Программа в цифрах: где мы сегодня?
Сегодня по первому этапу инвестиционных квот построено и передано заказчикам – 43 судна, из них 19 краболовов и 24рыболовных. Реализуется еще 52 инвестиционных проекта по строительству 36 рыбопромысловых судов и 16 краболовов. До конца 2025 года планируется передать заказчикам ещё 13 единиц— 8 краболовов и 5 промысловых судов.
Также начато строительство в рамках второго этапа — дополнительно 46 судов. Программа продолжает оставаться драйвером технологического обновления отрасли.

Дальний Восток: курс на локализацию
Дальний Восток остаётся в передовице строительства новогофлота. Именно здесь работают главные заказчики и располагаются обширные мощности верфей. Среди лидеров:
• Находкинский судоремонтный завод:
o В июне 2025 года заложен краболов "Виндис" для компании "Тихрыбком".
o Также продолжается строительство краболовов "Уссурийск" и "Углегорск" для "Амуррыбпрома".
• Восточная верфь:
o Строятся краболовы по проектам 03140 и 03141 (проектант — "Викинг").
o Другие заказчики: "Север", "Восход", "Дальневосточное побережье", "Амуррыбпром".
• Хабаровский судостроительный завод:
o Ведётся строительство двух краболовов для компании "Маг-Си Интернешнл".
• Ливадийский ремонтно-судостроительный завод:
o Строит два мотобота для компании "Доброфлот".
Центральная Россия: наращивание темпов
Верфи Центральной Росси выходят на уверенные темпы:
• Верфь братьев Нобель (Рыбинск):
o В работе два краболова для "Аква-Инвест" (проект 03070), готовность корпусов превышает 70 %.
o Также строятся два траулера проекта Т40В, заказчики — "Сокра" и "Островной".
• Окская судоверфь:
o Завершается третий краболов-процессор проекта 5712Р — "Капитан Сковпен" для компании "Русский краб".
• Красное Сормово:
Северо-Запад: драйвер технологического обновления
На долю верфей Северо-Запада уже приходится более половины всех строящихся судов:
• Северная верфь (Санкт-Петербург):
o В 2024 году спустили на воду траулер-процессор "Капитан Абакумов", передан заказчику головной ярусолов"Гандвик-1" проекта MT1112XL.
• Адмиралтейские верфи:
o Строятся 10 больших морозильных траулеров проекта ST-192 (бюро Skipsteknisk) для "Русской рыбопромышленной компании" (РРПК).
o В 2024 году Адмиралтейские верфи провели заводские ходовые испытания (ЗХИ) большого морозильного рыболовного траулера проекта СТ-192 "Капитан Мартынов" и подняли на нем флаг.
• Выборгский судостроительный завод:
o Реализуется серия из шести траулеров проектов КМТ01 и КМТ02.
o Строит серию краболовов проекта 5712LS для компании "Русский краб".
• Прибалтийский СЗ "Янтарь" (Калининград):
o В работе — большой морозильный траулер "Виктор Гаврилов" (проект 5670WSD) для РК имени В.И. Ленина.
o Ранее сданы "Василий Каплюк", "Командор" и "Ленинец"(проект SK-3101R).
• СЗ "Отрадное":
o В 2025 году сдан краболов "Механик Цуранов" (проект 03070).
o Также завершено строительство краболова "Орион" (этот заказ был ранее передан с "Пеллы").

Импортозамещение и вызовы
Несмотря на санкционные и логистические вызовы, судостроительные предприятия России продолжают наращивать уровень локализации и адаптируют проектные решения:
• Развиваются производственные цепочки с российскими машиностроителями, КБ и поставщиками комплектующих;
• Приоритет — суда с высокой перерабатывающей мощностью и энергоэффективностью.
На что опирается флот будущего
Программа инвестквот — не просто обновление флота. Это масштабная национальная стратегия: она формирует заказ для верфей, рабочие места для инженеров и судостроителей, актуализирует запрос отрасли на квалифицированные кадры. Все эти вопросы находят своё решение на Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia, где регулярно встречаются заказчики, исполнители, регуляторы и поставщики оборудования, чтобы координировать усилия, сверять сроки и совместно решать возникающие вызовы. Именно здесь, на этой площадке, строится образ и логика российского промыслового флота будущего — технологичного, устойчивого и суверенного.
Чтобы придать дополнительный импульс программе обновления флота и производственных мощностей рыбохозяйственного комплекса, начиная с 2024 года на выставке организуется специализированная экспозиция, которая в этом году получила имя FISH TECH GLOBAL. Спецэкспозиция затронет как сектор промыслового судостроения и судоремонта, так и весь спектр оборудования, задействованного в рыбной промышленности от вылова до потребителя, включая переработку, упаковку, логистику, хранение и сбыт рыбной продукции.