Повышение температуры в Арктике развивается под влиянием притока тепла и влаги из более низких широт. На переносы влияют аномалии температуры поверхности океана в низких широтах, где запасается основная часть притока тепла от Солнца. Наибольшее влияние оказывают аномалии температуры в тропической Северной Атлантике. Расчеты ученых ААНИИ, приведенные в журнале "Российские полярные исследования", показывают, что аномальное значение температуры поверхности океана и уровня океана в тропиках может проявиться в осенней температуре воздуха на трассе Севморпути в 2025-2027 годах.
При этом наблюдается климатический парадокс – отсутствии аномалии температуры воздуха в Арктике при аномалии глобальной температуры. Причина связана с происхождением глобальной аномалии температуры 2023 года, продолжившейся в 2024 году. В начале аномалии проявились в температуре поверхности океана в тропиках, превысившей обычные отклонения от средней температуры в 3 раза под влиянием необычно высокой светимости Солнца в эти годы, более чем в 2 раза превышавшей стандартные отклонения от средней светимости. Под влиянием повысившейся температуры поверхности океана сформировалась аномалия температуры воздуха, распространившаяся до умеренных широт. Аномалии температуры поверхности океана в низких широтах проявляются в Арктике через 2-3 года, таким образом, температура воздуха повысится здесь в 2025–2027 годах.
Несмотря на рост температуры морской лед в Арктике сохранится. На акватории арктических морей, по которым проходит трасса Севморпути, площадь, занятая льдом в сентябре, сокращалась с 1996 года вместе с ростом летней температуры воздуха и за десять лет уменьшилась в восемь раз – с 1892 тыс. кв. км до 234 тыс. кв. км. В последующие годы площадь льда колебалась вблизи этого уровня с минимальным значением 26,3 тыс. кв. км в 2020 году. Зимнее уменьшение площади морского ледяного покрова много меньше, чем летом. От максимума в марте 1982 года до минимума в марте 2016 года сокращение составило 9% в Северном Ледовитом океане и около 1% в морях Северного морского пути.
Хотя значительная часть трассы Северного морского пути в течение летнего периода сейчас освобождается ото льдов, особенности дрейфа и перераспределения льдов таковы, что в определенных местах трассы СМП, как правило, у пролива Вилькицкого, в восточной части Восточно-Сибирского моря, в проливе Лонга, в юго-западной части Чукотского моря, весь летний сезон могут сохраняться локальные зоны сплоченного льда. Осенью наблюдается аномально быстрое замерзание акватории арктических морей, и, несмотря на небольшие толщины льда в этот период, судоводители не смогут обойтись без помощи ледоколов.
Прогнозные оценки состояния морского льда с использованием имеющихся методов климатического прогнозирования позволяют заключить, что к 2050 году ледовые условия на трассе Севморпути в период с августа по октябрь будут более легкими, чем в настоящее время. Но даже в самый "легкий" год акватория арктических морей будет освобождаться ото льда только в летний период – с августа по октябрь.