реклама

Речные речи

В конце июня Тверская область стала местом притяжения для тех, кто связан с речным туризмом. В очередной раз в Завидово, на берегу реки Дойбица, прошел Национальный туристский форум "Реки России". Мероприятие это до 2016 года было известно представителям отрасли как Тверской международный речной форум, но вот уже второй раз проводится в новом, более солидном, статусе.

ФЦП кончается, да здравствует ФЦП!

— Большое количество участников, в том числе представителей федеральных, региональных органов исполнительной власти, профессионалов, экспертов разных отраслей, которые объединяют все явления круизного, водного, яхтенного туризма, говорит о важности и востребованности темы, — отметил на пленарном заседании заместитель главы Федерального агентства по туризму Николай Королев.

По его словам, туризм сейчас становится новым долгосрочным вектором социально-экономического развития страны. На данный момент в нем занято более 500 тыс. человек. Внутренний туризм показывает стабильную положительную динамику. В прошлом году число наших сограждан, отдохнувших внутри страны, превысило количество выездных туристов. Если говорить именно о круизном сегменте, то популярностью на просторах России пользуются пять основных направлений. Это Амур, Каспий, Камчатка — Сахалин, Русская Арктика и Большая Волга.
 
Корабел.ру

При этом понятно, что не все так радужно. Немалый потенциал для развития сдерживается рядом негативных факторов.

— В числе ключевых задач, с точки зрения развития круизного туризма в России, устранение структурных ограничений. Необходимо оборудовать причалы, речные вокзалы, зеленые стоянки. Ведь многие города на круизных маршрутах не готовы к приему туристских судов. Кроме того, требуется проработка вопросов повышения эффективности управления пассажирской причальной инфраструктурой, находящейся в государственной муниципальной собственности, — добавил представитель Ростуризма.

Часть из этих задач будет решаться в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма". Ее действие заканчивается в 2018 году, но уже сейчас ведется разработка новой ФЦП сроком на 2019 — 2025 гг. В ней будут некоторые важные отличия от действующей.

— Мы будем обсуждать задачи, связанные с субсидированием ставки по кредитам не только для инфраструктурных решений, но и в том числе для тех, кто будет приобретать круизные суда и даже автобусы. Второй блок вопросов — это грантовая поддержка бизнеса. Уже состоялись рабочие встречи с министерством промышленности, министерством транспорта, на которых мы обсуждали в том числе инициативы регионов — как стимулировать вовлечение их бизнеса. Предложения будут готовы для представления президенту до конца 2017 года, — заявил Николай Королев.
 
Корабел.ру


"Полигоны и прочее безобразие"

Еще одна тема, которую подняли в рамках форума, это экология Волги — основной круизной артерии Центральной России. Чистота реки — вопрос, имеющий в том числе и серьезное туристическое измерение. Об этом довольно эмоционально высказался заместитель министра природных ресурсов и экологии Сергей Ястребов.

— Впечатление от путешествий, естественно, создается окружающей средой. Если мы увидим посторонние плавающие предметы в нашей великой реке, то настроение у нас с вами испортится, — резонно заметил он. — Поэтому мы сделали программу, направленную, в первую очередь, на сохранение Волги как источника. Она решает вопросы, связанные с очисткой стоков, с экологическим ущербом, с теми проблемами, которые мы с вами видим каждый день. Я имею в виду полигоны и прочее безобразие, которое творят, к сожалению, на волжских берегах.

Программа, о которой говорил чиновник, называется "Чистая Волга" и, как он пояснил далее, будет состоять из набора региональных проектов. Первые шаги должны сделать именно территории, финансируя их за счет сборов за сверхнормативный сброс отходов. В распоряжении региона остается 95 процентов этих средств, которые можно, выражаясь современной законодательной лексикой, "окрасить" и направить на экологические программы.
 
Корабел.ру

Буквально тут же, на пленарном заседании по этому поводу началась импровизированная дискуссия. Оппонентом выступил Сергей Бачин, председатель совета директоров девелоперской ГК "Агранта":

— Волга течет через все регионы. И что это значит? Это значит, что, предположим, ниже по течению реки регион очень серьезно озабочен как туризмом, так и чистотой Волги, а над ним находится дотационный регион, у которого нет ресурсов заниматься этим. Или у него система приоритетов другая, какие-нибудь моногорода или еще что-то. И, получается, такой регион не может участвовать в этой программе. Я сейчас, в основном, говорю о софинансировании. Потому что, если мы возьмем и слепо перенесем правила софинансирования из ФЦП "Развитие внутреннего туризма" в программу "Чистая Волга", у нас все развалится.

Для наглядности он привел пример.

— Представьте, вот здесь рядом строится трасса Москва — Петербург. А если бы она строилась примерно так: есть в Тверской области деньги, они асфальт положили, а в соседней области нет денег, там будет трасса без асфальта? Понятно, что это нонсенс. А Волга — это и есть, между прочим, магистраль.

Исходя из этого, подчеркнул Сергей Бачин, программа "Чистая Волга" либо, как минимум, часть ее мероприятий нуждаются в полном федеральном финансировании. Иначе в предстоящие годы начнутся конфликты между приволжскими регионами, активно участвующими в проекте и уклоняющимися от собственных вложений.
 
Корабел.ру


Круизный крен

Национальный туристский форум "Реки России" состоялся в Тверской области в новом формате, как уже было сказано, во второй раз. Первый прошел в июне 2016 года с большим размахом — участие в нем тогда принимали такие фигуры, как глава Росморречфлота Виктор Олерский, полпред президента в Центральном ФО Александр Беглов, экс-министр транспорта, а ныне помощник президента Игорь Левитин. Достаточно широко были представлены отрасли, связанные с внутренним судоходством, — приехали судостроители, проектанты, главы круизных компаний и турагентств, мэры малых городов.

За счет этого удалось выстроить достаточно насыщенную и интересную программу. Проблемы российских рек обсудили всесторонне, и многие позиции позже, в августе 2016 года, были озвучены на Госсовете по водным путям. В конце статьи мы оставим ссылку на наши прошлогодние отчеты о форуме и о Госсовете, можно пройти и познакомиться со всеми подробностями.

В этот раз уровень представительства несколько снизился. Виктор Олерский, которого вновь ожидали, не смог приехать. Из списка докладчиков пришлось вычеркивать и заместителя директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Николая Шабликова, который должен был детально представить точку зрения федерального ведомства. Сами верфи в форуме тоже участия не приняли.

От судостроительной отрасли выступил только глава "Морского инженерного бюро" Геннадий Егоров с докладом о новых круизных судах, строящихся на российских верфях. Речь шла о первом судне проекта PV09 "Штандарт" (оператор "Мостурфлот") которое уже сдано, о судах проектов PV300VD для "Мостурфлота" (на 310 пассажиров) и PV300 для Водохода (на 342 пассажира), которые строятся, и о предстоящей закладке мелкосидящего колесного круизного судна для компании "Гама". Кстати, операторы уже вовсю продвигают круизные продукты на этих судах, рейсы начнутся с 2020 года.

От него собравшиеся услышали и рассказ о мерах господдержки отрасли — в виде продления действия постановления Правительства Российской Федерации от № 383 по компенсации 2/3 процентной ставки по кредитам на закупку гражданских судов, а также лизинговых платежей по договорам лизинга на приобретение гражданских судов. Еще одна мера — судовой утилизационный грант.
 
Корабел.ру

В целом же, "Реки России — 2017" получили достаточно сильный крен в сторону именно круизно-туристической тематики. Обсуждали новые маршруты, способы привлечения туристов, продвижения турпродуктов, потенциал малых городов — например, Калязина или Углича.

Тем не менее, как сказал корреспонденту "Корабел.ру" в кулуарах форума Михаил Францев (его доклад об интермодальном туризме мы публиковали чуть ранее), мероприятие вполне удалось.

— Да, в прошлом году был Олерский, были другие руководители речной отрасли. Но я считаю, что в этот раз тоже все работали достаточно продуктивно. Важно, что продолжает сохраняться интерес к речному туризму в различных формах, в первую очередь, традиционно круизному. А до тех пор, пока сохраняется интерес к этой области экономики, будет сохраняться интерес к речному флоту, его возрождению и развитию. С моей точки зрения, данный форум является одним из приводных ремней поддержки этого интереса, — уверен Михаил Эрнстович.
 
Материалы по теме:
Договорились на берегу (о форуме "Реки России - 2016")
Прошлись по воде (о Госсовете по внутренним водным путям в августе 2016 г.)
Речной туризм на скоростных судах (доклад Михаила Францева на форуме "Реки России - 2017")
"Морское Инженерное Бюро-СПб", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 233-64-03, +7 (812) 232-85-38, +7 (812) 498-09-59
Федеральное агентство по туризму Москва
+7 (495) 870-29-21



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости