Герои нашего времени

- A + КомментарииПрочитано 242 раза   |
Этот материал рождался долго, и одно время казалось, что ему уже не суждено появиться на свет. Его герои живут в разных городах, разных регионах нашей страны, работают на крупных предприятиях. Среди срочных заказов, командировок и отпусков им было не так-то просто найти время на то, чтобы остановиться, оглянуться назад и спокойно рассказать о себе. Но мы запаслись терпением — и не зря.

Ниже читатель познакомится с людьми, чьим упорным трудом кирпичик по кирпичику, болтик за болтиком создается наша отрасль. Каждый из них несколько месяцев назад был отмечен высокой наградой — медалью ордена "За заслуги перед Отечеством". С кем-то из них мы беседовали лично, с кем-то по телефону, а кто-то предпочел самостоятельно сесть за клавиатуру и написать очерк о себе. Оттого и портреты получились в разных жанрах — автобиографическое эссе, заметка анкетного типа, полноценное интервью и журналистская статья.

Но при всей разности жанров и разности судеб у наших героев оказалось много общего. Впрочем, не будем забегать вперед и подсказывать выводы. Читайте и сами все увидите.


Валерий Добровольский,
ПО "Севмаш", старший строитель, ответственный сдатчик головного корабля проекта "Ясень".
 
Валерий Добровольский / Фото Максима Воркункова

Родился я в простой рабочей семье в городе Магнитогорске. Это сейчас город стал большим, сильно развивается в социальной и культурной сферах, да и люди стали другими — научились жить свободнее, научились отдыхать. Поголовно все болеют за своих кумиров — хоккейный "Металлург".

А в пору моей юности город был рабочим. Все было подчинено одному — стране нужен металл. Да и воспитывали нас соответственно — только работа и только патриотизм.

Конечно, Магнитку строили не только комсомольцы, поэтому судьба забросила сюда много талантливых и известных людей, которые развивали культуру, спорт и особенно образование. В нашей школе было несколько заслуженных учителей, поэтому практически все мои одноклассники получили высшее образование.

Так получилось, что моя дорога прошла через станцию юных техников, судомодельный кружок и первая модель — конечно, подводной лодки. Я и мои товарищи мечтали о кораблях, о море.

В общем, проблем с выбором вуза не было: конечно, это Ленинградский кораблестроительный институт. В 70-е годы ЛКИ считался одним из престижных вузов страны, подготовку студентам давали очень серьезную. Теоретические знания мы постоянно дополняли в лабораториях, а также многочисленными практиками — рабочей кораблестроительной, приборостроительной, электромонтажной, несколькими полигонными практиками и, конечно, военно-морскими сборами, стажировкой на кораблях Балтийского флота.

При выпуске получили от своих преподавателей, профессоров наказ быть верными своей специальности — кораблестроению, военно-морскому делу.

В 1975 году на "Севмашпредприятие", так тогда назывался наш завод, прибыла большая группа, более пятидесяти человек, выпускников ленинградской "Корабелки". Проблем с устройством и выбором работы не было — в 1974 году сдали так называемый комплекс, огромный цех № 55. Молодые специалисты требовались всюду, и наши выпускники достойно показали себя в работе. Стали хорошими конструкторами, технологами, проявили себя на производстве, стали начальниками цехов.

Моя работа начиналась в конструкторском отделе и позволила вникнуть в основы создания подводной лодки, а опыт работы в группе главного конструктора дал возможность быстро перестроиться на работу строителем кораблей. До 1990 года мне посчастливилось работать на кораблях проекта БДРМ, кораблях "золотой серии", которые до сих пор служат Военно- морскому флоту.

С 1991 года вся моя работа неразрывно связана со строительством головной подводной лодки проекта "Ясень" — от закладки до подписания приемного акта, от подъема Андреевского флага до выхода на боевую службу. И до настоящего времени все заботы направлены на поддержание технической и боевой готовности корабля.

В марте 2016 года в заводской газете "Корабел" вышла статья о моей работе на "Севмаше", в которой отмечено, что В.Д. Добровольский в течение 25 лет является бессменным руководителем работ по созданию первой отечественной подводной лодки четвертого поколения — атомного подводного крейсера "Северодвинск". Работа строителя кораблей заключается в постоянной организации работ на корабле, умении работать в большом коллективе, умении взять на себя ответственность за порученное дело.

Я, как и все труженики завода, горжусь тем, что причастен к работе огромного предприятия, выполняю задачи государственной важности. На нас лежит ответственность за качественную и эффективную работу, тем более это касается создания атомных подводных кораблей.

Для меня лично особо ценным является участие в огромной работе по созданию головной атомной подводной лодки, в ней отразилась вся моя жизнь. И еще один достойный повод для гордости — мне удалось создать дружный, профессиональный коллектив строителей корабля. Мы никогда не подводили друг друга, напротив, всегда были вместе и в трудные и радостные дни создания подводной лодки.

Самое трудное — ты, как строитель корабля, обязан предусмотреть все, что касается и строительства, и испытаний, и обеспечения безопасности работ. А самое приятное — когда понимаешь, что мы вместе смогли преодолеть и решить, казалось, нерешаемые задачи.

Думаю, что государственная награда — это оценка не только моего труда, но и труда огромного количества специалистов, которые создавали первую подводную лодку нового поколения.

Церемония награждения проходила перед празднованием дня рождения предприятия, поэтому все было очень торжественно, я сильно волновался — даже перепутал некоторые слова в обращении к залу.

Награду отметил в кругу моих товарищей — коллектива строителей атомного подводного крейсера "Северодвинск". Каждый из них вспомнил самое волнующее событие в строительстве и испытаниях. Конечно, не обошлось без слов благодарности всем тем, кто был рядом.

Что касается свободного времени, то его практически не бывает. Не из-за того, что постоянно на работе, а из-за того, что все мысли на корабле. А если выдается свободная минута, то зимой лыжи, летом семья и внуки. Ну и, конечно, книги.


Василий Засыпкин,
АО "Зеленодольское ПКБ", начальник отдела спецтехники
 
Василий Засыпкин

Родился я 11 февраля 1954 года в г. Зеленодольске ТАССР в обычной трудовой советской семье. Отец — участник войны, награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями (умер в 1975 г.). Мать — участница трудового фронта. После окончания средней школы №11 г. Зеленодольска в 1971 г. поступил в КАИ (Казанский авиационный институт) на радиотехнический факультет, окончил его в 1977 г. с квалификацией "радиоинженер". Выбор профессии радиоинженера был осознанным выбор (интересно, перспективно), и если бы надо было снова выбирать, то я бы этот путь повторил.

С 1977 по 1979 гг. — служба в ВС СССР в должности инженера отделения, в звании старшего лейтенанта на НИПе (наземный измерительный пункт). После увольнения из рядов ВС СССР в 1979 г. был принят в СКИ ОМЭР АН СССР (Служба космических исследований, отдел морских экспедиционных работ Академии наук СССР). Работал на КИП (корабельный измерительный пункт) НИС (научно-исследовательское судно) "Космонавт Георгий Добровольский" в должности старшего инженера. Совершил пять морских экспедиций.

В 1983 году пришел в Зеленодольское ПКБ в отдел спецтехники, где и работаю в настоящий момент уже 34-й год, пройдя путь от инженера-конструктора 3 категории до начальника отдела. ЗПКБ — это была единственная организация в городе (куда я вернулся после работы в СКИ ОМЭР), где я мог бы реализовать мой предыдущий опыт работы с учетом моей профессии и моих знаний.

В бюро я руковожу конструкторским отделом уже 23 года. Отдел, являющийся структурным подразделением Зеленодольского ПКБ, занимается разработкой проектной документации новых проектов кораблей и судов, проектов подлежащих модернизации и ремонту. Осуществляет техническое сопровождение строящихся и модернизируемых кораблей, участвует в испытаниях и сдаче кораблей и судов, участвует в качестве соисполнителя работ по созданию опытных образцов техники, размещаемых на проектах кораблей.

Торжественное вручение государственных наград осуществлялось полномочным представителем Президента Российской Федерации по Поволжскому Федеральному Округу Михаилом Бабичем в Президентском зале ВЗАО "Нижегородская ярмарка" 5 декабря 2016г. Награждаемых было 29 человек - представители ВПК, Газпрома, образования, культуры и спорта. Все было торжественно, в тоже время непринуждённо.

Награда, которую мне вручили, расцениваю как признание работ коллектива бюро, в целом, и отдела, которым я руковожу, в частности. Горжусь всеми кораблями, спроектированными коллективом АО "Зеленодольское ПКБ" за период его деятельности, каждый проект имеет свою уникальность и судьбу.

Отметили как положено: в коллективе вышел приказ, дома прошло традиционное "купание" медали с поздравлением близких.

Свободное время отдаю рыбалке (круглогодично) и садоводо-дачным делам (сезонно).


Феликс Сагайдаков,
ФГУП "Крыловский государственный научный центр", главный инженер по специальной технике – начальник Службы анализа зарубежного кораблестроения
 
Феликс Сагайдаков / Фото "Корабел.ру"

Феликс Рувимович, вы родились в Ленинграде или приехали в город позже?

— Формально место моего рождения — город Харьков, хотя предки жили в Санкт-Петербурге с 18 века. Так получилось, что мои родители в марте 1940 г. проводили отпуск в Крыму, а на обратном пути их сняли с поезда для того, чтобы я появился на свет. Поэтому зарегистрирован я в Харькове, хотя прожил там всего две или три недели. После этого мы вернулись домой в Ленинград. А дальше — война, блокада, переправа по льду... Отец был военным и погиб в самом начале Великой Отечественной, он захоронен в братской могиле города Пустошка Псковской области, мать майор медицинской службы - хирург, работала в прифронтовом госпитале с 1943 г., где находились я и моя сестра. Так с госпиталем мы дошли до Бреста, а потом вернулись домой, уже в освобожденный Ленинград.

Так сложились обстоятельства, что, закончив школу, я поступил в кораблестроительный институт, куда изначально в общем-то не собирался поступать. Тем не менее, получил диплом в 1964 году, и с тех пор все время работаю в ЦНИИ им. ак. А.Н. Крылова, ныне Крыловском государственном научном центре.

То есть о морской профессии в детстве не мечтали?

— Какой мальчишка не мечтает о морской профессии! Конечно, мечтал. Но позже появилось другое желание — стать режиссером. Собственно, оно до сих пор внутри меня сидит. Объективные обстоятельства не позволили мне выбрать эту стезю, потому что тогда нужно было решение райкома партии и комсомола, в коих я не состоял принципиально. Зато эти препоны в конечном счете привели меня в "Корабелку". Учился на кораблестроительном факультете, в группе общего проектирования судов, а диплом писал будучи уже в группа проектирования подводных лодок.

После окончания начал работать здесь, и с тех пор минуло уже 54 года. По существу, я прошел всю служебную цепочку и сегодня занимаю должность главного инженера по специальной технике. Эта должность связана с обеспечением предприятия экспериментальным оборудованием.

Чем в своей работе вы особенно гордитесь?

— Мною создано два проекта. Первый — это организация работ по анализу зарубежного опыта военного кораблестроения. Естественно, я не один это делал, а с командой, но организаторская часть все-таки лежала на мне. В советское время вместе с нами над этим работали почти 40 предприятий судостроительной промышленности, и мы каждые два года выдавали материалы по всем направлениям морской техники. Есть повод для гордости, согласитесь!

В послеперестроечное время вся эта стройная система по объективным причинам начала разваливаться. И тогда я создал свой второй проект — выпуск журнала. Называется он "Дайджест зарубежной прессы. ВМС и военное кораблестроение". В этом году ему исполняется 25 лет. За это время мы издали 80 серийных номеров плюс специализированные приложения по разным вопросам морской техники, а также , плюс специальные аналитические выпуски .

Медаль, которую вы получили недавно, первая ваша награда?

— Нет есть еще нескольеко, включая, государственные, а также юбилейные, как "Жителя блокадного Ленинграда".

А любимые?

— Любимых две. Первая — золотая подводная лодочка, подаренная мне заводом "Звездочка", вторая — это государственная премия 2012 года. Она сделана этими руками, этой душой и этой кровью, и стоит многого. И есть наверное еще третья награда, к которой я отношусь по-особенному. Это бронзовый значок "Выдающемуся выпускнику Кораблестроительного института", который мне вручили лет пять назад.

За какую работу вы получили госпремию? И реализована ли она в практике?

— Конечно, реализована. Причем она была реализована еще до вручения премии, потому что ее внедрение на практике как раз и было одним из условий выдвижения. Но, к сожалению, подробностей рассказать вам не могу, поскольку есть такая вещь, как секретность. Скажем так: премия дана за создание мобильного комплекса определения определенных характеристик морских объектов кораблестроения. Я говорю теми словами, которые можно говорить.

И после этого медаль ордена "За заслуги перед Отечеством 1-й степени" уже не вызывает особых эмоций?

— Безусловно, это приятно и почетно. Но честно говоря, я бы предпочел, чтобы ей наградили молодых наших сотрудников — им она нужнее. Для них такая награда была бы хорошим стимулом на будущее.

Что было самым трудным за все эти годы?

— Самые большие переживания и разочарования, пожалуй, были связаны с моей общественной деятельностью. В свое время я всей душой принял перестройку и даже в ней участвовал, был депутатом и районного совета, и муниципальных советов. Но когда президент Ельцин своим указом разогнал легитимно выбранные органы и городской, и районной властей, оказалось, что тем, для кого мы работали, это совершенно не нужно. На нашем счету было много полезных дел, мы давали людям квартиры, которые в советское время они не могли их получить годами. Но в итоге никто не выступил в нашу защиту, не подал голос. Значит, эта деятельность народу была не нужна.

Есть ли у вас хобби?

— В свободное время я работаю над нашим выше упомянутом журналом. Можно сказать, что это и работа, и хобби одновременно. А в отпуске я обязательно путешествую. Считаю, что возможность посмотреть мир — это главное завоевание перестройки. И есть еще одно увлечение — в поездках я с удовольствием фотографирую. На сегодня у меня сделано 20-30 тысяч фотографий. Мечтаю устроить фотовыставку.



Сергей Старев,
ООО "Балтийский завод — Судостроение", старший мастер цеха №26
 
Сергей Старев

Еще один из наших героев — Сергей Старев, старший мастер цеха №26 Балтийского завода. Как и большинство его коллег по награде, он из простой советской семьи. Родился в Ленинградской области, в городе Приозерске. Мама работала бухгалтером, отец — водителем.

В школе Сергей мечтал быть врачом, но судьба привела его на кораблестроительную стезю. Получив аттестат, он пошел в судостроительный техникум, закончил его, получив средне-специальное образование, и в 1977 году устроился на Балтзавод сборщиком корпусов металлических судов.

Уже через три месяца нашего героя назначили инженером подготовки производства в 12-м цехе предприятия. На этой должности он провел два с половиной года — работал и одновременно учился на вечерних курсах политехнического института.

Высшее образование пригодилось буквально сразу же. В 1980 г. Сергей Старев перешел в 24-й цех, где стал инженером-технологом второй категории, потом мастером-технологом, а к 1993 году дорос до начальника цеха.

Сегодня Сергей Александрович трудится старшим мастером на такелажном участке. Его родной 24-й цех, с которым были связаны десятилетия жизни, в определенный момент влился в 26-й цех. В зоне его ответственности — такелажные работы по всему заводу. Это погрузки и выгрузки по заказу, перемещение грузов по заказу и в цехах, перемещение станков и оборудования по заводу и на строящихся кораблях.

В прямом подчинении у него 20 человек — крепкая дружная бригада. Заказов много, поэтому отдыхать некогда, в том и числе и руководителю. На мастере не только командирские функции, но и немалый пласт бумажной работы — подписание планов, отчетов, нарядов. Зарплата в бригаде сдельная, поэтому от четкого составления и выполнения плана зависит та сумма, которую в итоге получит на руки каждый сотрудник.

— Управлять — работа трудоемкая, — признается Сергей Александрович. — Сейчас на заводе жизнь кипит, идут постоянные заказы, так что нам даже присесть некогда. Но я горжусь, что мы вытягиваем эти заказы, строим огромные корабли. У нас очень хороший коллектив — не только у меня на участке, но и во всем цехе.

Именно за этот многолетний добросовестный труд Сергей Старев получил от губернатора свою награду. Вернее, не совсем от губернатора — в декабре, когда в Смольном награждали героев труда, он был в отпуске. Поэтому медаль ему передали коллеги. Но так получилось даже символичнее.

И в конце скажем пару слов о том, как старший мастер 26-го цеха проводит свое свободное время. Практически каждые выходные он выбирается на природу. Чаще всего едет на Ладогу, порыбачить — это его главное увлечение. Берет с собой единственного внука, чтобы показать ему красоту северной русской природы. Если не получается с рыбалкой, отправляется на дачу — там всегда хватает работы.

Кстати, заметили? Отдых на природе — это любимое времяпрепровождение абсолютного большинства героев нашей статьи.
 
Поделиться новостью

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку "Авторские статьи" и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь