реклама

Херсонским корабелам по вкусу Гданьский опыт

0 557 3 мин
Херсонский судостроительный завод уверенными темпами наращивает объемы производства. Эксперты признают их сегодня наиболее динамичными в судостроительной отрасли Украины. ХСЗ возвращает себе былую славу и позиции на рынке. Все больше фирм и компаний проявляют интерес к продукции предприятия.
О производственной программе нынешнего года – разговор с директором по производству Василием ФИЛИПЬЕВЫМ.


– Василий Васильевич, чем заполнен заводской порт­фель заказов?

–  Скажу сразу, что он сформирован еще задолго до начала года, достаточно интересен и своеобразен. Приоритетное направление – судостроение. Напомню, в прошлом году мы спустили на воду корпуса рефрижератора и железнодорожного парома.а. Это было очень непросто, ведь более 10 лет завод не строил суда: производственные мощности были законсервированы, кадры сокращены. В этих сложных условиях не сорвать выполнение контрактов – это, своего рода, трудовой подвиг заводчан. Мы доказали заказчикам и, пожалуй, самим себе, что можем строить суда.

Сегодня в работе уже три рефрижератора и судно снабжения. Их строить будет легче. На рефрижераторах пошла серийность. Теперь главное – обеспечить жесткую сроковую дисциплину и высокое качество. Все заказы строятся для Норвегии.

– Будет ли завод заниматься судоремонтом?

– Конечно. Он помог нам выжить в самые трудные времена. И сегодня экономически выгодно заниматься судоремонтом – это так называемые быстрые деньги. Но доля судоремонта в общем объеме производства будет уменьшаться. Если в прошлом году она составляла половину общего объема производства, то в этом – запланирована на уровне 30 процентов. Да, судостроение намного сложнее, и на начальном этапе может быть менее прибыльным, но мы к этому готовы. Иначе предприятие не станет в полном смысле этого слова судостроительным.

– А когда перейдете к полнокомплектному судостроению?

– Предполагаем уже в этом году начать работу над первым полнокомплектным судном. Это будет достаточно непросто, но намерения у нас серьезные. Вот недавно группа наших специалистов посетила поль­ские верфи. Изучали опыт корабелов Гдыни. Убедились, что проблемы у нас одинаковые, но решаем их по-разному.

– Что привлекло внимание?

– Территория государственной верфи разделена на 14 предприятий – самостоятельных юридических лиц, арендующих землю, здания, сооружения и производственные мощности у госпредприятия. За два года работы эти фирмы минимизировали на своих участках все расходы. В одной из этих мини-верфей работают 90 человек, из них только 12 – инженерно-технические работники. В состав ИТР входят 4 мастера, руководит которыми менеджер проекта. Остальные инженерно-технические работники – это ведущий технолог, экономист, бухгалтер. И все! Там мастер – главная фигура на производстве. Он решает все вопросы с представителем заказчика, инспектором регистра.

– Слово мастера – закон?

– Именно так. Жаль, что мы об этом забыли. Будем теперь восстанавливать статус мастера – главной фигуры производства. А что касается интенсивности и эффективности работы польских коллег, то приведу такие цифры: на одну тонну сборочно-сварочных работ у них установлено 50 нормо-часов, у нас – более 100. С момента получения деталей до сдачи заказа проходит… 4 месяца. Темпы впечатляют. Оплата труда польских рабочих почасовая, в среднем 4,5 – 5 долларов в час. Но если у нас месячная отработка – 150 часов, то у них – в два раза больше. Отсюда и заработки: зарплата мастеров в полтора раза выше средней и доходит до 2,5 тысячи долларов.

– Можно ли использовать польский опыт в наших условиях?


– Конечно. Тем более, что строим одинаковые суда снабжения для норвежских нефтяников, работающих в открытом море.. Польские судостроители одним составом людей изготавливают секции и блоки, формируют корпус. Иными словами – бригады ведут заказ от начала и до конца. Вот и мы хотим создать такие коллективы, где одни и те же люди выполняют все работы от начала до сдачи судна. И отвечают за все этапы, вплоть до завершения контракта. Считаю, что те, кто делают секции, должны формировать блоки и корпус.     

– Есть кому выполнять намеченное?

– Мы пока испытываем дефицит квалифицированных кадров. За 10 лет вынужденного простоя утрачены профессиональные навыки, поскольку любое дело, а судостроение – особенно, требует непрерывного опыта. Но программа возрождения судостроения позволила многим квалифицированным кадрам – сварщикам и сборщикам – вернуться из-за рубежа в «родные стены». Конечно, процесс этот идет не так быстро, как нам бы того хотелось. Но время все расставит на свои места. Главное, что первые шаги сделаны. И они оказались успешными. Как говорится, «процесс пошел»... Я уверен, что все у нас получится!
 
Анатолий Яицкий.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости