"Аскон" - "Севмаш": пример удачного внедрения IT на производстве

- A + КомментарииПрочитано 8149 раз   |
Проблема внедрения современных технологий актуальна для судовой отрасли, технически разнообразной, сложной и консервативной. Поэтому всегда радуют примеры удачного сотрудничества верфей и поставщиков программного обеспечения. На сей раз это история внедрения программного комплекса в процесс работы машиностроительного сектора предприятия ОАО «ПО «Севмаш».
Номенклатура изделий машиностроительной части производства ОАО «ПО «Севмаш» насчитывает более ста тысяч единиц — весом от 0,001 до 650000 кг, со сроком изготовления от часа до полутора лет. До двадцати цехов может быть одновременно задействовано в производстве деталей для машиностроительного сектора. Технологическая подготовка этого сектора производства осуществляется специалистами отдела промышленных технологий и НИР машиностроительного производства научно-технического управления в составе 8 бюро, разбросанных по территории предприятия. Ежемесячный объем выпускаемых документов по машиностроительному производству — порядка 10 тысяч.

Организацией настройки, адаптации и внедрения программных продуктов на предприятии занимаются два подразделения – отделение САПР ПКБ «Севмаш» и отдел информационных систем технологической подготовки производства НТУ.

Плотная работа АСКОН и «Севмаш» по созданию единого информационного пространства для управления технологической подготовкой производства началась еще в 2005 году под руководством главного технолога ПО «Севмаш» Анатолия Евгеньевича Попова. А с 2008 года она продолжилась уже совместно с проектно-конструкторским бюро предприятия.

Тогда, несмотря на достаточно высокий уровень автоматизации, «Севмаш» стоял перед рядом проблем: отсутствовало полное представление о структуре изделия, проектирование выполнялось либо в ручном варианте, либо же информация при автоматизированном проектировании была недоступна для пользователей. Кроме того, не было базы данных по составу изделий машиностроения, а преимущества электронных конструктивных и технологических структур изделия только-только начинали осмысливаться.

На сегодняшний день система уже пять лет успешно работает в штатном режиме. В целом, автоматизация подготовки машиностроительного производства реализуется на базе комплекса, разработанного компанией АСКОН. В его состав вошли: система управления инженерными данными и жизненным циклом изделия ЛОЦМАН:PLM, САПР КОМПАС-3D, САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ, а также комплект корпоративных универсальных PDM-справочников.

Ядром единого информационного пространства является система ЛОЦМАН:PLM. Здесь идет организационная подготовка к производству изделий МСЧ, ведется интегрированная база данных изделий машиностроительной части производства, происходит управление проектными заказными ведомостями и ведения электронных архивов документации. Для разработки технологической документации применяется САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ. Технологические эскизы и конструкторская документация для средств технологического оснащения создаются в САПР КОМПАС-3D.

Внедрение системы ВЕРТИКАЛь на предприятии происходило двумя этапами. Первоначально в производство была внедрена система версии 3, проведено обучение технологов, отработана организация работ, решались вопросы по формированию отчетных документов, справочники наполнялись информацией применительно к цехам предприятия.
В дальнейшем, ряд мероприятий упростил переход на актуальную версию системы в составе программного комплекса. Была выполнена оптимизация и настройка универсального технологического справочника (УТС) в части операций и оборудования, отредактирован классификатор покрытий, данные баз были отсортированы как по применяемости, так и по ассоциативным связям. Примененные фильтры позволяют автоматически подобрать данные по разным критериям.

Модуль ЛОЦМАН Технолог позволяет автоматически переносить данные об изделии, материале, заготовке непосредственно из системы или из Базы Данных МСЧ, а также сохранять и актуализировать их в ЛОЦМАН:PLM электронной информационной модели изделия.

Усилиями специалистов САПР ПКБ «Севмаш» и отдела информационных систем технологической подготовки производства НТУ была выполнена огромная аналитическая подготовительная работа: полностью описана структура технической информации МСЧ, выпущен комплект необходимой документации, разработаны методология создания, сопровождения и управления интегрированной базой данных изделий машиностроительного сектора, разработаны программно-технические решения для информационного обмена данными. В разработке, в разной степени готовности, находятся конструкторская, технологическая и производственная электронные структуры изделия МСЧ.

Информация об изделии пополняется из 3D-модели, выполненной в САПР, из транспортного массива от внешних ЦКБ-проектантов, собирается с обработанных бумажных носителей.

Наиболее трудоемкой и объемной по количественному и временному показателям является третья составляющая. Формирование состава специфических данных изделия МСЧ с ранее разработанной и примененной документации, существующей только в бумаге, зачастую при отсутствии действующего проектанта – трудоемкая работа. Для ее организации были разработаны положения и инструкции, определившие правила, функции и ответственность подразделений по загрузке спецификаций изделий в систему ЛОЦМАН:PLM.

«Севмаш» сделал выбор в пользу программных продуктов, в которых наиболее полно учтены требования российских стандартов. Очень важна была для предприятия и возможность влиять на дальнейшее развитие систем с учетом его требований и предложений. Так, САПР ТП ВЕРТИКАЛЬ была доработана по рекомендациям сотрудников ПО «Севмаш», которые в 2005 году одними из первых стали использовать САПР ТП в режиме опытной эксплуатации. Кроме того, ПО "Аскон" обладает сертификатами ФСТЭК, что также имеет большое значение для любого оборонного предприятия.
Внедрение системы "Вертикаль" дало большой эффект еще и потому, что совпало с колоссальной по объему выпускаемой документации работой над авианосцем «Викрамадитья». Тогда сотрудникам НТУ было необходимо выпустить на 1 деталь до 15 различных техпроцессов, потому что деталь конструкции одна, а степень изношенности совершенно разная. В итоге сроки технологической подготовки машиностроительного производства для ремонта и модернизации авианосца ВМС Индии были сокращены в два раза. Хотя это и не отразилось на конечном сроке передачи корабля Заказчику. Если в 2006 году без этой системы в одном технологическом бюро удалось разработать только 3010 техпроцессов по 891 маршрутно-комплектовочным картам (МКК), то в 2007 году, после внедрения системы — 7190 техпроцессов по 1641 МКК!».

Мнение. Главный конструктор предприятия Юрий Спиридонов:
- Наш машиностроительный комплекс создает технику самого высокого уровня. Очень много говорилось об освоении Арктики, но только «Севмаш» построил платформу «Приразломная», которая реально работает сегодня в арктических условиях. Только мы взялись за ремонт и модернизацию авианосца «Викрамадитья» для ВМС Индии. Только мы серийно строим стратегические и многоцелевые атомные подводные лодки. И все это требует огромных усилий и сложнейшего машиностроения.

Сегодня качественно провести конструкторско-технологическую подготовку без использования ИТ не просто затруднительно, невозможно. Все решения компании АСКОН, которые мы используем, внедрены именно в машиностроительном производстве ПО «Севмаш». И они помогают нам справиться с двумя важными задачами.
Во-первых, обеспечить высокое качество технологической подготовки и выпускаемой документации. Система автоматизированного проектирования технологических процессов ВЕРТИКАЛЬ, которую предложил нам АСКОН, адаптирована к российским реалиям. Конструктор и технолог осваивают ее быстро и так же быстро приступают к работе.

Другой момент – сроки. Когда мы приступили к модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», миллионы нормочасов приходились на изготовление изделий машиностроения. И необходимо было в кратчайшие сроки и в огромных объемах выпустить документацию. Если бы не ВЕРТИКАЛЬ, нам бы пришлось потратить на это в два раза больше времени!

После внедрения мы подсчитали условный экономический эффект от сокращения сроков. Он составил порядка 13 миллионов рублей. Но дело даже не в деньгах, а в том, что без применения таких технологий качественно и быстро выполнить подготовку производства не получится. Ведь что такое современная постиндустриальная экономика? Ее особенность в том, что заказчик требует изготовить продукцию – и, заметьте, не серийную! – быстро и качественно.

В постиндустриальной экономике правила диктует потребитель. Он требует от нас быстро переналадить производство, в сжатые сроки провести его техническую подготовку. В советское время мы выпускали по 4-5 лодок в год, и это была серийная работа. Сейчас у «Севмаша» есть несколько направлений деятельности — гособоронзаказ, военно-техническое сотрудничество, гражданское судостроение, изготовление технических средств для добычи углеводородов и чистое машиностроение. Как следствие, нужно очень быстро перенастраивать производство. Для этого мы занялись автоматизацией, стали использовать информационные технологии, в том числе и ВЕРТИКАЛЬ как отечественную систему, которая имеет преимущества в адаптации, в цене и, что крайне важно, постоянную поддержку.

Как сотрудники «Севмаша» восприняли переход на "Вертикаль"?
Люди, которые занимаются у нас процессами внедрения решений "Аскон" — первоклассные специалисты, которые с душой подходят к делу и говорят с поставщиками ПО на одном языке.

Невозможно просто работать, не болеть, не пропускать через себя профессиональные вопросы. Идейный вдохновитель и лидер внедрения ИТ — это Татьяна Новицкая и ее сподвижники — Наталья Замятина, Сергей Галицын, Станислав Федоров, Димитрий Острокопытов, Владимир Винченко, Сергей Булин, Ирина Семенова, Ирина Петренко. Они вкладывают в общее полезное дело силы и душу, без них бы ничего не получилось.

Важная проблема, которую призваны решать ИТ – это недостаток кадров. Если раньше на производстве можно было использовать экстенсивный метод, посадив людей за работу, то сегодня нам просто не найти столько специалистов. Поэтому нам необходимо переходить на системы, применение которых значительно повышает производительность труда.

Кроме того, «Севмаш» работает на глобальном рынке. Иностранные компании, с которыми мы сотрудничаем, да и многие российские фирмы уже не используют бумажные носители. Чтобы говорить с ними на одном языке, нам необходимо развивать ИТ на своем предприятии. Британская подводная лодка «Астьют» полностью спроектирована в цифре, в 3D: можно подойти к месту строительства, к стапелю и на мониторе рассмотреть модель, увидеть всю документацию.

То, что сделано на ПО «Севмаш» сейчас — лишь первый шаг. Мы можем гордиться тем, что осуществили, но понимаем, что пока сделали недостаточно, чтобы стать действительно современным предприятием.
(фото ПО
(фото ПО
Поделиться новостью
"Севмаш", ПО АО Россия, Северодвинск+7 (818) 450-47-17
"АСКОН", ГК Россия, Санкт-Петербург+7(800)700-00-78

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   9.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 26.10.2012, 15:44Весьма познавательная информация. Спасибо авторам!

Я имею некоторый опыт работы в различных САРП и могу подтвердить, что программные продукты фирмы «Аскон» наиболее соответствуют требованиям к российской конструкторско-технологической документации. Лучше не встречал.

Но, как всегда имеется «но». Было бы замечательно, если бы мы жили за закрытым занавесом, как раньше (или как сейчас живет «Севмаш») – ни каких связей с внешним миром, тем более в обмене с документацией. Но, кроме «Севмаша», сейчас так никто не живет. Практически все предприятия (заводы, КБ, НИИ) имеют контакты с зарубежными партнерами, а они не очень жалуют «Аскон» (наверное, в связи с «кривизной» в переходе от одной системы, к другой) и предпочитают работать с программными продуктами на основе AutoCAD'а, такими как сам AutoCAD, SolidWorks, Tribon, FORAN, CATIA и пр. А это заставляет и наших соответствовать их уровню, если хотим влиться в мировой обмен информацией.

Я с эти столкнулся, когда работал в одном известном КБ в отделе, который занимается чисто военной продукцией. Вот бы где в полной мере можно было внедрить продукты фирмы «Аскон»– оформление документации полностью соответствовало требованием военных, куда там AutoCAD'у. И рядом не валялся. Но политика КБ была основана на применении AutoCAD, SolidWorks, Tribon, так как они уже давно в области гражданского судостроения работали с зарубежными партнерами, а дела нашего отдела были не так важны для метрополии. Но в дальнейшем это оказалась правильным – военные заказы «ушли», а отдел занялся гражданской продукцией. далее...
-0+
#borys, 27.10.2012, 00:54Интересная статья, но полностью согласен с комментарием Алексея Викторовича. Сам являюсь пользователем ShipConstructor, который, к стати, тоже пользуется популярностью у военных, но в США. Система практическис возможностями Трайбона, но на базе Автокада. Поэтому никаких переходников не надо. Можно использовать обычные Автокадовские чертежи в ShipCone и обратно. Мы в нем всё делаем. И классовые чертежи и рабочку и трубы и раскрой. Шипкон дешевле Трайбона и гораздо проще в обучении. Если знаеш Автокад - достаточно 3-7 дней, чтобы начать моделировать и делать чертежи. Тема ПО как-то особо не обсуждалась на сайте, а было бы интересно.
Севмаш выбрал решение, которое подходит им и я рад за них. Для тех, кто работает на международном рынке лучше использовать открытые стандарты (AutoCad, ShipConstructor, MasterShip), либо известные продукты (Tribon, Nupas-Cadmatic, AVEVA, CADDS, ShipWorks, Catia, Foran). ShipConstructor сейчас работает над более тесной интеграцией с другими продуктами далее...
-0+
#Александр, 29.10.2012, 19:04Добрый день, коллеги.
Если "разобрать" подробнее, что написано выше, то получается:
1. "Практически все предприятия (заводы, КБ, НИИ) имеют контакты с зарубежными партнерами, а они не очень жалуют «Аскон» (наверное, в связи с «кривизной» в переходе от одной системы, к другой)". Можно явно сказать, что зарубежные партнеры просто не знакомы с ПО АСКОН, а конкуренция, как есть, так и будет между производителями ПО. Все, подчеркиваю ВСЕ современные и "живые" системы поддерживают общие форматы обмена данных, как известные *.dxf/*.dwg, так и step, iges, x_t, x_b и т.д.. Поэтому не в форматах проблема, а в разных математических ядрах.
2. "Для машиностроителей рекомендую SolidWorks.". Хорошая рекомендация! Национальное ничего развивать не будем? Так может быть и подводные лодки у американцев закажем, нам то зачем проектировать? Или патриотизм это уже забытое и никому не нужное слово стало? А случайно не знаете, что в официальное лицензии поставщиков из США, таких как SolidWorksб ProE (Creo)б Siemens (NX) запрещено использовать при проектировании ракет, атомных объектов и т.д.? И чо случаи уже были когда лицензии дистанционно отключались и прекращалась техподдержка? далее...
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович, 30.10.2012, 17:11Уважаемый Александр, а операционка и браузер у Вас, разумеется отечественные? И сам компьютер тоже из российских компонентов?
Неужели Вы всерьез предлагаете тратить государственные деньги (наши с Вами налоги, между прочим) на то, чтобы на телеге догнать "Сапсана"?
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 30.10.2012, 16:44Что же это вы, патриот Александр или, как там вас, может Семен, Владимир, Николай, Феофан, а возможно, о ужас - опять Иван, назвались ником. У нас на сайте принято, как в хорошем обществе, представляться по форме, особенно если ты патриот и критикуешь других. Уж больно хорошо - скрылся под ником и пиши, что хочешь про патриотизм и прочую чушь – коллеги все равно не смогу оценить уровень вашей бестолковости. Если уж хотите оставаться инкогнито, то и посты пишите нейтральные. Так что я, учитывая что вы ник[то] имею полное право обратиться к вам попросту, Федя.

Так вот, Федя, так как я понимаю, что все ваши замечания отнесены ко мне, позвольте мне ответить.

Как бы вы назвали поступки людей, пользующиеся творениями проклятой Госдепии? Уж наверное не патриотами, а как минимум предателями по которым много чего плачет. Это и моряки с крейсера «Варяг», давшие бой 9 февраля 1904 года японской эскадре под Чемульпо и которым рукоплескал весь мир. Как они, не патриоты, осмелились воевать на Госдеповской технике? И воины Красной Армии, громившие врага на полях II Мировой войны оружием, поставляемым, в частности, из Америки и Великобритании, да и не только оружие, но и бензин, зерно, тушенку. И А. Матросов лопал тушенку и прочие, якобы, герои лопали, лопали... А на самом деле они предавали наш народ с нашими колхозами. А каков был не патриот трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, воевавший на Госдеповских «Аэрокобрах»? У с…(слов нет). А вспомним КБ Туполева, слизавшие 1/1 Б-29 в месте с фотоаппаратом «Лейка», КБ Королева, не побрезговавшие разработками фон Брауна и которые, в отличие от наших наработок, до сих пор летают. Где был их патриотизм! Где был патриотизм КГБ, когда оно воровало секреты атомного проекта у Госдепии (нашли у кого!) и каков не чистоплотный был Курчатов, когда воплотил их в жизнь? далее...
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 01.11.2012, 14:47Уважаемый Алексей Викторович!
Вы пишете "У нас на сайте принято, как в хорошем обществе, представляться по форме, особенно если ты патриот и критикуешь других... Если уж хотите оставаться инкогнито, то и посты пишите нейтральные..."
Не могли бы Вы дать ссылку на Ваш сайт, на котором Вы (вероятно как его владелец и модератор?) установили столь разумные и корректные правила и видимо строго следите за их соблюдением.
Вероятно это Ваш частный сайт посвященный судостроительной тематике? Было бы очень интересно ознакомиться с его материалами.
С уважением,
А.В. Донской
-0+
#Ивакин Николай Николаевич, 01.11.2012, 17:38Леша, не ёрничай! Мне например приятно, что наши старые добрые друзья, к которым отношу Алексея Викторвича, считают "Корабел" своим. Это заслужить надо! Хотел бы чтобы и ты считал его своим.
-0+
#Николай, 14.12.2012, 10:13КОМПАС хорош для оформления документации. В 3D, конечно, проигрывает SW: прежде всего удобство и надежность. Я сам много работал в КОМПАС-3D, перешел на SW. Ощущения - как после ВАЗ на хорошую иномарку пересел.
Все продумано, от зеркальных массивов до конфигураций.
Осторожно предположу, что люди, которые работают в КОМПАС-3D просто пока неискушенные хорошими системами и продвинутыми методами использования 3D или работают по распорядке, что на предприятии купили (конечно, недорогой КОМПАС-3D).
-0+
#Букин Владислав, 14.12.2012, 10:38Именно это я здесь и говорил - http://www.korabel.ru/forum/theme/45 . Основная причина - это стандартизация и цена.

Предыдущая новость