реклама

Александр Петров: "История должна быть в максимальной доступности"

В сентябре этого года два морских символа Петербурга крейсер "Аврора" и ледокол "Красин" встретились в одном доке Кронштадтского морского завода. О стратегии по преображению "Авроры" говорили много: специалисты, военные, общественные организации и даже политические партии. Собственно, реализованный результат мы увидим в 2016 году, во всяком случае, по планам тогда ее планируют открыть для первых посетителей.
Что касается "Красина", то его ремонт прошел несколько скромнее, да и торжественная часть с информационным сопровождением была поменьше. Однако, ледокол заслуживает не меньшего внимания, нежели крейсер "Аврора" – в 2017 году "Красину" исполнится 100 лет. О подготовке к юбилею, а также о ближайших планах мы поговорили с директором филиала Музея Мирового океана в Петербурге "Ледокол "Красин" Александром Петровым.

В ходе последнего ремонта какие работы проводились на "Красине", какие задачи стояли?

Собственно, основная задача была одна — очистка и окраска подводной части корпуса, включая перо руля, надстройки судна, фальштрубы, питьевых, мытьевых и других танков, палубных механизмов, кингстонных ящиков и других механизмов. Работы выполняла петербургская компания ООО "Кросс" в доке Кронштадтского морского завода. Применяемые лакокрасочные материалы были только отечественного производства "НПО 812".
20 сентября ледокол ушел в Кронштадт и ровно через месяц должен был вернуться к стенке на Набережной лейтенанта Шмидта. Однако, как уже широко известно, "Красину" помешала "Аврора". Из-за того, что на крейсере не могли завершить необходимые работы для вывода его из дока – нам пришлось задержаться. Почти на месяц. В результате вернулись мы на свое место только 28 ноября.

Какие-то сложности, помимо задержки с выводом из дока, во время ремонта возникали?

Были некоторые трудности с требованиям Регистра судоходства. Дело в том, что подводная часть корпуса судна клепаная. Из-за почетного возраста ледокола и того, что не так давно "Красин" еще ходил по льдам, некоторые шляпки заклепок стерлись. По требованиям РС шляпки заклепок должны "держать" листы обшивки. Конечно, правила правилами, но в Регистре тоже понимают, что в ближайшее время "Красин" во льды не пойдет, поэтому подходят к нам с пониманием. В результате ограничились требованием восстановить шляпки некоторых заклепок, которые были совсем в ненадлежащем состоянии.
Тем не менее проблема классификации музейных судов существует. Пока РС к нам подходит с правилами ледокольного судна, а это значит – обязательное докование раз в 6 лет, необходимый набор спасжилетов по количеству присутствующих людей, необходимый арсенал спасательных шлюпок и плотов и так далее.
Например, в экипаже "Красина" вместе с научными сотрудниками 47 человек, все они одновременно на борту не присутствуют. Помимо этого, у нас в музейные дни одновременно идет 4-6 экскурсий по 25 человек – это условно еще 100 человек. Значит, по правилам на борту должно быть 150 спасательных жилетов?
В вечернее время летом у нас открывается свободное хождение по палубе. Вот 300 человек гуляют по ледоколу плюс вахтенные – еще до 20 человек, итого получается 320. А через 40 минут все 300 человек сошли и на судне осталось только 20, но жилетов должно быть все равно 320?
Не лучше ситуация со спускаемым средством – ведь за то время пока мы будем спускать шлюпку, все 320 человек преспокойно сойдут по трапу на берег. Не спорю, требования правильные, но не для судна-музея, которое стоит у стенки. Даже сейчас "Красин" не может им соответствовать.
Министерство культуры и Министерство транспорта должны совместно выработать какие-то нормативы для подобных судов. Конечно, тут есть и свои сложности. Взять "Красин" и ту же "Аврору", у которой вся подводная часть корпуса новодельная, вот как к ним подходить с одинаковыми требованиями?
 
"Красин" в доке КМОЛЗ / Корабел.ру

Задержка в доке оказала серьезное влияние на работу "Красина"?

Конечно. С конца июля мы начали подготовку к постановку в док, а с середины сентября уже не работали. Потом в доке стояли на месяц больше, чем запланировали. Все это вылилось в потерю посетителей, что в конечном счете могло отразиться на финансировании и на заработной плате сотрудников. Поэтому здорово, что нас выручил Музей Мирового океана. Хотелось бы отдельное спасибо сказать его генеральному директору Светлане Геннадьевне Сивковой за ту помощь, которую она нам оказала и оказывает.

Есть планы по изменению музейной экспозиции?

В данный момент у нас идет работа по постепенному улучшению музейной экспозиции. Некоторые витрины будут заменены, увеличены, приобретут современный вид и станут более наглядными. Тем самым мы сможем интереснее и богаче насытить их экспонатами. Что касается самих экспонатов, то 100% в нашу экспозицию будут добавлены модели ледоколов для демонстрации ледовой проводки. Наверняка найдет свое место модель "Святогора" – в том виде, в котором наш ледокол сошел со стапелей верфи в Ньюкасле. Пока у нас присутствует только модель "Красина", но она несколько отличается от первоначального варианта.
Кроме того, с английской стороной ведутся переговоры о предоставлении нам на время празднования столетнего юбилея "Красина" в 2017 году родной построечной модели судна. Думаю, нам пойдут на встречу, тем более на мероприятии наверняка будут присутствовать коронованные особы.
Возвращение "Красина" / Корабел.ру

А вообще какие мероприятия намечены к столетнему юбилею?

Столетний юбилей корабля – это всегда уникальное событие. И потом, мы – единственный ледокол такого возраста, который находится на плаву – подобных аналогов нет во всем мире. Поэтому к столетию "Красина" будет приковано особое внимание.
Весной к нам приезжала королева Великобритании, и она была восхищена в каком состоянии находится столетнее судно, наверняка, посетит нас в 2017 году.
В планах к 2017 году полностью поменять палубный настил, который уже пришел в негодность. Музейную деятельность на время ремонтных работ мы прерывать не планируем, замена будет производиться частями. При этом из наиболее сохранившихся частей будет собрана настил палубы в носовой части судна, так, что частичка истории останется.
Кроме того, в этом году нас ждет не менее важная дата – 70-летие Победы. Ведь у "Красина" присутствует немалая военная история. Изначально "Святогор" строился, как вспомогательное судно российского военного флота, он вошел в состав флотилии Северного ледовитого океана, ходил под Андреевским флагом. И потом, как мы знаем, именно зенитными расчетами нашего ледокола были сбиты два немецких торпедоносца во время сопровождения каравана PQ-15.
Сейчас мы ведем переговоры с Артиллерийским музеем, чтобы нам во временную экспозицию передали зенитные орудия, такие же, которые стояли на корабле во время ВОВ.
Кроме того, летом прошлого года в Пензе нашлись члены семьи старшего механика "Святогора", того самого, что открыл кингстоны и затопил судно в 1919 году, чтобы перекрыть путь кораблям английских интервентов в Архангельск. У них в семье хранится родной барометр со "Святогора", который они согласились отдать нам в музей. Поэтому летом 2015 года мы поедем в Пензу, чтобы в торжественной обстановке принять этот барометр.

Юбилейные книги планируете к изданию?

Сейчас у нас готов к изданию фотоальбом по истории "Красина". Но это плановая работа, просто так получается, что его издание возможно будет приурочено к столетию ледокола. "Возможно", потому что пока стоит вопрос с финансированием.
Сейчас у отечественных музеев существует определенная мода на участие в коммерческих проектах, будь то проведение фотосессий или даже банкетов и свадьб. Не планируете развивать это направление у себя?
Судно, как мы помним, объект повышенной опасности. А любое праздничное мероприятие связано с тем, что женщины должны выглядеть красиво, а это бальные платья и высокие каблуки. Судно и все эти вещи несовместимы. Потом, раз мероприятие торжественное хотя бы по чуть-чуть алкогольных напитков нужно. Употребление спиртного в учреждении культуры, тем более в музее чревато – мы не кафе. Поэтому с подобными коммерческими проектами мы не связываемся.
Другое дело – проведение различных конференций, совещаний, сборов. Но тут мы тоже стараемся подходить дифференцировано. Основная масса наших партнеров – научные или околонаучные общества, которые также находятся на дотации. Например, смешно брать деньги с ветеранов Полярных конвоев или за проведение заседания клуба адмиралов.

Цены на входные билеты повышаться не будут?

Пока об этом разговоров нет. Понимаете, история должна быть в максимальной доступности. Казалось бы, цена на билет не такая высокая, и ее без проблем можно поднять. Причем нам даже выгоднее принять одну дорогостоящую экскурсию в день и заработать при этом столько же денег, сколько мы получаем за целый день работы сегодня. Но есть целая категория льготных граждан: пенсионеры, школьники, автоматически поднимется цена и для них. Мы не можем себе позволить заработать, ограничив возможность посещать "Красин". Музей по определению должен быть дотационным, чтобы быть доступным для всех.

Беседовал Владислав Букин
"Кронштадтский морской завод", АО
Кронштадт
+7 (812) 435-21-01
"НПО 812", ООО
+7(812)970-67-46
"Кросс", ООО
+7(812)646-75-16



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 22.01.2015, 15:39"НПО 812" - это не марка краски, а завод производитель.
РС не подходит к "Красину" с правилами ледокольного судна, т.к. ледокольного класса у "Красина" нет. Его Класс "КМ*L2 [1] R3"
Вопрос с требованиями в отношении количества спасательных средств и прочего оборудования проблемой не является и решается в рамках существующих Правил РС применительно к каждому музейному судну. И уж точно не требует какой-то бредовой "совместной выработки нормативов Минкульта и Минтранса". Существующая нормативная база вполне позволяет решать данный вопрос. Просто над этим нужно работать.
Этого может не знать директор музея. Но данная статья все-таки на Корабеле...
Свежие новости