAR 7000.

"Морская Техника" и "Эволюция Морских цифровых технологий" заключили договор о сотрудничестве / Фото: "Морская Техника" 

День четвертый и пятый

 

По большому счету в этот день экспоненты были больше заняты разбором своих стендов, однако, например, прошла закрытая конференция "Доковое хозяйство России: текущее состояние и перспективы". Также у нас была возможность пройтись по выставочным залам и узнать из первых уст впечатления от "НЕВЫ 2023".

 

Большая часть опрошенных сошлась на том, что на этот раз выставка получилась интереснее и насыщеннее. И действительно, особенно те, кто был на ней первый раз, старался наладить новые связи, что-то рассказать о себе. Но были и те компании, которые в первую очередь преследовали цель – показать себя, что для такой масштабной выставки очень хорошо.

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

Также отметим СПбГМТУ, который представил систему "Цифровая верфь" и проект научно-исследовательского, образовательного и коммерческого судна (НИОКС). Специалисты ВГУВТ рассказали о своем опыте кадрового обеспечения судостроительной отрасли. ГУМРФ заключили ряд соглашений по проектам в сфере научно-образовательной деятельности. А по этой ссылке можно посмотреть итоги работы ОСК на конференции.

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

В этом году "НЕВА 2023" завершилась на специальном мероприятии "Дизайн морской отрасли", модератором которого выступила Виктория Корабеловна. 

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

Итоги

 

Пожалуй, основным итогом "НЕВЫ 2023" надо считать укрепляющиеся торговые отношения между Россией и дружественными странами. Мировой рынок стремительно меняется, и нужно будет соответствовать этим изменениям. В том числе остается важным вопрос импортозамещения и сохранения критически важных технологий внутри страны, о чем так или иначе говорили все участники "НЕВЫ 2023". Также 

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Первый якорь Холла для атомного ледокола проекта 22220 готов к отправке
21:05 , 03 Мая 2024 / события