- A + Автор: Юлия Хазиева КомментарииПрочитано 6858 раз   |
В 2020 из-за пандемии Петербургский международный экономический форум не состоялся. Зато в этом году сразу заметно, насколько предприятиям не хватало живого общения и демонстрации своих успехов! Множество важных соглашений, договоренностей и обсуждений было зафиксировано в Петербурге в дни со 2 по 5 июня. Мы подготовили специальную подборку событий, касающихся судостроения и судоходства.
Судостроение 

В марте 2023 года головное судно серии газовозов, строящихся на ССК "Звезда", будет передано "Совкомфлоту" - об этом рассказал на ПМЭФ гендиректор компании Игорь Тонковидов. По крайней мере, заказчики на это надеются. Суда этой серии строятся на Дальнем Востоке для эксплуатации на проекте "Арктик СПГ 2". Всего сейчас строится 15 арктических газовозов нового поколения для СКФ. Строительство трех газовозов также реализуется на корейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. Суда, которые строятся на "Звезде" и DSME, будут иметь разную форму корпуса и различия в конструкции, но грузовместимость всех судов будет примерно одинаковой. 

Тема импортозамещения по-прежнему корректируется и обсуждается. На площадке форума ОСК и Росатом достигли договоренностей касаемо выбора российских комплектующих для новых ледоколов проекта 22220. Как заявил Алексей Рахманов, гендиректор ОСК, в корпорации готовы предложить заказчику адекватные цены на новое оборудование, а также на выгодные условия на утилизацию устаревшей техники. "Данные условия не являются попыткой замещения иностранных товаров отечественными, - сказал глава ОСК. - Скорее, это экономически выгодное предложение, которое поспособствовало согласию в вопросе выбора комплектующих. Предполагается, что работа с отечественным оборудованием будет продолжаться дальше в еще больших количествах". 
 
Строительство ледокола Якутия / Фото: Балтийский завод

Наметились первые стратегии развития рыбинского судостроительного завода "Вымпел" под эгидой Объединенной судостроительной корпорации. На форуме было подписно соглашение между ОСК и правительством Ярославской области, согласно которому судоверфи должна быть обеспечена загрузка до 2027 года. Регион, в свою очередь, рассмотрит вопрос о предоставлении ОСК мер господдержки и участие компании в государственных программах на территории области.
 
Фото: Портал органов власти Ярославской области

В продолжение темы развития судостроения в регионах. В рамках форума глава ОСК Алексей Рахманов и губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин обсудили перспективы деятельности региона в области новых технологий. Главной темой в обсуждении стала возможность реализации на территории бывшего завода им. III Интернационала, ныне входящего в Южный центр судостроения и судоремонта, проекта по созданию площадки для производства композитных маломерных судов и беспилотных пласредств для экологического мониторинга акватории, а также обеспечения безопасности мореплавания. Гендиректор корпорации подчеркнул, что развитие маломерного флота становится одной из приоритетных задач ОСК на ближайшее будущее. В свою очередь, губернатор отметил, что реализация подобного проекта позволит привлечь в отрасль малый и средний бизнес и сосредоточить на территории региона высокотехнологичные и наукоемкие производства с высокой добавленной стоимостью.

Не обошли стороной и тему создания инновационного флота. Минпромторг России и представители власти Мекленбурга - Передней Померании (Германия) поделились совместными планами по созданию электропаромов, работющих на солнечной энергии. Причем стороны заявили о том, что они уже перешли на этап формирования технического задания. 

Подобная тема поднималась и в масштабах регионов. В Пермском крае было решено построить предприятие, которое будет выпускать суда, работающие на электротяге. Свою помощь в реализации перспективного проекта предложили представители новой верфи "Эмпериум" - первого предприятия в России, запустившего выпуск подобного флота. 
 
Электросудно Ecovolt / Фото: Изображение: ООО "НПК Морсвязьавтоматика"
 
Арктика и Северный морской путь 

Арктика - зона повышенного экономического интереса для многих стран. Конечно, этой теме на международном форуме уделялось особое внимание. В частности активно обсуждались вопросы, связанные с судоходством.

Инициативу по теме развития Северного морского пути проявили французы. В своем послании президент Французской Республики подчеркнул, что верит в успех Северного морского пути как важной экономической артерии, и что многие инвесторы заинтересованы в участии программ по развитию арктического региона. Он также выразил надежду на сотрудничество французской стороны с Росатомом.  

Также общие цели по этому вопросу обсуждались с коллегами из Финляндии. Здесь подключились отечественные судостроители, которые предложили финнам совместно прорабатывать вопросы атомной энергетики, создания инновационного флота и инфраструктуры арктического региона. 

Одна из главных проблем Севморпути - это отсутствие современной инфраструктуры, которая могла бы гарантировать безопасность и бесперебойную работу техники в сложных условиях Арктики. На это сетуют в том числе иностранные судовладельцы, говоря о причинах неактуальности местного судоходства. 

Действительно, полноценное обустройство этого водного пути требует большой работы. Но есть вероятность, в скором времени большую часть этих затруднений удастся устранить. Например, за счет создания и развития цифровых коммуникаций на территории Арктики. "Атомэнергопром" (входит в госкорпорацию "Росатом") и компания "Морсвязьспутник" заключили соглашение о сотрудничестве. Речь идет о целом ряде проектов, основой которого стало сооружение трансарктической магистральная подводной волоконно-оптическая линии связи, проходящей от Мурманска до Владивостока.  
 
ПМЭФ-2021 / Фото: "Росморречфлот"

Целый блок обсуждений и договоренностей был посвящен теме экологии. Компания TotalEnergies подписала соглашение с "Новатэк" о снижении выбросов вредных веществ в арктическом регионе. Кроме того, документ предполагает строительство перегрузочного терминала на Камчатке, который позволит сократить использование тяжелых кораблей в пользу более легких. Так мы плавно перешли к теме портового оснащения, которую тоже не раз затрагивали на прошедшем форуме. 

Порты и инфраструктура 

В рамках рабочей программы форума состоялось торжественное открытие после реконструкции морского пункта пропуска Пассажирского порта Санкт-Петербург. Модернизация дала порту возможность принимать круизные и паромные суда круглый год. Новый пункт пропуска позволит обслуживать до 726 судов в год, в том числе 416 паромных. В общей сложности возрастает до 45 тысяч транспортных средств в год". С учетом реализованного проекта площадь терминала порта выросла с 3,3 до 4,8 гектар.

В целом, портовой тематике на петербургской встрече уделялось немало внимания. В том числе, снова поднимался вопрос о переносе петербургского порта в Ленобласть, предложенная ранее главой "Трансмашхолдинга". Каких-то конкретных путей реализация такого проекта пока не получила, собственно, как и поддержки. 

В Усть-Луге будет строится завод по производству метанола и морской терминал для его перевалки мощностью в 25 млн тонн в год. Договор был подписан компанией "Еврохим". Строительство подобного пункта давно обсуждалось и планировалось. Это первый подобный терминал в регионе.
 
ПМЭФ-2021 / Фото: Фонд "Росконгресс"

Большая часть проектов, зародившихся на форуме - это довольно масштабные сделки, требующие немалых вложений, квалифицированных кадров и обсуждения множества нюансов. Так что, наверняка, ход их реализации еще успеет обрасти сложными дискуссиями, обсуждениями и инновациоными решеними - это все вопросы ближайшего будущего. Но, тем не менее, мы можем обозначить главные тенденции развития отрасли, опираясь на итоги форума. 

Во-первых, Россия последовала примеру стран Евросоюза и активно включилась в развитие экотехнологий. А это, в свою очередь, ведет к созданию флота совершенно новых типов судов и притоку новых заказчиков, в том числе из-за рубежа. Во-вторых, наметились движения в области сотрудничества региональных властей и судостроительных предприятий. Это не только взаимная поддержка в экономическом плане, но и перспектива на получение новых заказов на строительство флота, в которых остро нуждаются разные регионы страны. И в-третьих, в очередной раз подтвердилась важность международного сотрудничества. Не борьба за Арктику и создание новых военных баз, негативно сказывающихся на экосистеме хрупкого региона, а совместные решения, современная инфраструктура и применение научного знания помогут в освоении северных широт. 

Материлы по теме: 

"Транспортная неделя-2020": перспективы развития водного транспорта и судостроения
OMR-2020: А им не страшен ни вал девятый, ни холод вечной мерзлоты…
Отраслевые мероприятия в эпоху пандемии - шаг в будущее или серьезный кризис?
"Главный вопрос на сегодня - как вести торговлю?" - интервью с оператором Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia о новых реалиях рыбной отрасли

Наши новости в Telegram

Автор: Юлия Хазиева
Поделиться новостью
"Судостроительный завод "Вымпел", АО
Россия, Рыбинск+7 (485) 520-24-42
"НПК Морсвязьавтоматика", ООО
Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 622-23-10
"Южный центр судостроения и судоремонта", АО
Россия, Нариманов+7(851)222-00-10
"Совкомфлот", ПАО Россия, Москва+7 (495) 660-40-00
"Пассажирский Порт Санкт-Петербург "Морской фасад", АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)303-67-40


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость