реклама
/ судоходство

БАЛТИЙСКАЯ ЗВЕЗДА

0 784 5 мин
9 июня в Стокгольме королева Швеции Сильвия разбила символическую бутылку шампанского о борт нового, суперсовременного танкера «Stena-Primorsk». 15 июня в Южной Корее на верфи Daewoo Shipbuilding Marine Engineering был сдан еще один крупнотоннажный танкер — «Владимир Тихонов». Первый будет эксплуатироваться одной из крупнейших танкерных компаний мира — «Stena-Bulk». Второй передан в состав «Совкомфлота» и станет самым крупным судном в истории как советского, так и российского торгового флота.
Что общего между этими событиями и этими кораблями? Оба танкера будут возить нефть из российского порта — Приморска.

    Специализированный морской нефтяной порт Приморск (Ленинградская область) — один из самых современных не только в России, но и в Европе. Это единственный российский балтийский порт, способный принимать суда дедвейтом свыше 150 тыс. тонн. Первая очередь порта была сдана «Транснефтью» в 2001 году. А недавно силами компании «Транс-Флот» были построены еще два причала — третий и четвертый. Теперь порт Приморск может эксплуатироваться круглогодично. «Транс-Флот» — негосударственное предприятие, выбранное «Транснефтью» в качестве оператора проекта, для реализации которого «Транс-Флот» привлек кредиты на сумму в $150 млн.


   Приморск является частью Балтийской трубопроводной системы (БТС). Без сомнения, БТС стала одним из самых успешных инфраструктурных проектов в стране за последние десятилетия. Система позволяет осуществлять экспорт российской нефти, не пользуясь услугами портов Прибалтийских стран. Стоит особо подчеркнуть, что БТС и Приморск создавались российскими специалистами по российскому проекту. При этом при разработке и реализации проекта были учтены самые последние достижения в области транспортировки жидких углеводородов.


   Можно сказать, что для России строительство БТС и Приморска стало настоящим прорывом, новым «окном в Европу». Мы наконец-то перестали зависеть от не всегда адекватных действий и тарифов наших бывших «братских» Балтийских республик. И для Европы возникновение нового канала экспорта нефти и нефтепродуктов через Приморск весьма кстати. Это та самая диверсификация маршрутов транспортировки энергоносителей, о которой так много говорят во властных коридорах Евросоюза. Реализация балтийского проекта укрепляет энергетическую безопасность стран Старого Света и повышает надежность поставок черного золота. Кроме того, надо учитывать, что транспортировка нефти через Приморск дешевле, чем через порты Вентспилс или Таллин.


   Впрочем, одной из главных заслуг Приморска, пожалуй, можно назвать то, что он стал локомотивом для развития всего Северо-Западного региона страны и дал работу почти полутысяче местных жителей, которые сегодня получают зарплату в среднем по 20 тыс. рублей в месяц. Это более чем в два раза превышает показатель в целом по стране. Стоит также отметить, что за прошлый год в региональный бюджет было выплачено 182 млн. рублей, а за первый квартал этого года — уже 197 млн. рублей.


   Но только уплатой налогов дело, конечно, не ограничивается. «Транснефть» строго придерживается принципа социальной ответственности, поэтому систематическую помощь получают ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды; общеобразовательные школы Приморска и поселка Глебычево, Федерация дзюдо Выборга и Выборгского района, женская волейбольная команда «Фаворит», дома культуры поселка Ермилово и Приморска и другие организации и учреждения региона.


   Но вернемся в порт. Крупнейшие судоходные компании выбирают Приморск не зря. На сегодня он обладает современным комплексом сооружений, который включает в себя нефтепровод, резервуарный парк, стационарные глубоководные причалы № 1—4. Все оборудование, которое эксплуатируется (насосные станции, узлы учета нефти, портовые и очистные сооружения), отвечает самым высоким международным стандартам промышленной и экологической безопасности и судовождения. При этом примерно 70% используемого оборудования — российского производства.


   Для работы в порту Приморск были специально построены пять современных мощных буксиров-кантовщиков. Названия буксиров словно подчеркивают национальность проекта — «Русич», «Вятич», «Скиф», «Аскольд» и «Рюрик» несут круглосуточное дежурство в порту и обеспечивают швартовку/отшвартовку и эскортирование танкеров.


   При строительстве портового комплекса были реализованы самые высокие требования к экологической безопасности. Проведены всесторонние экологические исследования по российским и международным стандартам. Порт получил все необходимые сертификаты (Приморск первым среди российских портов получил сертификат управления окружающей средой ИСО-14001) и лицензии на осуществление деятельности, связанной с перевалкой и погрузкой сырой нефти на танкеры.


   На страже экологии стоит специально обученный высококвалифицированный персонал, на вооружении которого — современные средства пожаротушения, природоохранный флот и передовое оборудование и технологии для ликвидации возможных аварийных разливов нефти. Каждый находящийся под загрузкой танкер окружается специальными заграждениями — бонами. Кольцо бонов позволяет локализовать нефтяное пятно, после чего нефть перекачивается на суда-нефтесборщики. Впрочем, за пять лет работы порта ни одного аварийного случая не было. Тем не менее действия во внештатных ситуациях регулярно отрабатываются на учебно-тренировочных занятиях.


   Все это позволило Приморску стать лидером среди российских портов, через которые осуществляется экспорт нефти. По данным ГП «ЦДУ ТЭК», за 5 месяцев текущего года по системе «Транснефти» в дальнее зарубежье было экспортировано 82,553 млн. тонн черного золота. При этом через Новороссийск за январь—май 2006 года было отгружено (включая транзитные объемы) 20,06 млн. тонн нефти (в мае — 4,252 млн. тонн), Туапсе — 2,076 млн. тонн (393,5 тыс. тонн), Одессу — 3,23 млн. тонн (759,3 тыс. тонн), Бутинге — 1,998 млн. тонн (591,5 тыс. тонн), МНТ «Южный» — 1,737 млн. тонн (474,2 тыс. тонн). Приморск за пять месяцев отгрузил 26,097 млн. тонн (в мае — 5,743 млн. тонн).


   Приморск демонстрирует отличную динамику. По сообщению пресс-службы Ассоциации морских портов России, морские порты страны в январе—мае 2006 года увеличили переработку грузов на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. По данным ассоциации, порты Северо-Западного бассейна увеличили перевалку грузов на 4,5%. В частности, порт Санкт-Петербурга снизил объем переработки грузов на 3,4%, порт Мурманска показал рост в 3,7%, порт Приморск — 10,2%. Это лучший показатель среди всех портов страны. Суммарный грузооборот портового комплекса Южного бассейна за январь—май вырос на 3,4%, а грузооборот портов Дальневосточного бассейна за этот же период снизился на 3,5%.


   При этом необходимо отметить, что у Приморска отличные перспективы. «Транс-Флот», который построил третий и четвертый причалы, сейчас обустраивает еще два портовых района — Ермиловский и Высокинский. В результате Приморск может нарастить мощности по перегрузке нефти до 140 млн. тонн нефти в год. «Транс-Флот» также разрабатывает концепцию дальнейшего использования собственных земельных участков в районе порта для дальнейшего развития Приморска.


   В настоящее время в дополнение к транспортировке жидких углеводородов по трубопроводам прорабатывается возможность доставки по железной дороге нефти и нефтепродуктов (светлых и темных) с выгрузкой их на действующем терминале в Приморске, а также строительства дополнительных резервуаров под прием груза из железнодорожных цистерн. Кроме того, после проведения дополнительных работ через порт можно будет осуществлять экспорт сжиженного природного газа, что позволит укрепить позиции России на мировом энергетическом рынке.


   Некоторые называют порт Приморск сбывшейся мечтой. Это красиво, но слово «мечта» здесь не вполне уместно. Если бы это была мечта, то все так и осталось бы на бумаге. Речь идет о хорошо просчитанном проекте, который реализовали профессиональные и ответственные люди. Эксперты также отмечают, что взаимодействие «Транснефти» и «Транс-Флота» является отличным примером успешного частно-государственного партнерства. Поэтому все получилось. Поэтому у Приморска не «светлое», а успешное будущее. И еще. Построив Приморск, Россия доказала, что ей под силу самой реализовать инфраструктурные проекты любого уровня сложности. К Балтике мы вышли, впереди Тихий океан.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости