Правительство обдумывает стимулирование закупок крупнотоннажных судов, в том числе иностранного производства, российскими компаниями.
Речь идет о субсидировании ставки по кредитам, которые будут обслуживать российские экспортно-импортные потоки, при этом импортировать судно и регистрировать его в российском реестре будет необязательно.
По мнению экспертов, РФ нужен широкий спектр разнообразных и не производящихся на территории страны судов. Государство может просубсидировать банки для предоставления кредитов на закупку и фрахт судов. Как сообщается в проекте постановления правительства ("Ъ" видел документ), субсидии выделяются банку, чтобы он мог предоставить льготный кредит по ставке 4%. Государство готово субсидировать до 9 п. п. разницы между коммерческой и льготной ставками, причем если ключевая ставка ЦБ поднимется выше 10%, то размер льготы может быть выше 4% до момента, пока ситуация не изменится, сообщает Коммерсантъ.
Деньги могут предоставляться на лизинг и приобретение в собственность (включая строительство) грузовых судов и контейнеров. Суда и контейнеры могут быть использованы для экспортных и импортных перевозок. Импортировать само судно в РФ и регистрировать его в отечественном реестре необязательно. Также льготная ставка может распространяться на получение судов и контейнеров во владение или пользование, в том числе по новым договорам тайм-чартера, для обеспечения экспорта и импорта из РФ, и на приобретение долгосрочных услуг операторов морских линий по контрактам на экспорт грузов. Субсидии можно использовать и для компенсации части премии по договорам страхования экспортных и импортных кредитов.
Фактический размер субсидии на проект не может превышать 15% от общей массы льгот (ее размер в документе не уточняется). В Минпромторге вопросы "Ъ" переадресовали в Минтранс, где от комментариев отказались.
После начала военных действий и введения санкций рынок как закупки, так и фрахта судов для российских экспортеров заметно сузился. В угольной отрасли доступность крупнотоннажных судов упала к третьему кварталу до 30% от докризисного уровня, поскольку 70% крупнотоннажного флота находится в собственности компаний Европы, США, Канады, Японии и Сингапура. В декабре вступит в силу эмбарго ЕС на российскую нефть, которое не только не позволит продавать сырье в страны блока, но и лишит российские компании доступа к услугам европейских судовладельцев, брокеров и страховщиков для операций по экспорту нефти в третьи страны.
Больше новостей читайте в телеграм-канале всех Корабелов.