Губернатор Омской области Виталий Хоценко подчеркнул промышленный потенциал региона и необходимость выстраивания эффективных логистических цепочек.

«Ключевые задачи — решение технических вопросов. Северный морской путь уже доказал свою эффективность: в навигационный период он позволяет беспрепятственно доставлять грузы. Наша цель — сделать этот грузопоток постоянным и наращивать его», — отметил глава региона.
Участники форума — представители прииртышских регионов России и Казахстана — сошлись во мнении, что текущий грузопоток по реке не соответствует ее возможностям. Как отметил руководитель ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна» Роман Чесноков, объемы перевозок значительно ниже, чем в советский период.
Казахстанская сторона представила конкретные шаги по развитию судоходства.
«Мы активно работаем в направлении увеличения грузопотока: уже сейчас перевозим грузы, в основном — на 80% — сыпучие строительные материалы. Однако для раскрытия этого потенциала нам необходимо удлинять маршрут. Этот вопрос выходит на уровень стратегического партнерства между государствами. Со своей стороны, мы уже вложили около 20 миллиардов тенге в расчистку и укрепление русла Иртыша в Павлодарской области. Изначально эти работы имели экологическую цель — предотвратить заиливание реки, что влияет на биоразнообразие и ситуацию с насекомыми. Но они же создают основу для судоходства», — рассказал аким Павлодарской области Асаин Байханов.
Несмотря на очевидные преимущества речного пути как самого короткого для многих грузов, участники отметили и основные вызовы, в первую очередь — сезонность навигации. Зимой судоходство останавливается, но, как показывает опыт, это решаемо, сообщает портал правительства Омской области.
С юга на север по Иртышу можно перевозить продукцию множества крупных, средних и малых предприятий, занятых металлообработкой, машиностроением, нефтепереработкой, а также сельскохозяйственную продукцию, в сторону развивающихся городов и предприятий Ямала и Таймыра. В обратном направлении, с севера на юг, можно перевозить ресурсы для глубокой переработки.
«У нас на государственном уровне принята дорожная карта реализации проектов по возрождению реки. Пропускная способность нашей части Иртыша в целом технически составляет 4,9 миллионов тонн. Максимальная загрузка была в 1977 году. И сейчас есть хорошая возможность развития регионов в связи с ростом у нас горнорудной промышленности, где необходимо именно это короткое плечо выхода на другие регионы», — отметил заместитель акима Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан Бакытжан Байахметов.












