реклама

"Спрос растет, настрой оптимистичный": Эксперты о рынке литья для судостроения

Изготовление литья – одна из насущных задач для отечественного судостроения. Какова сегодня ситуация на литейном рынке, сколько времени требуется литейщикам для изготовления заказов, и какие новые технологии они используют, все это "Корабел.ру" решил узнать из первых рук.
Процесс заливки – литье по газифицируемым моделям (ЛГМ) / Фото:
Процесс заливки – литье по газифицируемым моделям (ЛГМ) / Фото: "Завод АКС", ООО

– Какое место занимает судостроение в вашем портфеле заказов? Каков стандартный срок изготовления заказа?

Евгений Коптяев, первый заместитель генерального директора АО "Армалит":

Евгений Коптяев, первый заместитель генерального директора АО "Армалит" / Фото:
Евгений Коптяев, первый заместитель генерального директора АО "Армалит" / Фото: "Армалит", АО

– На оборудование для судостроения приходится основная доля нашего портфеля заказов. Поставки трубопроводной судовой арматуры дают более половины выручки завода. 

Основная масса такой арматуры – корпуса, крышки – изготавливается методом литья. Также используется метод горячей штамповки с последующей механической обработкой. Соотношение использования данных технологий производства составляет соответственно 70% к 30%. 

Срок исполнения заказа зависит от многих факторов. Если говорить об арматуре с дистанционным управлением, электрическими, пневматическими или гидравлическими приводами или арматуре, к которой предъявляются требования к устойчивости против соляного тумана, агрессивных сред, то работа над ее производством может занять 12 месяцев. В то же время у простой ручной арматуры для судов небольшого водоизмещения, к примеру, рыболовецких, технологический срок изготовления составляет около трех месяцев. Замечу, что наши сбытовые цепочки выстроены таким образом, что ряд продукции АО "Армалит" может поставляться в сжатые сроки – до двух недель. Это возможно, когда заказанное оборудование имеется на складе.

Александр Андреев, коммерческий директор ООО "Завод АКС"

Александр Андреев, коммерческий директор ООО "Завод АКС" / Фото:
Александр Андреев, коммерческий директор ООО "Завод АКС" / Фото: "Завод АКС", ООО

– Заказы от судостроительных предприятий составляют примерно треть общего объема. Это, как правило, крупные заводы, которые в свое время отказались от литейных производств по технологии "литье по выплавляемым моделям" (ЛВМ) из-за трудоемкости и высоких затрат на содержание производств. Делаем для судостроителей и корпусные детали, и детали насосов. Данная разноплановость подразумевает под собой разную трудоемкость и, следовательно, отражается на сроке изготовления. Он составляет в среднем 30 рабочих дней без учета изготовления пресс-форм.

Виктор Колгушкин, генеральный директор ООО "Литмаш-М":

– ООО "Литмаш-М" не выделяет судостроение как отдельное направление деятельности. Компания производит литейную продукцию для разных отраслей промышленности. Стандартный срок изготовления нового изделия в среднем составляет три месяца.

Дмитрий Пуклинов, директор ООО "Стивидор" / Фото: ООО
Дмитрий Пуклинов, директор ООО "Стивидор" / Фото: ООО "Стивидор"

Дмитрий Пуклинов, директор ООО "Стивидор" 

– На нашем заводе заказы для судостроения занимают около 10% от общего портфеля заказов, но почти все эти заказы повторяются ежегодно, и есть тенденции к увеличению объемов. На освоение новой позиции требуется от одного до двух месяцев. При заказе уже освоенных позиций первые партии поставляем уже через 2-3 недели. 

Алексей Тихомиров, генеральный директор ООО "Метмаш":

– Судостроение в нашем портфеле заказов занимает 30–40%. Стандартный срок исполнения заказа составляет 60–180 рабочих дней.

– Какие тенденции характеризуют рынок литья в 2025 году?

Евгений Коптяев, "Армалит":

– Если делать прогнозы на основании тенденций развития судостроительного рынка, то мы склонны к умеренному оптимизму. Из ряда заявлений можно сделать вывод, что в отрасли в ближайшее время будет наблюдаться рост. Поскольку спрос на арматур имеет производный характер, то и он покажет увеличение. Соответственно, нагрузка на литейные цеха предприятий-производителей станет больше. Если говорить про развитие литейного рынка в целом, то мы видим стабильный рост. В стране развивается производство, реализуются инвестиционные проекты, строятся промышленные объекты, внедряются новые технологии, и везде нужна литейная продукция.

Виктор Колгушкин, генеральный директор ООО "Литмаш-М" / Фото:
Виктор Колгушкин, генеральный директор ООО "Литмаш-М" / Фото: "Литмаш-М" ООО

Виктор Колгушкин, "Литмаш-М": 

– На рынке литья наблюдаются следующие ключевые тенденции: технологическая специализация, сегментация по отраслям, рост количества металлургических комбинатов и машиностроительных холдингов, рост спроса на автоматизированные решения, сокращение ручного труда, увеличение доли высокотехнологичных процессов.

Дмитрий Пуклинов, "Стивидор": 

– Рынок, по нашему мнению, стабилен, есть сдержанный оптимизм в сторону увеличения объемов заказа и появления новых позиций.

Александр Андреев, "Завод АКС": 

– Продолжаются попытки импортозамещения в различных сферах. В судостроении речь идет о починке имеющихся иностранных агрегатов и попытках сделать свои. Пока, как нам видится, существует недостаток в финансировании и стоимость импортозамещенного обычно выше замещаемого. Чтобы снизить цену конечной продукции, нужно количественно увеличивать заказ. Прогнозируем, что этот год, как и предыдущий будет нацелен на те направления, где есть финансирование, как правило, это работа с государственными оборонными заказами.

Алексей Тихомиров, генеральный директор ООО "Метмаш" / Фото:
Алексей Тихомиров, генеральный директор ООО "Метмаш" / Фото: "Метмаш", ООО

Алексей Тихомиров, "Метмаш":

– Можем отметить увеличение заказов с полной механической обработкой деталей в сжатые сроки и увеличение масс отливок с приемкой РМРС с широкой номенклатурой, но в единичном или мелкосерийном объеме.

– Какие судостроительные заказы, реализованные вашей компанией, стоит выделить?

Виктор Колгушкин, "Литмаш-М": 

– Среди выполненных заказов можем отметить изготовление отливок запорной арматуры для судостроения.

Алексей Тихомиров,"Метмаш": 

– Якоря для Выборгского судостроительного завода, Окской судоверфи, Амурского СЗ.

Дмитрий Пуклинов,"Стивидор": 

– Выполняем корпусное литье для различных электронных и оптических систем, а также различные кронштейны крепления, элементы капитанских кресел. 

Якорь повышенной держащей силы (Якорь ПДС) / Фото:
Якорь повышенной держащей силы (Якорь ПДС) / Фото: "Метмаш", ООО
Изготавливали подлокотники, которые являются частью капитанского кресла и устанавливаются как на морские суда так и на специальную наземную технику / Фото: ООО
Изготавливали подлокотники, которые являются частью капитанского кресла и устанавливаются как на морские суда так и на специальную наземную технику / Фото: ООО "Стивидор"
Реверсивная заслонка для водометного движителя из алюминия Ак7ч / Фото: ООО
Реверсивная заслонка для водометного движителя из алюминия Ак7ч / Фото: ООО "Стивидор"

Александр Андреев, "Завод АКС":

– Много заказчиков, которые изготавливают с нашей помощью изделия для судостроительных заводов. Обычно мы делаем заготовку, из которой далее получается что-то выдающееся. Со своей стороны можем отметить стабильность поставок для данных контрагентов и отсутствие рекламаций. 

На производстве АО
На производстве АО "Армалит" / Фото: Корабел.ру

Евгений Коптяев, "Армалит": 

– Если продолжать разговор в контексте литейного производства, то можем отметить, что отливали крупногабаритные корпуса задвижек с проходами от 500 до 1000 мм. Высота готового изделия составила порядка трех метров. Еще один предмет нашей гордости – арматура для плавучих энергоблоков, ледоколов, которые строятся для обеспечения проводки судов по Северному морскому пути. Она отливается из материалов, стойких к агрессивной морской среде, к абразивному воздействию ледяной шуги. Срок службы такой арматуры составляет 40 лет. 

– Какие новые технологии литья вы используете?

Алексей Тихомиров,"Метмаш": 

– ХТС-альфа-сет процесс (ХТС-литье в холоднотвердеющие смеси, альфа-сет процесс – процесс затвердения полифенолятовых смол путем воздействия отвердителя на эфирной основе), экзотермические вставки, применение хромитового песка для повышения качества поверхностей отливок.

Дмитрий Пуклинов,"Стивидор":

– На производстве активно используем аддитивные технологии. Льем по классической технологии литья по выплавляемым моделям, но в качестве модели используем выращенную на 3D-принтере полимерную конструкцию. Способ хорошо зарекомендовал себя для отраслей с небольшими сериями, такие как авиа-, ракето- и судостроение. Способ полностью цифровой, позволяет сократить время на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, быстро вносить корректировки в геометрию отливки и технологию ее получения.

Плита опорная.   Заказ пришел от предприятия, которое занимается строительством прогулочных и спортивных судов. Клиенту потребовался комплект отливок для гидроцикла. / Фото: ООО
Плита опорная. Заказ пришел от предприятия, которое занимается строительством прогулочных и спортивных судов. Клиенту потребовался комплект отливок для гидроцикла. / Фото: ООО "Стивидор"
Поручень.  Заказ пришел от предприятия, которое занимается строительством прогулочных и спортивных судов. Клиенту потребовался комплект отливок для гидроцикла. / Фото: ООО
Поручень (комплект отливок для гидроцикла) / Фото: ООО "Стивидор"
Скоба натяжителя.   Заказ пришел от предприятия, которое занимается строительством прогулочных и спортивных судов. Клиенту потребовался комплект отливок для гидроцикла. / Фото: ООО
Скоба натяжителя (комплект отливок для гидроцикла) / Фото: ООО "Стивидор"

Александр Андреев, "Завод АКС":

– Ввиду специфики уникальных технологий не имеем, меняем только материалы в уже существующих технологиях. Отдельно от технологии литья по выплавляемым моделям (ЛВМ) можно выделить технологию литья по газифицируемым моделям (ЛГМ) и ЛГМ под избыточным давлением. Последняя опробована в этом году на литье алюминия и показала хорошее снижение пористости в отливках.

Евгений Коптяев, "Армалит": 

– Сегодня активно развивается литье из дуплексных сталей. Они по ресурсу сопоставимы с другими сплавами, но отличаются низкой себестоимостью.

В цехах АО
В цехах АО "Армалит" / Фото: Корабел.ру

Виктор Колгушкин, "Литмаш-М":

– Компания "Литмаш-М" использует классические технологии: литье в песчано-глинистые смеси (ПГС) и литье в холоднотвердеющие смеси (ХТС).
 

– Что требуется для развития литейной отрасли в России?

Дмитрий Пуклинов,"Стивидор":

– Есть несколько проблем, которые мешают развитию российской литейной отрасли. Одна из них сложный доступ к оборудованию для автоматизации производства: большинство оборудования про-изводится в Китае, и оно не прослужит долго, плюс на российском 

рынке оборудование дорогостоящее. Для решения этой проблемы предлагаем ввести субсидирование на приобретаемое российское оборудование. Вторая проблема заключается в том, что в Китае литье стоит намного дешевле, чем в России, и многие заказчики закупают продукцию не у отечественных производителей. 

Здесь решение может быть в создании нормативных актов, которые бы устанавливали высокий процент закупок у российских поставщиков. Из второй проблемы вытекает третья: компании заказывают опытные серии у российских производителей, а затем уходят с наработками в Китай, где заказывают уже большие серии. Это мешает развитию литейного производства в России, так как нет возможности увеличить производственную мощность.

Также сказывается кадровый дефицит. Этот вопрос тесно связан с проблемами, перечисленными ранее. При автоматизации производства и увеличении производственных мощностей появится возможность увеличить заработную плату сотрудников, что решит проблему.

Александр Андреев, "Завод АКС":

– Требуется поддержка со стороны государства, снижение кредитной нагрузки, подготовка квалифицированных кадров.

Евгений Коптяев, "Армалит": 

– Ключевой аспект – стабильный гарантированный спрос, благодаря которому мы сможем планировать загрузку производственных мощностей. Только в таких условиях мы сможем своевременно подготовить производство, актуализировать и станочную, и литейную оснастки, проверить их пригодность, готовность к исполнению заказа. Кроме того, у нас появится возможность заблаговременно закупить необходимые материалы и сырье. Наконец, мы выстроим производственный процесс так, чтобы минимизировать простои оборудования, а значит, сократим затраты на изготовление продукции. 

Рабочие моменты АО
Рабочие моменты АО "Армалит" / Фото: Корабел.ру

Виктор Колгушкин, "Литмаш-М":

– Для развития литейной отрасли в России требуется комплексный подход, включающий следующие ключевые направления: формирование развитого рынка отливок, модернизацию и оптимизацию производственных мощностей, совершенствование кадрового потенциала. Необходимо развитие нормативно-технической базы, маркетинговой деятельности, создание машиностроительных кластеров, совершенствование литейного машиностроения. Особое внимание следует уделить улучшению качественных показателей производства, а не только количественных. Это позволит повысить конкурентоспособность российской литейной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. 

Алексей Тихомиров,"Метмаш": 

– Нужна более четкая определенность в номенклатуре и сроках планируемых к постройке судов. Производитель литья должен быть уверен, что его инвестиции в оборудование и технологии будут востребованы.

Статья из апрельского номера журнала WWW.KORABEL.RU за 2025 г. 

Материалы по теме:
"Армалит", АО
Санкт-Петербург
+7 (812) 603-40-77
"Метмаш", ООО
Бор
+7 (831) 593-61-92, +7 (831) 593-61-18
"Завод АКС", ООО Санкт-Петербург
+7(812)324-85-53
"Стивидор", ООО Ступино
+7 (968) 832-40-91
"Литмаш-М", ООО Меленки
+7 (49247) 2-24-83



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости