реклама

Исполнилось сто лет доку им. П.И. Велещинского на Кронштадтском Морском заводе

1 4433 10 мин
В июле 2014 года отмечает свое столетие самый молодой док Кронштадтского Морского завода и один из крупнейших исторических сухих доков в России – док им. П.И. Велещинского.*
Это не первое имя дока. Он получил его между 1920 и 1922 гг., после окончательного утверждения власти большевиков. Первоначально сухой док, открытый 13-го (по старому стилю 1-го) июля 1914 года, назывался имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича. По своим впечатляющим размерам он стал самым крупным доком в России и одним из самых больших в мире: длина части, где устанавливаются суда, составляла 750 футов (228,6 м), средняя ширина входа – 120 футов (36,58 м), глубина на пороге, считая от ординара – 35 футов (10,67 м).

Проект дока был разработан инспектором морской строительной части Владимиром Петровичем Шаверновским (1872-1944), до революции служившим главным инженер-строителем кронштадтского порта. В.П. Шаверновский пользовался большим авторитетом как архитектор и инженер.** Строительные работы велись под общим руководством Главного инженер-строителя кронштадтского порта инженера генерал-лейтенанта Б.А. Берга.***

Начало работ по постройке дока благословил образом св. Алексия, митрополита Московского, митрофорный протоиерей о. Иоанн Ильич Сергиев (Иоанн Кронштадтский). На тыльной стороне образа он собственноручно начертал: "Именем Господа благословляю начало работ по постройке нового сухого аварийного дока и всех производящих постройку. Кронштадт. Протоиерей Иоанн Сергиев, 20 мая 1908 года".

Работы по сооружению дока продолжались шесть лет – с 1908 по 1914 год. Стоимость дока со всеми вспомогательными работами и оборудованием обошлась казне в 5 млн. рублей.

Док – весьма непростое для своего времени техническое сооружение, потребовавшее от проектировщиков и строителей неожиданных решений.

Место, выбранное для постройки, представляло собой часть мелководного залива, прилегающего к дамбе около Военной гавани кронштадтского порта. Строители сделали две перемычки. Одна оградила от залива место будущего котлована, и позволила откачать воду внутри ограждения. Земля, полученная в результате рытья котлована, послужила для создания насыпной территории вокруг дока, на которой позже построили мастерские и вспомогательные сооружения.

Вторая, глубоководная, перемычка защитила котлован со стороны Лесной гавани. Для сооружения обеих перемычек в большом количестве использовался насыпной песок, что было новшеством для того времени. Применение песка для заполнения перемычек было идеей главного инспектора морской строительной части инженер-генерала С.К. Будзынского.****

Проведение земляных работ также не представляло собой простого дела, а потребовало от инженеров и строителей использования остроумных решений и по тем временам самых мощных строительных аппаратов – экскаваторов и насосов. Общий объем выкопанной земли составил почти 450 тыс. куб. метров, глубина котлована в некоторых местах достигала 20 м. Ко времени окончания котлованных работ началось производство каменной кладки днища и стен дока. Объем каменной кладки составил 78 673 куб. м, объем гранитной облицовки стенок и днища дока – 4 856 куб. м. Колотый гранит доставлялся в Кронштадт из Финляндии парусными судами. Выгрузка камня производилась с помощью особых паровых кранов. По обе стороны котлована были устроены рельсовые спуски. Камень доставлялся непосредственно до места облицовки вагонетками – платформами.

На облицовку шлюзной части, перекрытий уступов стен и на лестницы дока был использован штучный гранитный камень. На остальные части доковых стен использовался валунный гранит. Облицовка из гранита дала доку необыкновенную прочность и долговечность. Док почти без пауз эксплуатируется и по сей день.

***

Постройка дока стала знаменательным событием всероссийского масштаба. Он был торжественно освящен и открыт в присутствии их Императорских Величеств Николая II и Александры Федоровны, а также их августейших дочерей. На торжество раздавались особые приглашения. С 9 часов утра 13-го июля 1914 года публика направлялась к новому доку двумя путями: в экипажах по Петровской улице и в Петровский парк, где желающим были предоставлены портовые суда для доставки на место церемонии. Самые важные участники торжества прибывали морским путем из Санкт-Петербурга. Без четверти десять в гавань напротив Петровской пристани вошла яхта «Нева», на которой прибыли морской министр генерал-адъютант И.К. Григорович, военный министр генерал В.А. Сухомлинов, министр внутренних дел гофмейстер Н.А. Маклаков и другие высшие руководители армии и флота Российской империи. На катере их встречали главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Р.Н. Вирен и начальник штаба порта контр-адмирал А.Г. Бутаков. Все вместе, морской министр с делегацией и встречавшие, на катерах отбыли к новому доку.

Тем временем на крейсере "Рюрик" прибыл командующий морскими силами Балтийского моря адмирал Н.О. фон Эссен (1860-1915).

Наконец на исходе 11-го часа на малый кронштадтский рейд пришла из Петергофа императорская яхта "Александрия", и вскоре в гавань вошел катер "Петергоф" под брейд-вымпелом императора. Катер подошел к пристани Пароходного завода. Император и его семья сошли на пристань ровно в 11 часов и в сопровождении министров, свиты и адъютантов прошли к воротам дока.

Обширная территория Алексеевского дока была празднично украшена. По сторонам дока водружены высокие мачты с развевающимися флагами, увенчанные золотыми изображениями государственного герба. Линия очертаний дока окаймлялась шпалерами морских и сухопутных команд, там же выстроились ученики корабля-школы и воспитанники кронштадтских школ и приютов.

По обе стороны ворот дока были сооружены две изящные беседки: в одной выставили планы, чертежи, образцы материалов и сведения о строительных работах, другую убрали цветами, она предназначалась для императора и его семьи. У царской беседки приготовили аналой для служения молебна. Церковную утварь и облачения предоставил для церемонии Кронштадтский Морской собор.

Пока император обходил док, слушая подробный рассказ морского министра И.К. Григоровича и строителя дока В.П. Шаверновского о ходе его постройки, в док через широкие клинкеты была пущена вода. При обходе дока Николай II тепло здоровался с воинскими командами, построенными вокруг. Задержавшись у шеренг детского батальона, государь проговорил: "Здорово мальчики!". Ответом на императорское приветствие было дружное "Здравия желаем, Ваше императорское Величество!" и крики "Ура!"

Затем состоялся молебен. Службу сопровождало пение хора Морского собора, облачившегося в парадные одежды. После окропления дока святой водой, церемония освящения завершилась.

Огромный док наполнился водой за 50 минут. Настал торжественный момент его открытия. Ровно в полдень императрица Александра Федоровна, приняв из рук морского министра топорик, перерубила синюю шелковую ленту, символически соединявшую стенки дока. Грянул государственный гимн, а стоявший у входа в док крейсер "Рюрик" расцветился флагами.

После того как из батопорта откачали воду и с помощью портовых буксиров отвели в сторону, наступил момент торжественного входа в док крейсера "Рюрик". Как писал присутствовавший на церемонии корреспондент "Кронштадтского вестника": "…крейсер, носящий имя праотца правителей земли Русской, медленно и плавно вошел в док, посвященный имени юнаго наследника Престола. Свободно поместившаяся в котловине дока громада корабля, наглядно показала то свободное пространство, которое может быть использовано для будущих морских гигантов".

Около половины второго под громкое "Ура!" расчувствовавшейся публики и войск, императорский катер покинул гавань Кронштадтского завода.

Открытие нового дока состоялось менее чем за три недели до начала Первой мировой войны. Ничто внешне не омрачало праздник и всеобщее приподнятое настроение. А между тем к этому дню кризис, вызвавший мировое столкновение и последующую гибель российской империи и ее тысячелетнего уклада, был уже в самом разгаре. Две недели прошло со дня сараевского убийства наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда; менее через неделю в Кронштадт на корабле прибудет президент Франции Р. Пуанкаре, с которым император в Петергофе будет обсуждать планы военного взаимодействия против Германии и ее союзников. Через две недели Австро-Венгрия предъявит Сербии ультиматум, а Россия объявит мобилизацию.

***

Док цесаревича Алексея – им. П.И. Велещинского – сооружение монументальное, кажется, построенное на века. Вот уже 100 лет он непрерывно принимает корабли, и фактически только раз находился на ремонте.

В Первую мировую войну в доке латали пробоины, ремонтировали котлы и механизмы, меняли стволы орудий линкоры "Андрей Первозванный", "Севастополь", крейсеры "Богатырь", "Рюрик". Работы в доке велись круглосуточно. В годы революции и гражданской войны доковались корабли, вернувшиеся в Кронштадт из Ледового похода.

Большие испытания выпали доку в годы Великой Отечественной войны.

Одно из самых уязвимых мест сухого дока – его батопорт. Повреждение батопорта делает невозможным его осушение и наполнение водой, и превращает док в бесполезную для судоремонта емкость. Защита единственного батопорта (док им. П.И. Велещинского запасного батопорта не имел), – одна из главных проблем обеспечения функционирования дока. Летом 1941 г. во время гитлеровского наступления на Ленинград и интенсивных бомбардировок Кронштадта, по совету академика А. Н. Крылова на палубу докового батопорта уложили броневые плиты, из тех, что предназначались для строящихся крейсеров. Своевременные меры защиты позволили уберечь док от разрушений, хотя он многократно оказывался мишенью для вражеских бомбардировок и артобстрелов: на его территории насчитали не менее полутора десятков прямых попаданий.

С доком связано немало драматических эпизодов. Уже в первую неделю войны на Морской завод стали возвращаться корабли с боевыми повреждениями. Первым 27 июня 1941 г. вернулся крейсер «Максим Горький». Подрыв мины оторвал его носовую оконечность по первую башню главного калибра. Разрушенный крейсер был введен в док. После осмотра было решено его восстановить, построив новую носовую оконечность, а затем пристыковать ее в доке.

Пока в Ленинграде на заводе № 189 срочно изготавливали новую носовую часть, в доке произвели обрезку и зачистку рваных участков обшивки и набора корпуса, определили места пристыковки новой носовой оконечности, произвели ремонт поврежденных участков корпуса. Закончив подготовительные ремонтные работы, корабль вывели из дока, и поставили носом к стенке завода.

В ночь с 20 на 21 июля 1941 г. 150-тонную носовую оконечность прибуксировали в Кронштадт, и на спусковых салазках ввели в док. Затем в док вновь вошел и сам поврежденный крейсер. После откачки воды носовой отсек подтянули, состыковали с кораблем и заклепали. Сооруженный над доком брезентовый шатер полностью закрыл носовую часть корабля и обеспечил светомаскировку при проведении сварочных и газорезательных работ. Во время ремонта выправили кромки лопастей левого гребного винта, смонтировали размагничивающее устройство, поменяли артиллерийское вооружение. 2 августа 1941 года корабль вывели из дока для проверки механизмов и проведения ходовых испытаний. В целом, на восстановление крейсера "Максим Горький" ушло 43 дня.

Как и другие доки завода, док им. П.И. Велещинского получил во время войны серьезные повреждения – его камеры имели выпучины и выбоины стенок, фильтровали воду, затворы и инженерные сети требовали ремонта. Док работал с большим напряжением, а ремонт его из года в год откладывался, хотя в 1949 году специальным постановлением правительства предусматривалось срочное восстановление сухих доков и слипов ВМС.

Док долгое время оставался единственным на Морском заводе, где имелось крановое оборудование. На нем установили 15-тонный кран "Сан Галли", он был смонтирован в 1950 г., и 40-тонный кран "Вашингтон".
После войны док продолжал исправно нести свою службу, принимая для ремонта самые крупные корабли и суда. В конце пятидесятых годов в нем доковался первый в мире атомный ледокол "Ленин". В 1960-е годы регулярно проходила ремонт гигантская китобаза "Юрий Долгорукий".

С 1980-х годов через док им. П.И. Велещинского прошли громадные "Орланы" – тяжелые атомные ракетные крейсеры (ТАРКР) проекта 1144, длиной 251,1 м, шириной 28,5 м, высотой 59 м и осадкой 10,3 м.

Самый первый Орлан крейсер "КИРОВ" прибыл в состав надводных ударных сил флота в декабре 1980 г, и в период с 30 мая по 13 июля того же года стоял в доке им. П.И. Велещинского.

По воспоминаниям очевидцев, его удалось с большим трудом протиснуть сквозь ворота Средней гавани в Лесную гавань Морского завода.

Постановка в док началась 29 мая и заняла около тридцати часов. Это была сложнейшая операция. За это время швартовные команды корабля проявили исключительное мужество, высокую морскую и общефизическую подготовку, а командование корабля – ювелирную работу.

Корабль удалось поставить в док, имея между килем и порогом батопорта минимальный зазор. Доковые работы и заводские испытания продолжались до 13 июля 1980 г.

В 1980-е годы док принимал второй и третий Орланы – "Фрунзе" (с 1992 г. – Адмирал Лазарев) и "Калинин" (с 1992 г. – Адмирал Нахимов), а с конца 1990-х годов – четвёртый по счёту и единственный в строю ТАРКР "Петр Великий", флагман ВМФ России. На сегодняшний день он считается самым мощным и защищенным надводным кораблем в мире.

В 2000-е док помещает для доковых работ такие крупные корабли как ледокол "50 лет Победы", на сегодняшний день крупнейший в мире.

В дни своего столетнего юбилея док продолжает функционировать, принимая военные и гражданские корабли и суда. Впечатляющие размеры дока, позволяющие ремонтировать тяжелые авианосцы, в начале 2000-х вызвали к жизни идею создания на территории Кронштадтского морского завода центра судостроения и судоремонта крупнотоннажных кораблей.

Сейчас в планах Кронштадтского Морского завода – проведение коренной реконструкции и модернизации исторического дока. Предполагается возвести над ним крышу, превратив его в эллинг. Внутри установят козловой кран большой грузоподъемности. Доковые службы насытят современным оборудованием, построят складские зоны, организуют выверенную логистическую систему.

Док им. П.И. Велещинского – самый крупный сухой док на Кронштадтском морском заводе. Помимо него у завода имеются еще четыре исторических дока. Самый старший – док Петра Первого, построенный по проекту первого императора России в 1719-1752 гг., док им. М.А. Сургина, построенный в 1830-1846 гг. императором Николаем Первым, док "Памяти 3-х эсминцев", построенный при императоре Александре Втором в 1860-1876 гг. и док им. Ф.В. Митрофанова, начатый при императоре Александре Третьем и законченный при его сыне Николае Втором. За исключением дока Петра Первого, который передается городу на музейно-культурные цели, все остальные доки – действующие. Таким образом, у Кронштадтского морского завода собрана крупнейшая коллекция сухих доков в стране, каждый из которых представляет собой большую историческую ценность, а все вместе они привлекают интерес к самому заводу – одному из старейших судоремонтных заводов России (основан в 1858 году), доков и цехов которого не миновал ни один боевой корабль русского, советского, российского Балтийского флота.
 
Примечания:

* Павел Иоганович Велещинский (1889 – 1919) – молодой рабочий кронштадтского Пароходного завода, в составе отряда добровольцев погибший в одном из боев за установление Советской власти 19 октября 1919 года у деревни Усть-Рудицы около Ораниенбаума (Ломоносовский район Санкт-Петербурга).

** Помимо Алексеевского дока, он участвовал в проектировании Морского Собора св. Николая Чудотворца и часовни церкви Богоявления Господня, проектировал здания. Кроме того, именно ему принадлежат проекты будущих первых советских электростанций на Свири и Волхове, а также проект модернизации канализационной системы в Кронштадте (проект не был реализован, старая деревянная канализация была заменена на только в 1936 году). После революции В.П. Шаверновский эмигрировал в Польшу, где продолжал проектировать военные и гражданские сооружения.

*** Борис Александрович Берг (1858 - ок. 1932, Ленинград), потомственный военный инженер, генерал-лейтенант (1914), начальник управления морской строительной частью Морского министерства, профессор Николаевской инженерной академии в С.-Петербурге.
 
**** Станислав Константинович Будзынский ( 1848 - ?) военный инженер, генерал-лейтенант (1904).


Автор: Г.Надеждин



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич, 17.07.2014, 11:02Вот такое Инженерное Сооружение до исторического материализма смогли построить. А сейчас только заявления о строительстве сухих доков то тут, то там заявляют, да деньги отпущенные разворовывают и ничего, кроме частного аэродрома у дамбы (аккурат - на территории, выделенной для переезда Адмиралтейских верфей) не получается.
Свежие новости