Сварочные технологии
Сварочные технологии
Осветим проблемы важнейшего производственного процесса - сварки
- A + Автор: Щеголихин Петр КомментарииПрочитано 1132 раза   |
Продолжаем серию материалов, посвященных сварочному оборудованию, используемому на судостроительных верфях и заводах. На этот раз отправляемся в Калининград на «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Вопросы простые, но важные: какое сварочное оборудование в приоритете, материалы, что нужно учитывать при их выборе.
Ещё в 2000 году на На "Янтаре" было принято решение обновлять сварочное оборудование, и теперь у главного сварщика завода Сергея Кузнецова есть чем поделиться с коллегами.

Первыми были приобретены полуавтоматы для MIG/MAG сварки производства ESAB такие как: Origo Feed 304_M13 и Origo YardFeed 200_M3y с источниками Mig400t, ставшие на смену Гранит-3У3 с ВДУ-506.
"Поначалу сварщики скептически относились к оборудованию, но вскоре освоили его. К недостаткам полуавтоматов ESAB следует отнести недостаточную защиту коммутационных соединительных кабелей", – главный сварщик ПСЗ "Янтарь" Сергей Кузнецов.
 
Полуавтомат для MIG/MAG сварки производства ESAB / Фото: ПСЗ "Янтарь"

С приходом на рынок Калининграда компании "Изотерм" была закуплена партия полуавтоматов серии FastMig MF33 и MF29 с инвертором КМ400. Аппараты показали себя надёжными, с хорошими технологическими свойствами и удобными в условиях корпусного производства. Сварщики по достоинству оценили систему Super Snake для сварки в удалённых местах. Приобретены установки для TIG сварки семейства Mastertig мощностью от 220-350 ампер. С появлением KEMPPI, цены на оборудование ESAB аналогичного назначения снизились.
 
Полуавтомат для MIG/MAG сварки производства KEMPPI / Фото: ПСЗ "Янтарь"

Кстати, полуавтоматическая сварка выполняется в среде СО2 в основном на оборудовании KEMPPI и ESAB. На заводе используют горелки Abimig AT 355LW и 350 (Abicor Binzel) и родные горелки PSF 405 и MMT 42.

Корпусное производство

Таблица №1. Оборудование для MIG/MAG сварки:
Полуавтомат для сварки в среде защитного газа в комплекте с источником питания Кемррi МХF67 c FastMig M420
П/А Урал-Мастер500 под исх-м УРАЛ-4
Кемррi МХF63 c FastMig M420
Пионер-5000 / ПДГ421 (ИТС)

Для автоматической сварки под слоем флюса используются автоматы ESAB A2 Multitrac / A6 Mastertrac и АДФ-1000 (SELMA), которые по своим характеристикам не уступают импортным аналогам.
 
Сварочный автомат АДФ-1000 производства SELMA / Фото: ПСЗ "Янтарь"

А также используются сварочные автоматы китайского производства Aotai. "Янтарь" имеет опыт эксплуатации автомата Railtrac FW-1000 (ESAB) для сварки монтажных стыков, однако, как отмечают на заводе, этот аппарат достаточно дорогой, и было много проблем с его эксплуатацией.
 
Сварочный автомат A2 Multitrac, производство ESAB / Фото: ПСЗ "Янтарь"

Ручная сварка выполняется по многопостовым системам "конверторного" типа. В настоящее время все чаще используются в производстве инверторные сварочные аппараты для ручной дуговой сварки Kemppi.

Таблица №2. Оборудование для MMA сварки
 
Аппарат инверторный для ручной сварки Kemppi Minarc EVO 180 VRD
Kemppi Minarc EVO 180

Достроечное производство

Трубомонтажное производство оснащено установками аргонодуговой сварки УДГУ 351 AC/DC (SELMA), Mastertig 3500W AC/DC, Mastertig MLS4000/MLS2300 AC/DC, MinarcTig 180, а также полуавтоматами FastMig_MF33 c КМ400 (KEMPPI).
"На заводе есть опыт применения технологии автоматической орбитальной сварки стыков труб, но текущие производственные условия не позволяют эффективно использовать это оборудование", – главный сварщик ПСЗ "Янтарь" Сергей Кузнецов.
 
Сварочный шов после сварки аппаратом Kemppi MinarcTig 180 / Фото: ПСЗ "Янтарь"

Таблица №3. Оборудование для TIG сварки
 
Установка для ручной аргонодуговой сварки Kemppi Minarc EVO 180 VRD
Kemppi MinarcTig EVO 200

Трубомонтажное производство

Недавно на трубомонтажном производстве появились инверторные полуавтоматы Phoenix 405 puls производства EWM. Главный сварщик ПСЗ "Янтарь" охарактеризовал его, как "профессиональное", многофункциональное оборудование, которое может применяться только на конкретных направлениях производства, а эксплуатация требует от сварщика высокого уровня подготовки для эффективного использования всех возможностей оборудования. К тому же большая часть функционала бесполезна при использовании СО2 в качестве защитного газа, а он по-прежнему остаётся основным в сварочном производстве завода. Нельзя не заметить и высокую стоимость такого оборудования и его комплектующих. В связи с этим большинство сварщиков не отдают предпочтение данным моделям в основном технологическом процессе изготовления корпуса судна.

При сварке конструкций из АМг-сплавов применяются установки Marc-500, Mastertig 3500W AC/DC, EWM Tetrix 451 AC/DC и полуавтоматы ESAB AristoMig_Feed 3004.
 
Установка EWM Tetrix 351 AC/DC / Фото: ПСЗ "Янтарь"

Также достроечное производство оснащено малогабаритными и мобильными аппаратами с питанием на 220В и пониженным напряжением ХХ: CaddyTig 2200i AC/DC, MinarcTig 180 и стационарными установками серии Mastertig 3500W AC/DC, Mastertig MLS2300 AC/DC (универсальный вариант). Для Mig/Mag сварки используются моноблочные полуавтоматы Kempact 323A Adaptive.
 
Сварочный аппарат Kempact 323A Adaptive / Фото: ПСЗ "Янтарь"

В целом, сварочное оборудование заводом приобретается только после изучения его возможностей и производственных испытаний. При выборе обязательно обращают внимание на надежность, ремонтопригодность, стабильность работы в различных условиях эксплуатации, цену.

Кстати, на предприятии была замечена тенденция: сварщики отдают предпочтение сварочным полуавтоматам ESAB Origo YardFeed 200_M3y с источниками Mig400t и Kemppi FastMig MF33 с инвертором КМ400 благодаря их удобной компоновке, а также удобству в использовании и настройки режимов на панели управления.

Импортозамещение

ПСЗ "Янтарь" не остается в стороне от установки на импортозамещение и ищет пути замены части оборудования на отечественные аналоги. С учётом специфики производства – задача непростая.

На сегодня в корпусном производстве задействованы сварочные полуавтоматы УРАЛ-4(01). Могут быть использованы как для стационарных, так и для монтажных работ в судостроении, машиностроении, при производстве строительных конструкций, технологических емкостей для химических и нефтяных объектов.
"Сварочно-технологические характеристики УРАЛ-4(01) не уступают полуавтоматам ESAB и KEMPPI, но пока есть вопросы касательно надёжности. Как говорится, время покажет", – главный сварщик ПСЗ "Янтарь" Сергей Кузнецов.

Также из отечественных производителей сварочного оборудования на заводе планируют начать испытание полуавтомата EvoMig 350 Basic ЗТИ.
 
Сварочный аппарат EvoMig 350 Basic / Фото: welding-rostov.ru

Сварочные материалы:

На государственных заказах используют сварочные материалы, входящие в реестр ОЦССМ НИЦ Курчатовский ЦНИИ КМ "Прометей".
"Проблемы со сварочно-технологическими свойствами стали встречаться реже ввиду контроля и отраслевых механизмов допуска изготовителей, и налаженного механизма проверки при приёмке", – главный сварщик ПСЗ "Янтарь" Сергей Кузнецов.

Ручная электродуговая сварка (МMA):
Используются покрытые электроды марок УОНИИ 13/45Р, УОНИИ 13/55Р, Э-138/50Н, ЭА-400/10У, ЭА-606/11 и др. Судиславского завода сварочных материалов. Нареканий по качеству к ним не было.

Полуавтоматическая сварка в среде СО2 (MAG):
Св-08Г2С, Св-08ГСМТ, Св-08Х19Н11Ф2С2 Св-08ГСНТ, – на производстве стараются больше не использовать, ввиду низких показателей сварочно-технологических свойств и плохого качества шва.
"Используем порошковую проволоку ПП-СВП1 ("СВ-ПРОКАТ"), проблема одна – цена, других порошковых проволок для сварки различных категорий сталей в судостроении в России нет", – главный сварщик ПСЗ "Янтарь" Сергей Кузнецов.

Автоматическая сварка под слоем флюса (SAW):
Используются флюсы АН-42, ОСЦ-45, проволоки Св-08ГСМТ и Св-10ГН.

Сварка сплавов на основе Al (MIG, TIG):
Используются сварочные проволоки св-АМг5 и Св-АМг61 от производителя "АВИАЛЬ", Москва. Фирма поставляет проволоки на кассетах и в прутках с обработанной поверхностью. Качество не хуже импортных материалов.

Сварка сплавов на основе Cu (MIG, ТIG):
Применяются сварочные проволоки БрКМц3-1, БрАМц9-2, МНЖКТ5-1-0,2-0,2. На ПСЗ "Янтарь" самостоятельно проводят химическую обработку этих материалов, намотку в кассеты и рубку на прутки.

Роботизация (автоматизация) на производстве.

Основной объём сварочных работ на ПСЗ "Янтарь" выполняется вручную.

Автоматизация сварочных процессов реализована главным образом для сварки стыковых соединений полотнищ под слоем флюса – 2-3% от общего объёма работ по корпусу. Механизация сварки УП (135/136) реализуется путём ограниченного применения сварочных кареток (самоходных / на направляющей). В трубомонтажном производстве используются трубные трехроликовые вращатели с наклонной осью.
"Надо понимать, что роботизированный технологический комплекс эффективен при сварке наиболее простых конструкций и узлов, где более высокие показатели повторяемости и однотипности конфигурации", – главный сварщик ПСЗ "Янтарь" Сергей Кузнецов.
Автор: Щеголихин Петр
Поделиться новостью
"Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", АО
Россия, Калининград+7 (401) 264-86-41, +7 (401) 261-31-80


Телегам Канал Корабелов

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь

Предыдущая новость