Намучившись от отсутствия выхода к морю, Белоруссия решила построить порт на российской территории
На днях министр развития инфраструктуры Калининградской области Сергей Булычев сообщил, что через четыре года в регионе будет построен белорусско-российский порт мощностью 8 млн тонн. В его создание будет вложено 80-120 млн долл. Предполагается, что он стает первым в российском анклаве глубоководным портом и составит конкуренцию литовской Клайпеде. По мнению специалистов, реализовать этот проект вполне возможно, но куда логичнее было бы модернизировать мощности уже существующего Калининградского морского торгового порта. Это позволило бы решить трудности с инвестированием в создание нового порта и избежать конфликтов с литовской стороной.
На сегодняшний день перевалку грузов в Калининградской области осуществляют два порта: ОАО «Калининградский морской торговый порт» и ФГУП «Калининградский морской рыбный порт». По итогам прошлого года суммарный грузооборот стивидорных компаний Калининградского порта увеличился на 4,4% и составил 14,62 млн тонн. Калининградский морской рыбный порт в прошлом году, по предварительным данным, увеличил перевалку грузов на 36% по сравнению с 2004 г. — до 1,3 млн тонн. При этом выручка предприятия составила 350 млн руб., валовая прибыль — 31 млн руб.
В конце прошлой недели министр развития инфраструктуры Калининградской области Сергей Булычев заявил, что до 2010 года недалеко от города Балтийска будет построен белорусско-российский порт. Согласно заявлению министра, ежегодный грузооборот нового порта составит почти 8 млн тонн, а строительство обойдется в 80-120 млн долл. Предполагается, что в порт войдут три терминала, один из которых, мощностью 3,5 млн тонн в год, будет предназначен для перевалки калийных удобрений. По словам Сергея Булычева, благодаря глубоководности нового порта здесь можно будет принимать суда водоизмещением до 30 тыс. тонн. Ожидается, что с началом эксплуатации порта в Балтийске суммарный грузопоток в регионе вырастет почти в два раза. В Калининграде надеются, что в случае реализации проекта новый порт мало чем будет уступать литовской Клайпеде.
Ни в Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области, ни в ОАО «Белорусская калийная компания» (трейдер одного из крупнейших мировых производителей хлористого калия — ПО «Беларуськалий») получить комментарии не удалось. Но эксперты понимают, откуда у чиновников соседних государств возникла такая идея. «На сегодня Калининградский морской торговый порт не является глубоководным портом и не дает возможностей крупнотоннажным судам подходить к причалам», — сказала RBC daily управляющий проектами международной практики юридической фирмы «Вегас-Лекс» Екатерина Галашева. Кроме того, как пояснил RBC daily начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Игорь Кокорев, потребность в увеличении пропускной способности российских портов, особенно в Южном и Северо-Западном бассейнах, огромна. Практически все порты загружены на 90-100%, а глубоководных портов, готовых принимать крупнотоннажные суда, — единицы.
На первый взгляд, для создания порта в Балтийске есть все предпосылки. «Реализация этого проекта вполне возможна, с учетом того, что Балтийск — это база Балтийского флота, и некоторая часть инфраструктуры там имеется в наличии», — считает Екатерина Галашева. К тому же, по словам генерального директора транспортной компании «ТИС-Регион» Андрея Голубчика, расстояние до Балтийска немного меньше, чем до Клайпеды. «Договоренность построить в Калининграде порт по перевалке белорусских удобрений есть уже на правительственном уровне. К тому же проект вполне осуществим и в техническом плане, — сказал RBC daily директор Агентства специальных исследований (Санкт-Петербург) Рубен Тертерян. — В Питере уже построен подобный современный терминал».
Однако реализации проекта может помешать целый ряд проблем, главная из которых — необходимость привлечения весьма серьезных инвестиций. «Гавань в Балтийске достаточно узкая, и для приема крупнотоннажных судов потребуются значительные инвестиции в ее расширение», — отмечает Екатерина Галашева. Игорь Кокорев обращает внимание на то, что помимо собственно порта необходимо будет обеспечить транспортную и складскую инфраструктуру, что также потребует огромных вложений. Кроме того, едва ли новый порт будет конкурентоспособнее Клайпеды. «У Клайпедского порта есть возможности роста, необходимые для этого средства, — сказал RBC daily один из участников рынка. — Железнодорожные тарифы в направлении литовского порта также пока намного выгоднее». По словам Рубена Тертеряна, сейчас наши и белорусские производители удобрений активно вкладывают деньги в портовую инфраструктуру в Прибалтике. «Кроме того, грузы в новый порт должны будут идти через Литву, что грозит возникновением дополнительных трудностей», — сказал RBC daily аналитик ИГ «ЦентрИнвест» Михаил Ганелин.
В этих условиях, по мнению экспертов, логичнее было бы вложить средства в модернизацию уже существующих мощностей. По словам Михаила Ганелина, гораздо проще инвестировать порядка 20-30 млн долл. в расширение мощностей (строительство новых причалов и т. д.) Калининградского морского торгового порта. «С экономической точки зрения разумнее расширять мощности имеющихся портов — Санкт-Петербургского, Мурманского, Калининградского, — вторит ему Игорь Кокорев. — Строительство нового порта в Калининградской области и попытка направить туда грузопотоки — это, скорее, социальный проект для поддержания экономики области и создания новых рабочих мест».