реклама

"Существующая в судостроении система поставок удорожает конечный продукт"

Может ли отечественное судовое холодильное оборудование конкурировать с иностранной продукцией, сколько времени требуется на замену неисправного компрессора, и почему российские судовладельцы предпочитают устанавливать холодильные системы на зарубежных верфях – ответы на эти и другие непростые вопросы мы искали вместе с экспертами отрасли.
Стенд для аэродинамических испытаний промышленных вентиляторов, центральная лаборатория "Веза" / "Веза", ООО
– Какие решения вы поставляете для рыболовецкого флота?

Андрей Кудрявцев, "Веза"

– В этом сегменте мы можем предоставить все необходимые решения на промышленной и серийной
Кудрявцев А. А., технический директор
ОП "ВЕЗА-Юг"
основе, но вопрос тут стоит поставить иначе. Непонятна существующая система поставок, когда компании умышленно вынуждают работать через посредников, что приводит только к удорожанию конечного продукта для заказчика. И так в этой отрасли происходит не только по части рыболовецкого флота.

Часто заказчику удобней работать с известной и "понятной" ему организацией, занимающейся комплектацией всего заказа для комплексной поставки на конкретный объект. Однако, в нашем случае мы являемся заводом, который может закрыть всю такую поставку возможностями и разрешительной документацией за счет собственного производства – и чьих-то дополнительных услуг по сбору заказа, его подготовке к отгрузке и прочих беспокойств в случае работы с нашим предприятием не требуется.

Мы заинтересованы в прямых поставках и прямой работе с конечным заказчиком, однако на этом пути не находим ни государственной поддержки нашим устремлениям, ни, зачастую, понимания со стороны конкретных клиентов. По сей день наблюдается интересная ситуация, когда у многих заказчиков существуют некие списки "разрешенных" поставщиков, которые составляются самостоятельно и по внутренним закрытым критериям.
У многих заказчиков существуют списки "разрешенных" поставщиков, которые составляются по внутренним закрытым критериям.
В некоторые разрешительные списки наше предприятие входит, в другие – нет. Это не важно. Важно то, что наличие таких списков в принципе не интересует те службы в нашем государстве, которые отвечают за контроль над соблюдением антимонопольного законодательства или регулированием вопросов картельных сговоров. И всеми участниками рынка эта ситуация признается "прозрачной" и вполне нормальной, ожидая на деле своего беспристрастного и внимательного исследователя. Обращу внимание, что в этом моем ответе нигде не встречается и не используется слово "коррупция".

Максим Полторацкий, "НПК Морсвязьавтоматика"

– Холодильные установки и водоохлаждающие машины (чиллеры), автономные кондиционеры,
Полторацкий М. И.,
к.т.н., главный конструктор,
ООО "НПК Морсвязьавтоматика"
оборудование для провизионных кладовых – все это серийная номенклатура продукции НПК "Морсвязьавтоматика", которое мы предлагаем для использования на рыболовецком флоте. Выпуск предприятием широкого спектра оборудования для гражданской промышленности обеспечивает непрерывный трансфер инновационных технологий в судостроительную отрасль. Хочу отметить, что общий объем выпуска холодильного оборудования нашим предприятием превышает 250 единиц в год.
Кроме того, специалисты компании осуществляют инженерную поддержку и консультирование на всех жизненных циклах изделия – от этапа проектирования системы до постгарантийного обслуживания.

Торфинн Торп, Teknotherm Marine

– Для рыболовных судов мы представляем холодильное оборудование таких типов: – системы охлаждения морской воды для хранения улова (RSW) для сейнеров и траулеров;
– морозильные системы на основе холодильных установок прямого расширения хладагента и одно- и двухступенчатых каскадных холодильных установок для ярусоловов, траулеров с рыбоперерабатывающими фабриками на борту и тунцеловов;
– плиточные скороморозильные аппараты вертикального или горизонтального исполнения, камеры шоковой заморозки периодического действия или конструкции для индивидуальной быстрой заморозки (IQF);
– системы охлаждения и заморозки краба с использованием охлажденной морской воды, рассола / солевого замораживания и шоковой заморозки;
– гравитационные холодильные системы или системы с принудительной циркуляцией воздуха с прямым испарением хладагента или непрямым испарением рассола;
– основные хладагенты – аммиак и диоксид углерода или, в некоторых случаях, фреоны гидрофторуглеродной группы, в зависимости от назначения установки.
Плиточные морозильные аппараты Teknotherm / Teknotherm Marine AS
Торе Корсмо, Novenco A.C.

– Для рыболовецких судов мы поставляем решения по охлаждению груза, провизионному
Корсмо Т., директор по маркетингу Novenco A.C. (ООО "Новенко Руссланд")
охлаждению, кондиционированию воздуха для жилых помещений, охлаждению аккумуляторных батарей, технических помещений. Самые высокотехнологичные из них – это системы, контролирующие тепло от конденсаторов и других источников, аккумулирующие его и направляющие в те места, где это необходимо.

Дмитрий Корнивец, "Битцер СНГ"

В нашем портфеле представлены:

– винтовые и поршневые компрессоры открытого типа, сосуды и теплообменники для судовых холодильных установок на аммиаке NH3, а также готовые компрессорные агрегаты на их базе Bitzer АСР;
– поршневые и винтовые полугерметичные компрессоры, спиральные герметичные компрессоры, а также сосуды и теплообменники для различных фреонов;
– компактные винтовые полугерметичные и герметичные компрессоры для судовых климатических установок и тепловых насосов;
– поршневые полугерметичные компрессоры, сосуды и теплообменники для различных судовых установок на СО2.
Чиллер судовой системы кондиционирования с компактным винтовым компрессором Bitzer CSH7573-70Y / "Битцер СНГ", ООО
– Какое холодильное оборудование для судов и кораблей вы предлагаете. Какие новинки вашей компании заслуживают особого внимания?

Максим Полторацкий, "НПК Морсвязьавтоматика"

– НПК "Морсвязьавтоматика" поставляет на российский рынок широкий спектр холодильного оборудования собственной разработки, в том числе автономные и центральные кондиционеры, холодильные установки, водоохлаждающие машины. Из новинок можно выделить автономные кондиционеры с функцией автоматического регулирования расхода воздуха, значительно повысившие комфорт в местах пребывания экипажа.

Также разработана линейка судовых холодильных машин с глубоким уровнем автоматизации, изменяющих значение поддерживаемой температуры кипения хладагента в зависимости от текущей потребности в холоде. Эти нововведения имеют огромный потенциал в сохранении энергетических и экологических ресурсов.
Автономные кондиционеры компании НПК "Морсвязьавтоматика" / НПК "Морсвязьавтоматика"
 
Торп Т., технический директор
Teknotherm Marine AS 
Торфинн Торп, Teknotherm Marine

– Группа компаний Heinen & Hopman, в которую входит компания Teknotherm, предлагает для судов и кораблей системы кондиционирования, вентиляции и отопления, системы охлаждения провизионных кладовых и холодильные системы для рыбопромысловых и транспортных судов. Особое внимание я бы обратил на наши инженерные компетенции, специалисты компании способны полностью спроектировать систему под уникальные требования заказчика и любые условия эксплуатации судна.

Торе Корсмо, Novenco A.C.

– Использование систем CW с высоким коэффициентом полезного действия, в том числе за счет применения холодной морской воды для прямого охлаждения, когда это возможно, и использования тепла от конденсаторов для обогрева резервуара/технологических процессов в контуре, где требуется тепло.

Дмитрий Корнивец, "Битцер СНГ"

– "Битцер ГмбХ" производит для использования в судовых холодильных и климатических установках холодильные компрессоры открытого типа и полугерметичные – винтовые и поршневые, герметичные
Корнивец Д. В., инженер-консультант,
ООО "Битцер СНГ" 
– спиральные и винтовые, а также ресиверы хладагента, маслоотделители, кожухотрубные устойчивые к морской воде конденсаторы, испарители и маслоохладители.

Из наиболее интересных решений для судовых установок можно выделить фреоновые полугерметичные компрессоры: поршневые серии Varispeed и винтовые компактные CSVH/CSVW со встроенными частотными инверторами, а также поршневые серии "_.2-generation" B4 и Ecoline BE5..BE6 с увеличенным масляным картером, допускающим устойчивую внутреннюю циркуляцию масла при больших допустимых углах наклона корпуса компрессора.

Андрей Кудрявцев, "Веза"

– "Веза" – частная компания, которая действует на российском рынке промышленной вентиляции более 25-ти лет, в нашей собственности восемь заводов с общим штатом 2000 человек. Мы выпускаем практически полный спектр вентиляционного оборудования для нужд практически всех отраслей промышленности – от атомной, нефтегазовой и металлургической до гражданского строительства, медицины и судостроения. Производим все самостоятельно с минимальным уровнем кооперации и привлечением иностранных комплектующих. Мы практически можем предоставлять услуги по комплексной поставке всего оборудования собственного производства для судов и кораблей, чем и занимаемся на постоянной основе, в числе прочего, являясь активными участниками госпрограммы по импортзамещению.

Мы не имеем аналогов по спектру производимого оборудования и проводимым в этой сегменте исследованиям. "Веза" располагает собственным лабораторным комплексом по изучениям аэродинамики, шума и вибрации, пожарным стендом для огневых испытаний. По моей информации, аналогичных производственно-исследовательских комплексов такого объема и возможностей нет и за рубежом. Подробная информация о продуктовой линейке компании представлена на нашем сайте.
Противопожарный клапан НЕРПА-КП с классом огнестойкости А60 / "Веза", ООО
– Выход холодильной системы из строя грозит судовладельцу серьезными финансовыми потерями. Как организована ваша система сервисной поддержки? К примеру, сколько времени занимает замена компрессора?

Дмитрий Корнивец, "Битцер СНГ "

– В настоящее время действует широкая глобальная сеть сервисных центров Bitzer Green Point, а также глобальная дистрибуторская сеть, позволяющие постоянно быть рядом с заказчиками и обеспечивать их послепродажным сервисом.

Если на судне в какой-то его холодильной установке компрессор "Битцер" вышел из строя, и его ремонт силами судовых рефмеханников осуществить не удалось, то отправляется заявка на диагностику-ремонт-замену компрессора в оптимальный ближайший по его курсу крупный морской порт. Если вблизи этого порта расположен сервис-центр Bitzer Green Point или находится официальный дистрибутор "Битцер", то замена-ремонт компрессора может быть произведена в течение от одного рабочего дня до одной недели в зависимости от сложности ремонта и наличии запчастей.

Андрей Кудрявцев, "Веза"

– Время для замены компрессора в нашем случае измеряется минутами, т.е. занимает много менее часа (при наличии такого компрессора вблизи места аварии). Но, главным образом, проблему сервиса мы стараемся решать контролем качества и приемо-сдаточными испытаниями. Дело в том, что рекламация на твердой почве и стационарном объекте совсем не то, что рекламация в океане и на движущейся цели, например, с вертолетной доставкой. Кроме того, учитывая собственные объемы производства, уровень рекламаций в 1% для нас был бы уже "смертельным" даже в случае неподвижных объектов континентальной инфраструктуры. Здесь существует уже налаженная схема работы, связанная с формированием достаточного ЗИПа и согласованных методик испытаний и контроля качества готовой продукции. Они в значительной мере устраняют возможность появления самых скрытых пороков, дефектов оборудования, делая пренебрежительно малыми все риски рекламационных последствий. К слову, именно так устроена практика подобной работы во всем мире.

Максим Полторацкий, "НПК Морсвязьавтоматика"

– Мы выпускаем широкий спектр оборудования для промышленности, который не ограничивается судовым холодильным оборудованием. Это и производство судовой и общепромышленной электронной техники, пультов судовождения, модульных систем накопления и хранения электроэнергии, а также производство промышленных технологических лазеров и комплексов автоматизированного раскроя листовых материалов. На сегодняшний день штат предприятия составляет более 800 человек. География поставок – Россия и страны СНГ. Поэтому налажено сервисное сообщение со всеми городами на этих территориях, в ключевых узлах поддерживается необходимое количество материалов и оборудования для проведения текущего технического обслуживания и ремонта. Хотя необходимо отметить, что серьезный ремонт, такой как замена компрессора, является скорее исключением, чем рядовой ситуацией. И если говорить о замене компрессора, то это вопрос нескольких дней при наличии оного на складе запасных частей.

Торфинн Торп, Teknotherm Marine

– Благодаря глобальному присутствию группы Heinen & Hopman, сервисное обслуживание и поставка ЗИП могут быть осуществлены в любой точке мира из региона, наиболее близкого к ней. В России сервисная поддержка организована посредством основного сервисного подразделения и сети авторизованных сервисных центров, которые образуют единую сеть с сервисными центрами Teknotherm и Heinen & Hopman по всему миру. Мы произвели и поставили несколько тысяч систем и установок для судов, находящихся сейчас повсюду на земном шаре, и этот опыт дает нам точное понимание, какая сервисная поддержка поможет нашим заказчикам и партнерам получить оборудование, работающее максимально эффективно.

Торе Корсмо, Novenco A.C.

– Лучший способ обойтись без поломок – избегать систем прямого расширения и использовать зарекомендовавшие себя известные бренды.  Правильно установленный чиллер прослужит десятилетия, если проводить корректное и своевременное обслуживание.
Правильно установленный чиллер прослужит десятилетия, если проводить корректное и своевременное обслуживание

– Почему установка одного и того же морозильного оборудования в России дороже и сложнее, чем за рубежом?

Дмитрий Корнивец, "Битцер СНГ"

– В последние десятилетия российские рыбопромысловые суда ремонтировались и дооснащались в т.ч. холодильным оборудованием, главным образом, на зарубежных верфях. Там всегда оптимально налажена логистика поставок компонентов холодильных установок от производителей, работают опытные и очень высококвалифицированные монтажники и наладчики, всегда в наличии различные комплектующие, так как объемы работ всегда большие, и расписаны на годы вперед.

Более того, многие рыбопромысловые суда российских судовладельцев предпочитали не регистрировать свои суда в Российской Федерации, так как не предполагали базирования этих судов в российских портах. Суда осуществляли лов рыбы в международных водах и производили бункеровку выловленной рыбы в иностранных портах.

С учетом последних постановлений российского правительства и профильных министерств, судовладельцы вынуждены в последние годы приписывать свои суда в портах РФ, куда доставляют теперь и где растаможивают свои уловы.

Андрей Кудрявцев, "Веза"

– О как! Постановка вопроса отчего-то не предполагает иного варианта и даже прямо постулирует факт более дорогой стоимости отечественного холодильного оборудования перед зарубежным. Это заблуждение, я вот прямо уверен, как раз и связано с тем мутным предпочтением заказчиков, в т. ч. и крупных – к работе через посредников, а часто и через многочисленных посредников! Не зову верить мне на слово (даже напротив – не верьте!), просто предлагаю всем проверить это утверждение на примере нашего предприятия.

В силу собственной компетенции и по долгу службы мне слишком часто приходится сталкиваться с зарубежными аналогами нашего оборудования, и как раз именно в стоимости (при совершенно равных тех. требованиях и даже часто с превосходством ряда характеристик, например, учитывающих отечественный климат) мы попросту "убираем" большинство наших зарубежных партнеров с тендеров и добросовестно проводимых торговых процедур. И это при том, что иностранное вентиляционное оборудование поставляется в нашу страну на беспошлинной основе, т.е. при отсутствии поддержки отечественного производителя со стороны государства (еще один факт, ждущий своего исследователя!).

Максим Полторацкий, "НПК Морсвязьавтоматика"

– Не думаю, что в данный момент существует значительная разница в стоимости. Возможно, в некоторых случаях и существует некоторая несбалансированность цен, но, в общем и целом, мы успешно конкурируем с зарубежными производителями судового холодильного оборудования.

Торфинн Торп, Teknotherm Marine

– Мы не видим каких-то особенных различий в стоимости установки морозильного оборудования в России или в другой стране. В основном, это вопрос опыта и практики, где неизбежно на первых порах присутствует этап обучения, обязательный для всех, а затем, по мере накопления опыта и  освоения технологий, работа становится более эффективной, в том числе и с экономической точки зрения.

Торе Корсмо, Novenco A.C.

– В общем, этого не должно быть, но это, конечно, может зависеть от региона к региону, поскольку Россия – огромная страна, таким образом накладываются дополнительные затраты на логистику специалистов.

– Необходимо ли выпускать в стране центробежные безмасляные компрессоры, запорно-регулирующую арматуру, теплообменники, современные хладагенты?

Максим Полторацкий, "НПК Морсвязьавтоматика"

– Конечно для поднятия производственного потенциала страны, необходимо производить в России весь спектр холодильного оборудования и комплектующих, включая компрессоры всех типов. Тем более что отечественный рынок холодильного оборудования достаточно емкий, ввиду географических особенностей и активного промысла. Отмечу, что в сегменте теплообменного оборудования проблем с российскими комплектующими нет. В частности, наше предприятие недавно закончило разработку линейки кожухотрубных теплообменных аппаратов (конденсаторов) морского исполнения, изготовленных целиком из медно-никелевого сплава. Мы успешно применяем их в составе своих изделий, поставляемых для ВМФ.

Дмитрий Корнивец, "Битцер СНГ"

– Необходимость этого должна основываться на рыночных соображениях. В настоящее время на перечисленную продукцию в Российской Федерации наблюдается достаточно ограниченный спрос, и его производство пока не представляется целесообразным.

Андрей Кудрявцев, "Веза"

– А это смотря чего мы хотим добиться. Если есть желание сберечь зависимость от лояльности зарубежных партнеров и сохранить дополнительные пути вывода средств за рубеж, то безусловно стоит воздержаться от развития собственного производства. Если же имеется, пусть хотя бы и робкое, но желание к обретению признаков суверенитета в экономике и производстве – наверное, имеет смысл озаботиться планированием развития собственных производственных мощностей, не ожидая влияния на этот вопрос "руки свободного рынка".

По секрету могу рассказать, что наше предприятие не задумывалось изначально, как производственный конгломерат по изготовлению всего спектра вентиляционного оборудования с самым современным инструментальным парком и лабораторным комплексом, все это результат фактической деятельности по реализации собственных возможностей на обретение максимальной независимости от кооперации и достижение максимального удобства в производстве того, в чем разбираются наши руководители.

Все планы развития строились, исходя из тех условий, в которых мы находились на каждом отрезке своего пути, с учетом нашего понимания реальности и тех откликов, которые это понимание находило. Модель развития "с опорой на собственные силы" не уникальна и вполне может быть применима к развитию страны. Понять истинность этого проще, чем освоить производство запорно-регулирующей арматуры или теплообменников, которые мы уже давно и весьма успешно производим.

Торе Корсмо, Novenco A.C.

– Мы открыты к любому взаимовыгодному сотрудничеству, главное, чтобы качество данного оборудования соответствовало техническим характеристикам и качеству проектов, исполняемых на территории Российской Федерации.

– Как повлияла на сегмент судовой холодильной техники кампания за сохранение озонового слоя? Подтвердилось ли негативное воздействие на него определенных групп фреонов?

Дмитрий Корнивец, "Битцер СНГ"

– Считается, что образование озоновых дыр в атмосфере происходит в том числе под действием хлорсодержащих синтетических хладагентов (ГХФУ/HCFC). В рамках борьбы с этим явлением и во исполнение решений Монреальского протокола из обращения были выведены такие ранее очень популярные и широко используемые хладагенты, как R502, R12, R22. Пришедшие им на смену R507A, R404a, R134a очень близки по термодинамическим свойствам к выведенным из обращения хладагентам. Это позволило не изменять конструкцию компрессоров, сосудов и теплообменников, изготавливаемых фирмой Bitzer Kühlmaschinenbau GmbH.

Андрей Кудрявцев, "Веза"

– Наша организация никак не контролирует ни толщину, ни состав, ни качество озонового слоя и не исследует влияние на него различных веществ. Мы заняты в специальном сегменте производства вентиляционного оборудования для всех без исключения отраслей российской промышленности с самыми сложными и специальными требованиями в том числе. Живем и работаем по законам нашей страны, и, если руководящие документы предписывают отказ или строгое использование тех или иных материалов, мы просто четко соблюдаем эти законы. Также работает и фактор здравого смысла: к примеру, в России формально не запрещено использование асбеста – но его мы не используем и не имеем таких планов на будущее, исходя из информации о его опасности.

Максим Полторацкий, "НПК Морсвязьавтоматика"

– Подтвердилось ли негативное воздействие холодильных агентов на озоновый слой, нам, к сожалению, расскажут только наши потомки. Однако отметим, что усилия мирового сообщества по сокращению эмиссии парниковых газов в атмосферу нашли свое отражение в требованиях Российского морского регистра судоходства к судам со знаками ECO и ECO-S в символе класса. Они определяют повышенные требования по контролю и ограничению эксплуатационных выбросов в атмосферу, где, в частности, речь идет и об использовании холодильных агентов. Таких судов в последнее время, к счастью, закладывается все больше и больше. Мы поддерживаем эти инициативы и предлагаем оборудование, соответствующее новым требованиям.

Торфинн Торп, Teknotherm Marine

– Компания Teknotherm поддерживает кампанию за сохранение озонового слоя. Применительно к холодильному оборудованию эта кампания выражается в замене старых хлорфторуглеродных хладагентов (CFC) на хладагенты гидрофторуглеродной группы (HFC), не содержащие хлоридов и безопасные для озонового слоя планеты. Мы применяем такие хладагенты в своем оборудовании.
Тренд за экологическую безопасность также привел к частому повторному использованию натуральных (природных) хладагентов, таких как аммиак, а впоследствии и двуокись углерода (CO2).

Конечно, необходимо понимать, что новые искусственно созданные хладагенты группы HFC, не содержащие хлоридов, в основном используются на судах в системах охлаждения провизионных кладовых и в системах кондиционирования, то есть в небольших и автономных системах. Их характеристики недостаточны для применения в высокопроизводительных холодильных системах, например, для охлаждения морозильных трюмов или для рыбоперерабатывающих фабрик на борту судна, где мы в своем оборудовании используем аммиак и углекислоту.

Поскольку глобальное потепление – серьезная проблема для человечества, то инженерами широко ведутся разработки новых гидрофторуглеродных хладагентов для замены их первого поколения. Второе поколение хладагентов этой группы должно минимизировать величину ПГП (Потенциал глобального потепления), которая характеризует степень вредоносного влияния хладагента. Новые вызовы, с которыми сталкиваются разработчики, ведут к возвращению к идее об использовании углекислоты в качестве хладагента для систем кондиционирования и охлаждения провизии. Но это пока еще "завтрашний день", и все еще большинство холодильных производителей используют "привычные" гидрофторуглеродные хладагенты.

Торе Корсмо, Novenco A.C.

– Большинство стран имеют или собираются ввести ограничения на использование определенных групп фреонов. Novenco хотела бы участвовать в этом развитии и всегда искать экологически безопасные решения.


ПРОДОЛЖАЯ ТЕМУ:

Холодильное оборудование на судах: как сэкономить топливо и деньги?

В "жаркую пору" инвестквот поможет отечественный "холод"

Автономные системы кондиционирования для кораблей и судов ВМФ
"НПК Морсвязьавтоматика", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 622-23-10
"Хейнен Хопман Рус", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 3171701
"ВЕЗА", ООО Москва
+7 (495) 223-01-92, +7 (495) 223-01-88
"Teknotherm Marine", AS Хортен
+47 69 19 19 00
"Новенко Русслэнд", ООО Москва
+7(963) 609-52-10
"Битцер СНГ", ООО
+ 7 495 222 1720



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Виктория Краснова, 10.12.2020, 17:14На самом деле это очень дорого переоборудовать старое холодильное оборудование под новые фреоны. Если нужны <a href="https://compressor-shop.net">;запчасти и ремонт холодильных компрессоров</a> можно глянуть тут. Временами и вовсе невозможно, а купить новое - ну это пока нереально.
Свежие новости