Ровно 115 лет тому назад, в мае 1889 года, были спущены на воду первые собранные во Владивостоке боевые корабли.
История эта началась еще в 1859 году, когда австрийский офицер Иоган Блаж ЛУПИС продемонстрировал императору Австро-Венгрии плавучий снаряд, предназначенный для защиты морского побережья. Винт шестиметрового снаряда приводился в движение сжатым воздухом, а управление им производилось с берега с помощью тросиков. Для доработки имперский Генштаб передал изделие венскому филиалу итальянской фирмы "Стабилименте техника Фьюмано". Его директор УАЙТХЕД сам уселся за чертежную доску. Для управления рулями снаряда он применил гироскопы. Так появилось на свет новое оружие боевых кораблей - торпеда. В 1869 году ее принял на вооружение Австро-венгерский флот, а позднее другие страны. В русском флоте торпеды впервые применили катера лейтенанта Степана МАКАРОВА во время русско-турецкой войны. Так появился новый класс боевых кораблей - миноносцы, чьим главным оружием стали торпеды.
В России строительством миноносцев занимался Невский завод в Петербурге. На нем и были построены корабли, которым предстояло путешествие на Дальний Восток. Длина каждого была 126 футов, ширина 15 футов, а водоизмещение немногим более 100 тонн. Испытания показали, что их максимальная скорость не превышает 20 узлов. Но, идя экономическим ходом 13 узлов и имея полный запас угля в 17 с половиной тонн, они способны совершить переход в 2000 миль.
Корабли были вооружены двумя носовыми минными пушками. Термин "торпедный аппарат" в российском флоте не применялся, а торпеды назывались самодвижущимися минами, потому и корабли получили название миноносцев. К ним полагалось по четыре 19-футовых мины Уайтхеда. Кроме того, на тогдашнем миноносце были установлены по две 37-миллиметровых скорострельных пушки ГОЧКИСА. Экипаж состоял из 3 офицеров и 15 человек команды. Трюм корабля разделяли 8 водонепроницаемых перегородок. Суда имели опреснительную установку конструкции КОРМАНДИ.
После всех испытаний и проверок миноносцы разобрали, а 3 сентября 1888 года отправили на Дальний Восток. И уже через месяц газета "Владивосток" сообщила своим читателям: "Английский пароход "Альберт" бросил якорь в бухте Золотой Рог. Он доставил 1620 тонн казенных грузов, в числе которых 2 миноносца для Сибирской флотилии "Янчихэ" и "Сучена".
Части миноносцев на плашкоутах доставили в Новый порт, и мастеровые приступили к сборке. Всю зиму под наблюдением главного инженера порта велись работы. Дело было новым, но к маю закончили и окраску. В мастерские прибыл командир Владивостокского порта контр-адмирал ЕРМАЛАЕВ. Гости и рабочие замерли в ожидании. А теперь снова дадим слово журналисту, писавшему в 1889 году: "В 8 часов 53 минуты по команде "Задержки вон!" нажали домкраты, и миноносец "Сучена" плавно сошел на воду; вслед за тем, в 8 часов 58 минут, точно так же спустили и "Янчихе". В 9 часов 13 минут все было кончено, и миноносцы вступили в семью Сибирской флотилии".
Уже летом миноносцы приняли на себя защиту южных котиковых лежбищ от браконьеров. А механические мастерские Нового порта продолжали сборку прибывающих на пароходах Добровольного флота из Петербурга миноносцев Невского завода. На эти кораблики и ляжет основная тяжесть защиты побережья Приморья и Владивостока в 1904 году, во время русско-японской войны. Но это совсем другая история...
История эта началась еще в 1859 году, когда австрийский офицер Иоган Блаж ЛУПИС продемонстрировал императору Австро-Венгрии плавучий снаряд, предназначенный для защиты морского побережья. Винт шестиметрового снаряда приводился в движение сжатым воздухом, а управление им производилось с берега с помощью тросиков. Для доработки имперский Генштаб передал изделие венскому филиалу итальянской фирмы "Стабилименте техника Фьюмано". Его директор УАЙТХЕД сам уселся за чертежную доску. Для управления рулями снаряда он применил гироскопы. Так появилось на свет новое оружие боевых кораблей - торпеда. В 1869 году ее принял на вооружение Австро-венгерский флот, а позднее другие страны. В русском флоте торпеды впервые применили катера лейтенанта Степана МАКАРОВА во время русско-турецкой войны. Так появился новый класс боевых кораблей - миноносцы, чьим главным оружием стали торпеды.
В России строительством миноносцев занимался Невский завод в Петербурге. На нем и были построены корабли, которым предстояло путешествие на Дальний Восток. Длина каждого была 126 футов, ширина 15 футов, а водоизмещение немногим более 100 тонн. Испытания показали, что их максимальная скорость не превышает 20 узлов. Но, идя экономическим ходом 13 узлов и имея полный запас угля в 17 с половиной тонн, они способны совершить переход в 2000 миль.
Корабли были вооружены двумя носовыми минными пушками. Термин "торпедный аппарат" в российском флоте не применялся, а торпеды назывались самодвижущимися минами, потому и корабли получили название миноносцев. К ним полагалось по четыре 19-футовых мины Уайтхеда. Кроме того, на тогдашнем миноносце были установлены по две 37-миллиметровых скорострельных пушки ГОЧКИСА. Экипаж состоял из 3 офицеров и 15 человек команды. Трюм корабля разделяли 8 водонепроницаемых перегородок. Суда имели опреснительную установку конструкции КОРМАНДИ.
После всех испытаний и проверок миноносцы разобрали, а 3 сентября 1888 года отправили на Дальний Восток. И уже через месяц газета "Владивосток" сообщила своим читателям: "Английский пароход "Альберт" бросил якорь в бухте Золотой Рог. Он доставил 1620 тонн казенных грузов, в числе которых 2 миноносца для Сибирской флотилии "Янчихэ" и "Сучена".
Части миноносцев на плашкоутах доставили в Новый порт, и мастеровые приступили к сборке. Всю зиму под наблюдением главного инженера порта велись работы. Дело было новым, но к маю закончили и окраску. В мастерские прибыл командир Владивостокского порта контр-адмирал ЕРМАЛАЕВ. Гости и рабочие замерли в ожидании. А теперь снова дадим слово журналисту, писавшему в 1889 году: "В 8 часов 53 минуты по команде "Задержки вон!" нажали домкраты, и миноносец "Сучена" плавно сошел на воду; вслед за тем, в 8 часов 58 минут, точно так же спустили и "Янчихе". В 9 часов 13 минут все было кончено, и миноносцы вступили в семью Сибирской флотилии".
Уже летом миноносцы приняли на себя защиту южных котиковых лежбищ от браконьеров. А механические мастерские Нового порта продолжали сборку прибывающих на пароходах Добровольного флота из Петербурга миноносцев Невского завода. На эти кораблики и ляжет основная тяжесть защиты побережья Приморья и Владивостока в 1904 году, во время русско-японской войны. Но это совсем другая история...