Морское техническое образование - ВПО и СПО - потеряло и продолжает терять свой престиж. Почему и каковы причины этого, это потребует от всех нас отдельного обсуждения.
На рынке труда Конкурс на плавательские специальности практически отсутствует, что приводит к тому, что на бюджетные места попадают люди, которые не понимают, что учиться в ВУЗе это такой же труд, как и работа на производстве. Как результат недопонимания этого – низкий реальный КПД высшей школы.
Рассмотрим, а что представляет собой выпускник средне-технического уровня – сейчас он просто несравним с уровнем подготовки в советское время. Более того, в советское время, выпускники средних мореходок оказывались в практической части даже лучше подготовленными, чем выпускники высших училищ. Но этого сейчас нет даже в теоретическом отношении, т.к. при сроке обучения 2 года 10 месяцев он, как правило, не сможет набрать плавценз в требуемых 12 месяцев. Кстати, на Филиппинах после такого срока обучения выпускник "СПО" становится лишь мотористом.
И на этом фоне идет речь о подушевом финансировании обучения. Какое будет качество такового – понятно, но иначе придётся сокращать преподавателей. Это тоже можно сделать. Правда, сократить недолго, но когда понадобиться возрождать СПО, придется это делать с нуля. А создать систему среднего образования "СПО" - "не канаву выкопать или даже не проложить очередную трубу".
Система квалификации в РФ такова, что есть специалист(инженер), магистр, бакалавр - продукт ВПО, и есть ещё техник - продукт СПО.
Ничего промежуточного быть не может по определению, как бы этого не хотелось тем ученикам, кто хочет оптимизировать свои усилия в обучении (с такими сталкиваемся ежедневно - «вы покажите в учебнике, что мне нужно прочитать, т.к. весь учебник, каких бы размеров он не был - слишком много для меня, да и зачем зря время терять»).
И как Вы знаете, для каждой квалификации есть определенные стандартные требования, которые должны быть выполнены, включая и высшую математику, и физику, и химию, и так Вами не любимую и бесполезную теорию вероятностей. Сразу возникает вопрос - а как можно оценивать риски и, тем более, управлять ими. Такие риски например возникают при плавании в узкостях или при заходе в порт. Особенно для капитана, см. пример тх "Конкордии" или буровой "Кольская".
Эти знания невозможны без знания азов теории вероятностей, без понимания случайности ситуаций из-за случайности их воздействий на судно.
Кроме того, должна быть возможность перехода из ВУЗа в ВУЗ по тем или иным обстоятельствам, при общем сроке обучени за счет бюджета не более 6 лет. А это не может произойти без наличия соответствующих связывающих рамок для разных специальностей. И хочу напомнить, что Болонский проект образования вообще на этом основан.
Высшее образование, кстати, является хоть каким-то ситом для уровня знаний специалистов. Т.к. после окончания средней мореходки и получения диплома СПО, фактически никакого фильтра нет.
Раньше они были, и очень серьезные. Никто не мог по собственному желанию пойти и повысить диплом – нужно было получить рекомендацию с судна (капитан, ст. механик, партийная, комсомольская, профсоюзная организации), от механика-наставника, и то - если существовала потребность пароходства в специалисте с более высоким дипломом. При этом реально сменить пароходство было практически невозможно без наличия рекомендаций по профессии.
А что есть сейчас? Отработал нужный стаж, плати деньги за курсы и получай новый диплом. При этом, как человек работал, какая у него компетентность - толком никто не знает. Когда нам говорят, «а Вы сделайте строгий экзамен», как преподаватели и практики можем ответь лишь одно: далеко не всегда бодро отвечающий на вопросы является хорошим механиком (штурманом), - очень часто совсем наоборот. И это при том, что только в Петербурге несколько десятков круинг-компаний. Конечно, можно было бы пожелать, чтобы в "Положение о дипломировании" добавили еще необходимость отзыва работодателей и их рекомендации, но мы представляем какой поднялся бы шум, да это скорее всего, проблему отбора не решило бы, но все-таки какой-то фильтр.
«Человеческий фактор» требует определенных усилий, как со стороны обучающего, так и со стороны обучаемого. Образование - это не только система знаний, но и формирование личности с набором вполне определенных качеств, при этом специфичных для моряка.
Если смотреть реально на вещи, тот, кто не заканчивает сегодня среднюю школу, или тот, кто не желает получать высшее образование, идут в среднее профессиональное учебное заведение. Это либо «трудный подросток», либо лицо, уже в 17-летнем возрасте оптимизирующее свои трудозатраты на получение квалификации. С высокой степенью вероятности можно считать, что для этих людей, чтобы сформировать из них личность, способную отвечать за своих подчиненных, пассажиров, груз, потребуется гораздо больше усилий и времени, чем для того, кто мечтает о профессии и стремится к знаниям.
Очень хочется, что желание идти на флот начиналось со школьной скамьи. И для тех, кто приходит в учебное заведение с флота и уже понимает и чувствует дефицит в своих знаниях, а не только для получения очередного «сертификата». Нам бы этого очень хотелось. При этом никоим образом не допускаем исключений ни с той, ни с другой стороны. Спорить же о том, что знания предшествуют опыту, а не наоборот – это все равно, что оспаривать известную аксиому, что только умный учится на ошибках других, а дурак ...
Можно согласиться с Донским о том, что надо уметь донести до абитуриентов необходимость учиться.
Это должны сделать в первую очередь родители. Бывают случаи, когда мамы, набрав кредитов, сами требуют от сына переходить на заочное обучение. К сожалению, в настоящее время в РФ иные приоритеты, и другие люди являются "эталоном успешности", а наши принципиальные идеалы, в их понимании, - не более чем рассуждения безнадежно отставших от жизни людей.
Относительно того, что ВУЗы делают деньги на моряках. Во-первых, нет проблем у желающих с поступлением в технический ВУЗ на бюджет, и мы не стремимся к жесткому конкурсу. По закону, заочное обучение - платное и ВУЗы здесь ни причем, т.к. это прописано в законе.
Практика показывает, что обучающиеся на платной основе редко заканчивают ВУЗ очно, чаще все равно вынуждены переходить на заочное. И преподаватели не рады обучать труднообучаемого (кстати, ОНИ также стремятся оптимизировать свои трудозатраты). ВУЗ всегда заинтересован в получении качественного абитуриента.
Наша задача - обучить его, а затем, по требованию ИМО подкорректировать при переходе на более высокий диплом. При этом мы заинтересованы в привлечении действующих моряков к проведению занятий, но, учитывая наши расценки оплаты их труда, таких желающих что-то не находится. При этом привлечение подразумевает самостоятельное создание соответствующего курса на основе модельного курса ИМО, а не «чтение по кем-то заготовленному тексту выступления». А это способен сделать далеко не каждый, даже очень хороший и опытный моряк. Проблему, предположительно, можно решить повышением оплаты, но это будет за счет моряка, а он и так недоволен, что его «обирают».
При переходе с диплома на диплом должно проводиться дополнительное обучение – это требование ИМО, и это было условием признания наших "рабочих дипломов". Оно должно проводиться с использованием, так называемых, модельных курсов (сейчас в ИМО рассматриваются). Есть варианты на не одну сотню часов для получения диплома старшего механика (это как раз касается выпускников средних мореходок нового образца).
Естественно, все это «удовольствие» за счет обучаемого, сколько будет стоить, можно только догадываться, не говоря уже о том, кто это все будет проводить. По крайней мере, если для этих целей нанимать опытного знающего старшего механика (капитана), а «не надоевшего и выжившего из ума профессора», то придется заплатить несколько дороже (зарплата полного профессора в высшей школе 25 тыс. руб - информация для тех, кто полагает что ВУЗы «жируют» за счет моряков).
При этом для перехода с должности третьего на должность второго механика тоже нужно освоить модельный курс. И это тоже информация для размышления тем, кто считает более приемлемым многоступенчатый вариант обучения (всегда коммерческий). Впрочем, может, этим озаботится "борец против ВПО" - Профсоюз моряков - и «продавит» бюджетное финансирование? Было бы интересно, как это у него получится.
Мы полагаем, что Минтранс может, если не пройдет вариант необходимости высшего образования для получения диплома уровня управления, потребовать изменения существующего "Положения", т.е. одинаковых курсов для выпускников средних мореходок и для академий. Т.е. курсы будут существенно отличаться и, как мы сказали, за счет обучаемого. И он будет прав, как морская Администрация РФ, которая ответственна за безопасность судоходства и мореплавания.
Последние аварийные события показывают, что нужно очень серьезно заниматься «человеческим фактором» - иначе будет перманентная "Булгария и Кольская". Таким образом, здесь заложен очень серьезный «аргумент» для оппозиции противникам высшего образования.
А морские Академии и Университеты водного транспорта, по определению их сути, гораздо больше заинтересованы в получении качественного абитуриента, стремящегося получить высокую квалификацию, не хуже прежней - советской. И хорошо бы проводить его обучение на бюджетной основе, это для всех лучше, чем «обирать бедных моряков». Почему ВУЗу нужен именно бюджетный вариант? Потому что в этом случае будет конкурс знаний, первичных навыков к труду и устремлений молодого человека, а не соревнование денег родителей.
Ну и совсем лирика – "человек всегда стремился к знаниям и это основа его развития, а когда он сопротивляется этому, то это говорит лишь о его деградации и как человека и как специалиста – работника".
А.Никитин
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|
В подводном парке "Янтарный" в преддверии Дня водолаза открылся первый сезон 20:11 , 05 Мая 2024 / события |
Потерявший ход в проливе Дарданеллы танкер отбуксирован на стоянку 11:02 , 04 Мая 2024 / аварийность и чп |
В Мурманске ищут подрядчика на капремонт спасательного буксира "Микула" 10:45 , 04 Мая 2024 / судоремонт |
Первый якорь Холла для атомного ледокола проекта 22220 готов к отправке 21:05 , 03 Мая 2024 / события |
4 мая на смену буксирам в Архангельске приходят пассажирские теплоходы 18:24 , 03 Мая 2024 / судоходство |
Россия и Азербайджан намерены развивать инфраструктуру МТК "Север - Юг" 17:05 , 03 Мая 2024 / события |