реклама

Для снабжения полярных станций на Севморпути будет построено судно "Артур Чилингаров" - Росгидромет

0 145 3 мин
Научно-экспедиционное судно (НЭС) "Артур Чилингаров" для снабжения полярных станций по Северному морскому пути построят в ближайшие пять-шесть лет, сообщил руководитель Росгидромета Игорь Шумаков. "Артур Чилингаров" станет заменой НЭС "Михаил Сомов".

Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский провел рабочую встречу с руководителем Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Игорем Шумаковым на борту научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов", которое сегодня отправилось в очередной рейс. Уже 50 лет легендарное судно используется при освоении Арктики и Антарктики. Последние 25 лет портом приписки судна-снабженца является Архангельск, откуда "Михаил Сомов" каждую навигацию уходит в высокие широты с грузами материалов, оборудования, провианта, доставляет очередную смену полярников на метеостанции и объекты, расположенные на островах и побережье Северного Ледовитого океана.

"Сегодня судно, аналогов которому нет, готово к выходу в рейс, — рассказал капитан НЭС "Михаил Сомов" Виктор Гиль. — Его уникальность в том, что это единственное судно в Арктике, которое работает на необорудованных причальных стенках. Мы снабжаем более 80 мелких опорных пунктов по Северному морскому пути.

На борту НЭС "Михаил Сомов" Александр Цыбульский и Игорь Шумаков подписали соглашение, которое закрепит уже существующие направления взаимодействия правительства Архангельской области и Росгидромета, а также откроет возможности для новых форм сотрудничества. Глава региона отметил, что в условиях Арктики, где от погоды и природных факторов зависит очень многое — от судоходства и строительства до логистики и промышленного производства, — роль гидрометеорологического обеспечения трудно переоценить. Данные Росгидромета активно используются предприятиями региона, аграрным сектором и службами экстренного реагирования.

Соглашение охватывает наиболее актуальные направления работы: гидрометеорологию, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, предупреждение о возможных опасных явлениях, информирование о фактических рисках, включая состояние атмосферы и поверхностных вод. Эти вопросы отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов страны.

"Для Архангельской области и большинства ее служб сотрудничество с Росгидрометом, особенно с его региональным отделением — Севгидрометом, носит стратегический характер, поскольку большинство самых сложных вопросов мы всегда решаем во взаимодействии с коллегами. Вы всегда предупреждаете о тех проблемах, которые у нас могут возникнуть. Это касается половодья, обеспечения устойчивого судоходства и прогнозирования ледовой обстановки, что для нас крайне необходимо", — сказал Александр Цыбульский.

Игорь Шумаков, в свою очередь, отметил, что сейчас прорабатывается проект нового научно-экспедиционного судна "Артур Чилингаров", которое в будущем должно прийти на смену "Сомову". Руководитель Росгидромета также поблагодарил главу региона за поддержку, которую правительство Архангельской области оказывает Севгидромету.

"Благодарен за помощь и поддержку Севгидромету — одному из самых крупных подразделений Росгидромета, у которого очень большая территория обслуживания, — отметил Игорь Шумаков. — У нас есть такое неофициальное понятие, как гидрометфлот, который состоит из более чем 30 судов. Три из них неограниченного плавания, в том числе "Михаил Сомов".

НЭС "Михаил Сомов" проводили в очередной полярный рейс / Фото: Правительство Архангельской области
НЭС "Михаил Сомов" проводили в очередной полярный рейс / Фото: Правительство Архангельской области

После подписания соглашения и осмотра судна Александр Цыбульский и Игорь Шумаков приняли участие в торжественной церемонии проводов в рейс научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов". Основная цель экспедиции — снабжение и обслуживание полярных станций в Арктике.

Приветствуя экипаж судна и участников экспедиции, Александр Цыбульский отметил, что в этом году отмечаются сразу три крупные, неразрывно связанные между собой памятные даты: 50-летие научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов", 500-летие Северного морского пути и 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, в которой Арктика и Северный морской путь сыграли важнейшую стратегическую роль. Именно по этому маршруту шли боевые корабли, доставлялись грузы, обеспечивались военные операции.

"Полвека в арктических широтах — это не просто срок, это, можно сказать, подвиг, — подчеркнул Александр Цыбульский. — Несмотря на ремонты и вызовы времени, судно уже 50 лет несет свою вахту, обеспечивая жизнь и работу в 57 отдаленных пунктах Крайнего Севера. "Михаил Сомов" участвовал более чем в 20 арктических экспедициях: советских и российских. Сегодня он не только продолжает научные исследования, ради которых и был создан, но и выполняет важнейшую миссию: доставляет в Арктику все необходимое для жизни — от топлива до продуктов, от оборудования до смен полярников. Именно он обеспечивает непрерывность работы метеостанций, ремонт и обслуживание техники, связь с Большой землей".

За последние 25 лет "Михаил Сомов" выполнил более 80 рейсов по обеспечению экспедиций, доставке грузов и людей на полярные метеостанции, объекты Министерства обороны РФ, пограничной службы, Росатома и другие труднодоступные пункты в Арктике. 

"Сегодня действительно очень важный день для Гидрометслужбы России — 50 лет назад был поднят флаг тогда еще Советского Союза на уникальном научно-экспедиционном судне "Михаил Сомов", который сначала работал в Антарктиде, а сейчас в Арктике, — отметил Игорь Шумаков. — Все свои задачи он всегда выполняет на отлично. 50 лет для судна — это очень солидный возраст, но оно находится в прекрасном техническом состоянии, готово к выходу в очередной рейс и еще не раз сможет выйти в море благодаря тому, что коллеги из Севгидромета поддерживают его в рабочем состоянии".

Еще одно очень важное направление работы "Михаила Сомова" — очистка арктических широт. Благодаря Севгидромету, проекту "Чистая Арктика", губернаторскому центру "Вместе мы сильнее" и движению "Чистый Север – чистая страна" каждый год в северные широты отправляются волонтеры, а на континент возвращается то, чего в Арктике быть не должно: огромные бочки, устаревший и превратившийся в захламления инвентарь.

Участники торжественной церемонии проводов в рейс научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов" передали экипажу венки для спуска на воду в местах гибели советских кораблей в годы Великой Отечественной войны, сообщает пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области.

Валовая вместимость (т)7745
Дедвейт (т)5305
Водоизмещение (т)14135
Длина габаритная (м)138
Ширина габаритная (м)19
Высота борта (м)11,60
Осадка судна (м)8,40
Скорость (уз)11,40
Марка главного двигателя4R 32BC
Тип топливаДизельное
Количество главных двигателей4
Мощность главного двигателя5500



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости