- A + Автор: Ренарт Фасхутдинов КомментарииПрочитано 2657 раз   |
В Тверской области 24-25 июня прошла масштабная конференция, посвященная вопросам речного туризма, — Национальный туристский форум "Реки России". Около 600 гостей из 22 регионов России съехались обсудить перспективы развития круизного туризма и состояние инфраструктуры внутренних водных путей России.

И т.д.

Об уровне значимости мероприятия можно судить по знаковым фигурам, принявшим участие в мероприятии.

Во-первых, это внушительный десант высшего федерального чиновничества — помощник президента РФ Игорь Левитин, полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов, заместитель министра транспорта РФ, глава Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, директор департамента туризма и региональной политики министерства культуры РФ Ольга Ярилова, заместитель руководителя Ростуризма Сергей Корнеев и т.д.

Во-вторых, руководство тех регионов, где речной туризм является жизненно важной сферой деятельности, — губернатор Костромской области Сергей Ситников, врио губернатора Тверской области Игорь Руденя, председатель Законодательного собрания Тверской области Андрей Епишин, заместитель губернатора Ярославской области Сергей Крастынь, председатель правительства Астраханской области Сергей Маркелов и т.д

В-третьих, главы ведущих круизных компаний — гендиректор Московского речного пароходства Константин Анисимов, гендиректор ООО "Водоход" Александр Трофимов, гендиректор компании "Инфофлот" Александр Сахаров, заместитель гендиректора "Мостурфлота" Светлана Гончарова и т.д.

При этом надо понимать, что за сокращением "и т.д." каждый раз скрывается довольно длинный перечень участников с немалыми званиями и регалиями. Плюс в Тверь приехали руководители целой массы ассоциаций, общественных организаций, союзов, советов и компаний, так или иначе имеющих отношение к судоходству и речному туризму. Судостроительная отрасль была представлена Средне-Невским СЗ, Ярославским СЗ, "Морским инженерным бюро", а также директором департамента маркетинга и продаж ОСК Дмитрием Пряхиным.
 
Национальный туристский форум "Реки России" / ГК "Конкорд"

Обсуждение острых проблем началось уже прямо на пленарном заседании — поговорили и об устаревшем флоте, который надо срочно обновлять, и о проблемах с инфраструктурой на акваториях, и о необходимости привлечения инвесторов. Причем некоторые вопросы решались уже на самом форуме. Так, на пресс-подходе врио губернатора Тверской области Игорь Руденя пообещал восстановить причальную стенку в Кимрах, чтобы в город, имеющий отличные туристические перспективы, могли нормально заходить теплоходы.

Проблема обветшавших причалов и береговой инфраструктуры, особенно в малых городах, стоящих по берегам Волги, вообще была в эти дни, пожалуй, главным хитом. Свои соображения, надежды и рецепты высказывали представители самых разных сегментов туристического рынка — мэры городов, представители турбизнеса, главы судоходных компаний, яхтсмены, владельцы катеров и лодок. В ближайшее время "Корабел.ру" подготовит отдельный материал по итогам форумных дискуссий на эту тему.


Время отдыхать на реках России

Не менее актуальный вопрос — продвижение уже существующих и готовящихся программ отечественных речных круизов на внутреннем и мировом рынке. Ведь мало создать качественный продукт, надо еще и донести информацию о нем до клиентов. А на этом этапе многие спотыкаются. И не только по своей вине — часто своих ресурсов на это не хватает, тем более если ставить задачу дотянуться до иностранных потребителей. Здесь важна помощь на государственном уровне.

Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Сергей Корнеев сообщил о том, что уже с 1 июля Ростуризм запустит кампанию по продвижения нового бренда "Реки России".

— Особенность речных круизных маршрутов заключается в том, что они объединяют сразу несколько регионов. Так что "Реки России" вполне могут стать национальным брендом, который можно продвигать и внутри страны, и за рубежом. 1 июля мы запускаем маркетинговую кампанию "Время отдыхать в России". В ее рамках мы будем продвигать речные круизные маршруты различными способами и при участии наших партнеров, — пояснил Сергей Корнеев участникам форума намерения своего ведомства.

Реализовывать кампанию "Время отдыхать в России" будет подведомственная организация Ростуризма Национальный маркетинговый центр по туризму. Собственно говоря, идея эта родилась еще в прошлом году, и многие шаги уже сделаны. Просто сейчас настало время совершить рывок вперед. Исходя из этой логики, в рамках работы форума маркетинговый центр подписал сразу два соглашения о стратегическом сотрудничестве по развитию въездного и внутреннего туризма — с Московским речным пароходством и с Ассоциацией малых туристских городов.
 
Подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве / ФГУП "НМЦТ"

— У нас на данный момент уже существует сеть из восьми национальных туристических офисов за рубежом, которые проводят мероприятия, тесно работают со средствами массовой информации, с туроператорами, с туристическими агентствами. В том числе организуем информационные пресс-туры из-за рубежа в Россию, знакомя с продуктом, с регионами, с туристическим рынком России, — рассказывает корреспонденту "Корабел.ру" директор Национального маркетингового центра по туризму Юлия Мохова.

По ее сведениям, уже сейчас туристический поток начинает набирать обороты, поскольку сложилась уникальная ситуация — возможность и желание путешествовать по России имеют как отечественные, так и иностранные туристы. Из-за падения курса рубля по отношению к евро и доллару и тем и другим стало выгодно выбирать для отдыха российские маршруты.

— Россия сегодня с экономической точки зрения очень привлекательное направление, несмотря на негативный политический фон. К тому же не забывайте, что уже сейчас начинается кампания по продвижению России как хозяйки Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу 2018 года. Через наши офисы мы будем продвигать туристический потенциал одиннадцати городов, которые примут ЧМ, — говорит Юлия Мохова. И тут же вносит конструктивное предложение. — Для того, чтобы продвижение было успешнее, нужно больше информации — презентация продуктов в начале сезона, зимой. Возможно, было бы перспективнее, если бы речные операторы участвовали в выставках под объединенным стендом Visit Russia, а не отдельно под своими брендами.


Еще раз про отечественный "круизник"

Речной форум (так для простоты его называют в обиходе участники) проводится в Тверской области уже в четвертый раз, но впервые в новом статусе, с новым названием и с новым, гигантским размахом. Все, кого "Корабел.ру" спрашивал о впечатлениях от мероприятия, неизменно отмечали его отличную организацию.

— Форум "Реки России", который в этом 2016 году поменял статус с регионального на общероссийский, собрал очень много людей, заинтересованных в туристическом потенциале внутренних водных путей. Причем самых разных специалистов — государственных чиновников самого высокого ранга, губернаторов, мэров городов, крупных бизнесменов, туристических операторов, судовладельцев, судостроителей, ученых, представителей учебных заведений и других коллег, — рассказывает Геннадий Егоров, генеральный директор "Морского инженерного бюро". — Это действительно большая конференция, где можно было поговорить с десятками людей, которые вместе собираются крайне редко.

Выступление главы "МИБ" на форуме многие называли одним из самых интересных. Еще с конца прошлого года российское Министерство промышленности и торговли активно продвигает идею постройки первого за 60 лет отечественного круизного лайнера. К лету, после нескольких месяцев неопределенности, наконец, стало точно известно, кто и для кого будет строить судно — нижегородское "Красное Сормово" и астраханский "Лотос" для Московского речного пароходства. А вот вопрос о том, по какому проекту, даже не ставился — специалистам практически с самого начала было ясно, что за основу будет взят концепт PV300VD, разработанный "Морским инженерным бюро" в 2010-2015 годах по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта России в рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы".

Именно этот концепт Геннадий Егоров презентовал на форуме. Доклад вызвал большой интерес и массу вопросов.

— Судя по количеству людей, которые потом подходили, реальная перспектива получения новых круизных судов уже к 2019 году для многих достаточно неожиданна. Всем казалось, что это все просто мечты. Поэтому коллег интересовали практические подробности — когда, где, сколько и почем, экономика круизов, расход топлива, пропульсия, выполнение экологических требований. Например, неожиданным для меня был вопрос "А сколько стоит один метр такого судна?", вероятно, по аналогии с яхтами. Ответ: 6,4 млрд рублей за два судна длиной 141 м каждый. Естественно, это по нашей оценке, у заводов вполне могут быть свои расчеты. Общественность беспокоилась, что суда уйдут на более прибыльную линию Москва — Санкт-Петербург, а морские круизы по Каспию и по Черному морю отойдут в сторону, — говорит гендиректор "МИБ". — Ну и главное, практически все сказали, что они бы с большим удовольствием поучаствовали в круизе на таком новом комфортабельном и красивом судне (причем обычно все начиналось с фразы "Неужели мы будем строить такие суда?"). Приходилось отвечать, что подобный комфорт на наших реках уже есть, достаточно посетить, например, "Александр Грин", и что это уже не мечты, а вполне наша реальность, причем сделанная в стране.
 
Национальный туристский форум "Реки России" / ГК "Конкорд"

Не только плюсы

Помимо презентации концепта PV300VD на форуме перспектива строительства в России круизных судов рассматривалась и в более широких докладах. Выступали на эту тему гендиректоры круизных компаний Александр Трофимов ("Водоход") и Дмитрий Галкин ("ГАМА"). Представитель Средне-Невского судостроительного завода Екатерина Ларионова кратко рассказала о проектах пассажирских судов из композитного материала, которые реализует ее предприятие. Сам форум, в целом, она назвала очень продуктивным, показывающим вектор развития нашего туризма.

— После доклада к заводу был большой интерес. Обступили, окружили, всем хотелось пообщаться, потому что композитное судостроение — это новое направление, и у народа масса вопросов. Подходили представители проектных организаций, яхт-клубов, операторов пассажирских судов. С одной из компаний мы даже сразу договорились, что они приедут к нам на завод, — делится впечатлениями Екатерина Ларионова.

Справедливости ради надо заметить, что не у всех от форума остались исключительно позитивные эмоции.

— Я бы назвал доклады по строительству новых пассажирских судов интересными, если бы вопросы государственного финансирования этих проектов обсуждались со всеми участниками рынка, — высказал журналу "Корабел.ру" свое мнение председатель Совета директоров СК "Инфофлот" Александр Соснин. — А получается, что уже принято решение, кому государство будет оказывать содействие в строительстве флота, и теперь нам об этом рассказывают как о свершившемся факте. Рад за эти компании и за судостроителей, но думаю, что понимать четкие критерии участия в подобных программах было бы не лишним. Очень понравился доклад Михаила Корнышева из "Ника-трэвел" том, как их компания на практике возродила речные круизы по рекам Сибири. Жаль, что такие уникальные доклады были поставлены на конец дня, и не на пленарное заседание, а на одну из секций, где слушателей было очень мало.

Оценка эффективности прошедшего форума у Александра Соснина, в отличие от многих других участников, тоже разбавлена изрядной ложкой дегтя.

— Организация и представительность — хорошо, а продуктивность — средне, если не сказать хуже. Не был создан баланс между участием представителей круизных компаний и государственных чиновников. В результате получилось очень официозное мероприятие, с полным ощущением, что представители круизных компаний здесь просто зрители, и без них вполне бы обошлись. А ведь главная ценность таких мероприятий — как раз активное участие тех людей, которые на практике делают круизы. На форуме они прозвучали очень слабо. Вместо этого эти самые практики слушали доклады о программах возрождения круизного туризма с полным ощущением нахождения в параллельной реальности, — сожалеет председатель правления "Инфофлота". — И еще одно — мы живем в XXI веке, и пора уже уходить от деления участников мероприятий на "випов" и прочих. Неважно, какого высокого ранга чиновник или руководитель компании приехал на форум — все должны и общаться, и обедать вместе. Может быть, тогда и параллельные реальности начнут исчезать.
 
Автор: Ренарт Фасхутдинов
Поделиться новостью
"Средне-Невский судостроительный завод", АО
Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 648-30-50, +7 (812) 648-30-51
"СК "Инфофлот", ООО
Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 275-09-83
"ВодоходЪ", ООО Россия, Москва+7 (495) 223-96-45
"Морское Инженерное Бюро-СПб", ЗАО Россия, Санкт-Петербург+7(812)233-64-03, +7(812)232-85-38, +7(812)498-09-59
"Национальный маркетинговый центр по туризму", ФГУП Россия, Москва+7(499)110-68-59

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Коновалов Михаил Сергеевич, 01.07.2016, 07:51Понравилось резюме.  Добавлю: похоже, не было представлено предложений от экономической науки по развитию, хотя специальность по туризму есть во многих вузах. Были ли представители бассейновых управлений, от которых во многом зависит безопасность и диспетчеризация? Еще есть проблемы в межрегиональном сотрудничестве. Стратегию ВВТ приняли, но она как бы отдельно от поставленных вопросов. В советское время пароходства осуществляли полный цикл работ, теперь все разрозненно, поэтому требуется кластеризация развития ВВТ, в стратегии это, вроде, не просматривается. А без кластеризации будет ступор. Если это можно было делать в рамках межрегионального экономического взаимодействия, то теперь их нет, а нарезка федеральные округов не позволяет одному округу это осуществить. Есть еще ассоциация городов Поволжья, им бы полезно заняться этим, вот где резерв наполнения местных бюджетов. Предки это хорошо понимали, когда селились на берегах, мы сегодня - нет. Это все должна обобщать наука, далее...

Предыдущая новость