Группа ведущих специалистов Херсонского судостроительного завода (ХСЗ) недавно вернулась из командировки в Норвегию, где провела переговоры о дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве. Результатом этой поездки стало подписание контракта на строительство в Херсоне еще двух судов-рефрижераторов. Херсонским специалистам удалось побывать на четырех верфях этой северной страны, где знают толк в судоходстве и судостроении. Своими впечатлениями о поездке они поделились с корреспондентом Украинской транспортной газеты «Моряк».
Херсонские судостроители получили заказ на постройку двух судов-рефрижераторов
Херсонские судостроители получили заказ на постройку двух судов-рефрижераторов
Страна мореплавателей
– Норвегия – родина великих мореходов. Музеи истории судоходства здесь всюду, – рассказывает директор по экономике ХСЗ Олег Федак. – Как «живой» стоит на берегу под навесом знаменитый «Фрам», на котором состоялась ледовая экспедиция Нансена. По его палубам можно пройти и сегодня, заглянув в рубки и кубрики. Все отлично сохраняется. В других павильонах стоят суда Тура Хейердала – легендарные «Кон-Тики» и «Ра-II». Реквизиты путешествий норвежских исследователей в отличном состоянии. Здесь есть даже отдельный музей кораблей викингов. Поразительно, но «драконы», пролежавшие в земле тысячу лет, выглядят, как новые…
Скандинавы полагают, что по своему нраву и темпераменту датчанин – это француз Скандинавии, швед – англичанин, норвежец – русский. Возможно поэтому, нашу делегацию принимали особенно радушно. Тем более, что одна из дочерей Ярослава Мудрого была королевой Норвегии. Но для многих жителей этой страны все бывшие граждане СССР по-прежнему остаются «русскими»…
На «автопилоте»
В этой благополучной и сытой стране, пожалуй, больше всего удивляют высокие цены. Очень дорогие продукты. Обед в аэропорту Осло обошелся нашим командированным в 83 доллара, а взяли-то каждый по одному блюду.
Выяснилось, что и налоги здесь немаленькие. Преемники викингов и трудятся намного интенсивнее нас. Рабочий день на верфях начинается в 7.30. На обед отводится ровно…26 минут. Ни больше – ни меньше. Почему столько? Отвечают: мы регистрируем каждую минуту, за неделю должно набежать рабочего времени на 37 часов 30 минут.
– По минутам все расписано и в технологических процессах, – продолжает Олег Федак. – По крайней мере, на верфях города Алесунд рабочий день начинается без раскачек и «проволочек». На производственных участках – немноголюдно. Такое впечатление, что верфи работают на «автопилоте». Не видно и вспомогательного персонала. К примеру, за пультом управления крана – один рабочий, а второй – принимает груз. Что такое «стропальщик», здесь не знают. Большинство рабочих владеет несколькими профессиями. Полная взаимозаменяемость.
«А что значит аврал?»
Главная фигура на норвежской верфи – мастер. Он решает, практически, все вопросы. И всегда держит связь с менеджером проекта. Каждая технологическая операция отслеживается на мониторе компьютера.
– Слова «аврал» здесь вообще не знают, – говорит Олег Купянский. – Никакой суеты не наблюдалось даже возле сдаточных заказов! Только мигающие мониторы и панели рулевой рубки напоминали о скором выходе судна в море. Спокойно, размеренно люди занимались своим делом. И, конечно же, здесь невозможна ситуация, когда переборку с одной стороны рихтуют, с другой – красят, а сверху поливают водой испытатели…
Обходятся без ОТК
Наши специалисты утверждают, что норвежские верфи «снимают сливки» с пароходов, то есть, специализируются исключительно на достройке полнокомплектных судов.
– Как правило, они небольших размеров (до 130 метров) и небольших серий, – уточняет главный технолог Олег Купянский. – Целевое назначение – суда прибрежного плавания, специализированные снабженцы. Корпуса и блоки для них строятся в Польше. Причем, норвежцы не считают продукцию польских верфей идеальной и не скрывают, что имеют к ним немало претензий. Тем не менее, бригады поляков, укомплектованные конструкторами и технологами, – основная рабочая сила на норвежских верфях. Норвежские менеджеры лишь контролируют их работу.
Еще один существенный штрих: на здешних верфях отсутствует система ОТК. Такой службы здесь вообще нет! Каждый отдел отвечает за качество своей работы. А общий надзор за ходом строительства осуществляет Германский Ллойд. Его зоркое око присутствует всюду, возможно, поэтому и качество работ – безупречное.
В штате верфи – 100 человек
Особых новинок в корпусном производстве наши специалисты не увидели. Больше всего удивило другое – превращение корпусов в полнокомплектные суда. Конструктивные решения, применяемые материалы, оборудование – все это ушло далеко вперед. Поразило и складское хозяйство: все под одной крышей, как в супермаркете, есть все, что корабельная душа желает.
– С каждой верфи отправляют в море, в среднем, 3-4 судна в год, – говорит Олег Федак. – Объем валового продукта, как правило, не превышает 200 миллионов долларов. Но что еще удивило: численный состав работающих на верфи не превышает 100 человек! В то время как подрядчиков – в четыре раза больше.
Каждый работник – от монтажника до менеджера – имеет должностную инструкцию. Любое отклонение жестко карается штрафными санкциями. Понятно, что при такой интенсивной нагрузке и заработки солидные. Средняя зарплата рабочего верфи – 3000 долларов. По нашим меркам сумма приличная, но 40% сразу уходит на налоги, 20% съедают коммунальные платежи. Если учесть, что машины здесь, практически, у каждого, то затраты на бензин (литр стоит около 2 долларов) – важная часть расходов. Таким образом, норвежскому рабочему не так уж много остается…
Анатолий ЯИЦКИЙ