Санкт‑Петербург — единственный субъект РФ, где задача по реагированию на нефтеразливы возложена на правительство города.
В 2024 году ПИЛАРН успешно ликвидировал 325 нефтеразлива, собрал почти девять тонн нефтеводяной смеси. В 2025 году только за полгода выполнено 159 выходов на акватории, собрано 17,5 тонн загрязненных вод, сообщает официальный сайт администрации Санкт-Петербурга.

Для предупреждения нефтеразливов с 2015 года город реализует программу, которая позволяет добросовестным судовладельцам сдавать загрязненные сточные воды, а не сбрасывать их в водные объекты. Ежегодно принимается порядка 500 тонн подсланевых вод, а всего за период действия программы принято и утилизировано 5,5 тыс. тонн подсланевых вод.
"Ликвидация нефтеразливов — основа экологической безопасности. Следим, чтобы 24/7 все сообщения о разливах нефти в черте города отрабатывались максимально оперативно. Нормативы строгие: 30 минут к выходу аварийной бригады, четыре часа для локализации аварии. Образцовая служба — результат многолетнего опыта, целеустремленности, системного подхода к решению сложных задач, любви к своему делу и преданности родному городу. Желаю учреждению процветания и успешной работы на благо Петербурга, а сотрудникам — сохранять высокие стандарты профессионализма, продолжать развиваться и добиваться новых успехов!", — подчеркнул Алексей Корабельников.
С 2009 года действует программа по подготовке добровольцев для помощи в ликвидации нефтеразливов. Всего обучение прошло 1 245 экологических волонтеров — их помощь важна при ликвидации крупных аварий. Комитет по природопользованию совместно с ПИЛАРН организовал несколько выездов волонтеров для помощи в ликвидации нефтеразлива в Краснодарском крае — волонтеры очистили более 20 км пляжа и собрали почти 25 тонн загрязненных нефепродуктами отходов.
15 лет несет службу аварийно-спасательный буксир ледокол "Невская Застава". Подъемно-опускная конструкция рулевой рубки, маневренность и многофункциональность ледокола позволяют выполнять самые сложные, иногда даже нестандартные задачи. Основная задача ледокола — предотвращать подтопление территорий, где без ледокольных работ из-за погодных факторов зимой может сильно повыситься уровень воды. На счету ледокола — множество спасательных операций по вызволению судов из ледового плена, когда для помощи крупные суда не проходят из-за габаритов, маневренность ледокола позволяет успешно освободить попавшие в беду суда. Например, в 2023 году прямо в центре Петербурга проводились спасательные работы и ледокольная проводка в сложных ледовых условиях теплохода "Пола Калиста". Предотвращен масштабный разлив нефтепродуктов.
Сейчас по заказу города выполняется строительство нового ледокола "Нарвская застава", который станет дублером действующего, по плану работы завершатся в 2026 году.
Буксир ледокольного типа "Нарвская застава" класса "КМ Аrc4 [1] R3- RSN AUT2 Tug" проекта 3262 строится в Рыбинске на мощностях ООО "Верфь братьев Нобель" (входит в концерн "Калашников"). Судно по проекту компании "Инженерный центр судостроения" заложили на ООО "Верфь братьев Нобель" 4 июля 2024 года. Заказчик — комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга.