Городские власти начали подготовку к конкурсу для выбора консультанта по оценке стоимости аренды причалов и земли в петербургском порту.
Информацию о подготовке к конкурсу оценщиков "ДП" сообщили в одной из компаний города, которая планирует участвовать в конкурсе. В пресс-службе КУГИ СПб подтвердили это, однако ни о сроках объявления конкурса, ни о параметрах не сообщается. При этом прокуратура города оспаривает законность существующих договоров аренды земли, заключенных от имени КУГИ на основании того, что принадлежность портовых территорий до сих пор не определена.
Информацию о подготовке к конкурсу оценщиков "ДП" сообщили в одной из компаний города, которая планирует участвовать в конкурсе. В пресс-службе КУГИ СПб подтвердили это, однако ни о сроках объявления конкурса, ни о параметрах не сообщается. При этом прокуратура города оспаривает законность существующих договоров аренды земли, заключенных от имени КУГИ на основании того, что принадлежность портовых территорий до сих пор не определена.
Самый ценный актив
В течение 2007 г. могут быть пересмотрены сотни договоров аренды с компаниями, работающими в порту. В лучшем случае их ждет повышение ставок арендной платы в десятки раз по сравнению с нынешним уровнем, другой сценарий может привести к выставлению на торги всех используемых сейчас портовиками земельных участков и причалов. При этом представители оценочных компаний полагают, что речь будет идти о более лояльной к бизнесу методике, когда при расчете ставок учитывается рентабельность операций, проводящихся на тех или иных участках.
Сейчас около 1 тыс. га земли в петербургском порту администрация города сдает в аренду стивидорным и логистическим компаниям по крайне низким ценам, не пересматривавшимся долгие годы (счет идет лишь на десятки тысяч долларов в год). Договоры аренды причалов, находящихся в ведении ФГУП "Росморпорт", пролонгируются каждые 11 месяцев. И высокая рентабельность этого бизнеса во многом обеспечивалась именно низкой арендной платой. Поэтому главным активом любой стивидорной компании было не оборудование, а право аренды земли и причалов.
По косвенным данным, оценить стоимость аренды более 100 причалов в порту Петербурга можно примерно в $?60 млн, а аренды земли - около $?40 млн в год. После того как стивидорным компаниям придется выплачивать близкую к рыночной стоимость аренды причалов и земли (до $100 млн в год), то их рентабельность существенно сократится.
В ближайшие годы земля в порту сможет приносить городу десятки миллионов долларов.
$160 млн в год - оценочная чистая прибыль стивидорных компаний порта СПб.
есть Мнение
Рубен Тертерян, директор ООО "Агентство специальных исследований":
"Контейнерные перевозки - наиболее динамичный сегмент портового рынка.
По нашим оценкам, к концу 2006 г. контейнеров в Петербурге будет перегружено примерно на 20-25% больше, чем в прошлом году. Их число превысит 1,3 млн TEUs. Хотя рост, показанный по итогам 2005 г. в 35%, мог быть сохранен, если бы порт был обеспечен достаточной сетью автомобильных дорог. Именно нехватка дорожной инфраструктуры может помешать прогнозируемому росту числа контейнеров к 2008 г. до 2 млн TEUs.
Однако даже по пессимистичным оценкам этот уровень будет достигнут к 2010 г. При стоимости погрузочно-разгрузочных работ и сверхнормативного хранения на причале в $220-250 за один контейнер валовая выручка всех стивидоров составит около $440 млн. Их норма прибыли при этом составляет примерно 15-20%.
Кроме того, дополнительные прибыли получают также экспедиторы, таможенные брокеры и прочие смежные компании".
Лебедев Денис, N136 (2213) от 28.07.2006